Система контроллинга как современная концепция управления
Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Система контроллинга как современная концепция управления
Real estate pricing
Elena Stepanova
graduate student, East Siberia State University of Technology and Management, Russia, Ulan-Ude
Nadezhda Bulatova
Doctor of Economics, Professor, East Siberia State University of Technology and Management, Russia, Ulan-Ude
Аннотация. Непрерывная конкурентная борьба, быстро меняющаяся конъюнктура, ограниченность ресурсов и агрессивные условия внешней среды действует на любую. Данные факторы приводят к необходимости реконструкции всей системы менеджмента в организации, применения новых подходов и механизмов управления.
Abstract. Continuous competition, rapidly changing conditions, limited resources and aggressive environmental conditions affect anyone. These factors lead to the need to restore the entire system.
Ключевые слова: контроллинг, конъюнктура, система.
Keywords: controlling, conjuncture, system.
Актуальность данной темы состоит в том, что развитие любой организации происходит в условиях непрерывной конкурентной борьбы, быстро меняющейся конъюнктуры, ограниченности ресурсов и агрессивных условий внешней среды, которые приводят к необходимости реконструкции всей системы менеджмента в организации, применения новых подходов и механизмов управления. Синергия современных принципов управления приведет к созданию наиболее целостной системы, обеспечивающий создание конкурентных преимуществ предприятия.
Цель статьи заключается в анализе системы контроллинга как современной концепции управления, гарантирующей высокую стабильность предприятия.
В условиях современной экономической ситуации на мировом рынке концепция управления претерпела сильные изменения, характеризующаяся следующими чертами: позиционирование организации как «открытой» системы, находящейся в тесной взаимосвязи с внутренней и внешней средой; установление качества продукции и удовлетворения потребителей на первое место; увеличение спроса на специалистов высокого уровня; повышение роли корпоративной культуры и мотивации среди сотрудников.
Общие и специфические черты современных концепций могут быть представлены следующим образом (рис. 1).
В современных условиях глобализации экономики формируется определенные требования к управлению предприятием: системность, целостность и согласованность, основанных на индивидуальных принципах управления для отдельного предприятия, действующих в определенной стране и в соответствии с ее культурой. С этими проблемами как нельзя лучше справляется контроллинг.
Рисунок 1. Общие и специфические черты современных концепций управления
Анализ контроллинга с позиции системы управления представляет собой разделение видов управленческой деятельности, имеющих конкретную структуру, отработанные методы осуществления, порядок действий, то есть функций контроллинга. В исследованиях зарубежных и отечественных ученых и практиков в области управления и контроллинга выделяют основные из них:
– информационная функция заключается в создании объединенной информационной системы, предоставляющей сбор, анализ и отчет руководству, эффективное взаимодействие управляющих структурных подразделений организации;
– функция планирования выражается в формировании проектов комплексных планов социально-экономического развития организации на будущие периоды.;
– функция контроля проявляется в оценке достижения промежуточных результатов и конечных целей, принятии необходимых мер по ликвидации диспропорции, обеспечение повышения конкурентоспособности продукции и экономической эффективности предприятия;
– аналитическая функция направлена на достижение грамотного нормирования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, продуктивной работы подразделений; обнаружении факторов, влияющих на изменение целевого показателя; нахождении причин отклонения целевых и плановых показателей;
– интеграция –функция, которая объединяя процессы планирования, контроля, анализа и информационного обеспечения содействует достижению социально- экономических целей организации;
– функция координации согласование всех планов социально-экономического развития и работы структурных подразделений, способствующее решению стратегических, тактических и оперативных задач.
Модель на рисунке 2 состоит из трех непрерывных механизмов: целей контроллинга, объектом и субъектом подсистемы контроллинга.
Объектами воздействия контроллинга служат рыночная активность, инновации, инвестиции, логистика, информационная система, персонал.
Управляющей системой является служба контроллинга, которая, использует актуальные подходы и методики. Взаимосвязь в функциях контроллинга, представляющих собой согласование подсистем с помощью информационной базы организации, тем самым улучшая менеджмент качества организации для достижения прочных позиций на рынке.
Рисунок. 2. Модель системы контроллинга
Представленная модель системы контроллинга, устанавливающая взаимосвязь между его целями, субъектами и объектами, его инструментарием и информационной базой предприятия, должна помочь в решении задач управления и обеспечении устойчивого развития предприятия в изменчивой внешней среде.