Статья:

Проблема разрыва между показателями МРОТ и прожиточного минимума в РФ

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Солопчук М.Д. Проблема разрыва между показателями МРОТ и прожиточного минимума в РФ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема разрыва между показателями МРОТ и прожиточного минимума в РФ

Солопчук Марина Дмитриевна
студент, финансово-экономический факультет, бакалавриат ГБОУ ВПО МО «Технологический Университет», РФ, г. Королёв
Салманов Олег Николаевич
научный руководитель, д-р экон. наук, проф. ГБОУ ВПО МО «Технологический Университет», РФ, г. Королёв

 

Проблема разрыва между величиной МРОТ и прожиточного минимума является одной из наиболее острых и актуальных социальных проблем российского общества. В данной статье анализируется эффективность использования этих показателей.

В рыночной экономике на государство возложен ряд особо значимых функций. Немаловажное значение в современных условиях приобретает и социальная функция, согласно которой политика государства должна быть направлена на поддержание экономического благосостояния граждан.

Вопрос соотношения показателей МРОТ и прожиточного минимума волнует многих исследователей, так как со стороны государства привести эти величины между собой в соответствие не удается с 2001 года, хотя для решения данной проблемы было предпринято много мер.

В условиях рыночной экономики и свободного предпринимательства государство не может устанавливать размеры заработной платы работников. Однако в его власти находится достаточно действенный инструмент регулирования цены труда – минимальный размер оплаты труда. В настоящее время в РФ установлено два разных МРОТ:

1)  применяемый для исчисления штрафов, налогов и сборов, который с 1 января 2001 года был установлен в размере 100 рублей и с тех пор не менялся;

2)  применяемый для регулирования оплаты труда, а также определения размеров различных пособий, который регулярно обновляется в сторону повышения и в настоящий момент составляет 7500 рублей.

В рамках данной статьи следует рассматривать именно второй вариант минимального размера оплаты труда, а именно его величину на данный момент времени и прошлую динамику.

Так, к числу основных конституционных прав работников, в соответствии с ч.3 ст.37 Конституции, относится право на вознаграждение за труд, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, без какой бы то ни было дискриминации [1].

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума [2]. Однако с момента принятия этой нормы она так и не была исполнена.

На рис. 1 видно, что величина минимального размера оплаты труда намного отстает от прожиточного минимума, несмотря на то, что величина МРОТ в 2007 и в 2009 году значительно повысилась.

 

Рисунок 1. Динамика прожиточного минимума и МРОТ с 2000 по 2016 год

 

По планам Министерства труда минимальный размер оплаты труда должен был быть доведен до 89% от минимального прожиточного уровня в 2015-ом году, до 94% – в 2016-ом и до 100% – в 2017-ом году. Позднее был предложен новый план, исходя из которого 65% запланированы на 2017 год, а достигнуть границы в 100% планируется не раньше 2020 года.

Таблица 1.

Соотношение МРОТ к прожиточному минимуму с 2009 по 2016 год

 

Из таблицы 1 видно, что после длительного снижения отношения МРОТ к прожиточному минимуму, пик которого достигнут в 2014 году, наблюдается положительная динамика.

Прожиточный минимум необходим для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, а также расчета федерального бюджета. Прожиточный минимум – это также и ориентир для региональных и федеральных надбавок к пенсиям. А МРОТ – это другой законодательно установленный ориентир, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Помимо этого от него зависят взносы во внебюджетные фонды по самозанятым гражданам.

Установление минимального размера заработной платы, доведение его до приемлемого уровня, ведет к сокращению разрыва неравенства в оплате труда, является достаточно эффективным инструментом в борьбе с бедностью, увеличению совокупного спроса. Важно понимать, какую функцию выполняет минимальная заработная плата в России и насколько эффективен этот инструмент в установлении достойных условий жизни для низкооплачиваемой категории работников.

Однако увеличение нижнего предела оплаты труда неизбежно повлечет за собой необходимость повышать заработную плату работников, что приведет не только к повышению страховых и пенсионных выплат в бюджет, но и к необходимости повышения цен на продукцию из-за увеличения себестоимости товаров и услуг. В итоге все это может привести к разорению части предприятий малого бизнеса, росту инфляции и безработицы [4].

Сближение МРОТ с прожиточным минимумом – серьезная социально-экономическая задача, поскольку она связана с уровнем достойной жизни населения, а также с его занятостью. В настоящее время установление минимального размера заработной платы на уровне прожиточного минимума не представляется возможным.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 4. – Ст. 445.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197–ФЗ: по сост. на 02.04.2014г. // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 133.
3. Федеральная служба государственной статистики РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения: 10.11.2016).
4. Шестак О.И. Теневые и нестандартные формы занятости в реализации трудового потенциала населения в России // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 12-3 (53-3). – С. 89–92.