Статья:

Модель коррупционного поведения

Конференция: CIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Сачик К.С. Модель коррупционного поведения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(103). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(103).pdf (дата обращения: 16.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Модель коррупционного поведения

Сачик Кирилл Сергеевич
студент, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

MODEL OF CORRUPT BEHAVIOR

 

Kirill Sachik

Student of the Belarusian state university, Republic of Belarus, Minsk
 

Аннотация. В статье на основе прочитанного материала, рассматривается модель коррупционного поведения, приводятся примеры данной модели и уточняются факторы снижения коррупционных возможностей. В статье рассматривается так же распределение должностных обязанностей и вывод по данной модели.

Abstract. Based on the material read, the article examines the model of corruption behavior, provides examples of this model and clarifies the factors of reducing corruption opportunities. The article also discusses the distribution of job responsibilities and the conclusion of this model.

 

Ключевые слова: коррупция; модель; коррупционное проявление; факторы снижения коррупционных возможностей.

Keywords: corruption; model; corruption manifestation; factors of reducing corruption opportunities.

 

На сегодняшний день известно немало исследований такого явления как коррупция. Обзор математических моделей коррупции можно найти в различных источниках. Коррупция сегодня не только мешает развитию общества, но и является основной угрозой национальной безопасности для нашей страны. Поэтому представляется актуальным изучение всех ее аспектов, в том числе и изучение моделирования различных сторон коррупционного поведения. В настоящее время существует много математических моделей, описывающих конкретные коррупционные ситуации или сюжеты. В некоторых работах предпринята попытка классифицировать существующие модели. Однако, как правило, в таких классификациях либо нет четко выраженного объекта (процесса) классификации, либо ясно описанных классификационных признаков.

Существует так называемый рынок коррупционных благ, на данном рынке наиболее распространена децентрализованная коррупция. Это означает то, что сделки заключаются между должностным лицом и частным лицом. Данный рынок, можно представить в рамках белого и черного рынка. Торговля благами на этих рынках, является предметами коррупционных сделок (лицензии, налоги и т.п.). На так называемом «белом» рынке – легальном, цены фиксированы, и блага будут дефицитными. На так называемом «черном» рынке – теневом, эти же блага распространяются по «рыночным» ценам, «по закону спроса и предложения», который определяет величину «цены», т.е. взятки. Теневой характер второго рынка предопределяет возможность наказания участников, совершающих сделки на этом рынке.

Нехватка, т.е. дефицит благ, вызван экономическими механизмами согласования при негибких ценах, таких как: квотами, очередями, отсутствием информации и времени на ее приобретение. Данные механизмы могут быть естественным следствием регулирования такой экономики либо искусственно созданы теми, кто извлекает выгоду из существования второго – теневого рынка. Количество членов данной экономической системы, типы коррупционных благ, правила игры могут изменяться со временем экзогенно либо эндогенно. Конкуренция в такой экономике имеет возможность быть монополистической, олигополистической или даже совершенной. Модель экономики может быть детерминированной либо стохастической, статической либо динамической, а коррупционные блага - товарами дискретными, или делимыми. Только подобный подход дает возможность применить инструментарий совместной теории равновесия и, в частности, изучить вопросы равновесий в такой экономике, их эффективность, а также сравнительную динамику при различных экзогенных параметрах, определяющих, в частности, наказание участников теневого рынка. Я считаю, что при создании таких моделей коррупционных рынков, это даст возможность перейти от многочисленных и фрагментарных моделей коррупции к обобщающей теории коррупции, как реального экономического явления.

Модель состоит из фиксированного числа фирм и так скажем, обобщенного бюрократа. Каждая фирма владеет информацией оборотного капитала и характеризуется производственной функцией, зависящей от двух факторов: объема вложений и количества производимых в системе общественных благ.

В менее упрощенной модели следовало бы различать законодателей, устанавливающих так называемые «правила игры», и правительственных чиновников, распределяющих средства в рамках принятого бюджета.

В этой модели возможно достижение равновесия. В равновесном состоянии каждая фирма оптимальным образом распределяет имеющиеся у нее денежные средства между двумя направлениями вложений: в производство и в уплату за дотации. Бюрократ принимает оптимальное для себя решение о том, какую часть налогового сбора передать фирмам в качестве дотаций, остальное идет на производство общественных благ.

В 1981 году американские экономисты Л. Филипс, Г. Воти и К. Эскридж разработали графическую модель, показывающую соотносительную динамику затрат на борьбу с преступностью с одной стороны и потерями общества от преступной деятельности - с другой.

Данная модель применима и в случае, когда противоправная деятельность осуществляется в форме коррупции.

Абстрактно можно представить ситуацию, когда все ресурсы общества направлены на правоохранительную деятельность. В таком случае уровень преступности будет минимальным. Если же не вкладывать средства в правоохранительную деятельность и ее совершенствование, то неизбежно возрастут потери общества от коррупции.

Оптимальное решение проблемы в том, чтобы свести к минимуму совокупные издержки от коррупции, включающие потери общества от незаконных действий, следующих вслед за получением взятки и расходы на предотвращение и раскрытие преступлений.

Сейчас мы будем рассматривать коррупционное проявление на примере сферы закупок и как бороться с коррупцией в данной сфере. Нередко для производства конкретного товара необходимо использование только сырья или комплектующих, предусмотренных для этого непосредственно разработанным на предприятии техпроцессом, либо для использования конкретного вида сырья необходимо проведение его предварительных испытаний и сырье, не прошедшее таких испытаний, не может использоваться в производстве. Аналогичная ситуация может быть и с приобретаемым оборудованием, характеристики которого должны соответствовать потребностям именно самого предприятия и при выборе которого организация должна учитывать все факторы, начиная с совместимости приобретаемого оборудования с уже установленным и заканчивая размерами помещения, где это оборудование будет установлено.

Таким образом, у производственных предприятий достаточно часто возникает необходимость закупки товара конкретной марки или от конкретного производителя, когда использование аналога не допускается.

Однако как отличить случаи объективной необходимости в закупке конкретных товаров от случаев коррупции, когда товар у конкретного поставщика приобретается в результате сговора между поставщиком и лицами, осуществляющими закупку? В особенности это касается закупок сложнотехнических товаров. Ведь нередко определить наличие действительной необходимости в соответствии товара тем или иным техническим характеристикам, заявленным в описании предмета закупки, может только специалист, обладающий соответствующей квалификацией. Выявить такие правонарушения, как и большинство коррупционных преступлений, как правило, достаточно сложно. В большинстве случаев о фактах совершения таких правонарушений становится известно только в результате целенаправленной проверки соответствующих фактов.

На практике такие правонарушения значительно легче предотвратить, чем выявить после их совершения. Для этого в организациях необходимо создавать условия, при которых будет исключена или по крайней мере сильно затруднена сама возможность недобросовестного указания требуемых характеристик предмета закупки.

В первую очередь для этих целей необходимо обеспечить распределение обязанностей по определению предмета закупки и его характеристик и обязанностей по непосредственному проведению процедур закупок между соответствующими специалистами. Как правило, в организациях проведением процедур закупок занимаются уполномоченные на то специалисты по закупкам. В то же время определение предмета закупки, особенно в отношении сложнотехнических товаров, а также требований, предъявляемых к поставщикам, подрядчикам-исполнителям следует поручать соответствующим техническим специалистам, способным составить их надлежащее описание и указать необходимые характеристики. Также положительно следует оценить сложившуюся на некоторых предприятиях практику (в случае закупки сложного и дорогостоящего оборудования или специализированных сырьевых ресурсов) принятия решения об определении предмета закупки, его технических, экономических и потребительских характеристик, а также требований к поставщикам, которое принимает создаваемый для этих целей коллегиальный орган. В частности, такими органами бывают технические советы или специально созданные технические комиссии, в состав которых входят соответствующие специалисты, способные составить надлежащее задание на закупку. Как правило, в состав таких органов входят и руководители предприятия или их заместители, осуществляющие непосредственный контроль за принятием соответствующих решений.

Вторым важным фактором снижения коррупционных возможностей недобросовестных должностных лиц при определении предмета закупки, его характеристик и требований к поставщикам является создание системы персональной ответственности лиц, принимающих в этом участие. Необходимо обеспечить возложение на каждое должностное лицо, оформляющее соответствующий документ или принимающее решение, персональной ответственности за совершаемые им действия или бездействие.

Третьим фактором, позволяющим снизить риски коррупционных правонарушений в данной сфере, является документальное оформление решений, принятых должностными лицами и специалистами. Наличие документов, фиксирующих надлежащее либо ненадлежащее исполнение работниками организации заказчика своих обязанностей, позволяет при необходимости легко определить лиц, виновных в совершении правонарушения, что, в свою очередь, служит серьезным сдерживающим фактором для недобросовестных работников.

И наконец, четвертым фактором, безусловно позволяющим снизить риски коррупционных правонарушений, следует признать своевременное и надлежащее реагирование руководителей предприятий на жалобы, поступающие от лиц, принимающих участие в проводимых организацией процедурах закупок или заинтересованных принять в них участие. Следует отметить, что, как показывает практика, далеко не всегда такие жалобы бывают обоснованными. Однако сам факт надлежащего реагирования руководства организации на поступающие жалобы также служит сдерживающим фактором, предостерегающим недобросовестных лиц от совершения коррупционных правонарушений.

Для распределения должностных обязанностей и ответственности за их выполнение между лицами, принимающими участие в подготовке и проведении процедур закупок, определения надлежащего документооборота целесообразно разработать и утвердить в организации соответствующий локальный нормативный акт, в котором данные вопросы будут урегулированы.

Персональное распределение обязанностей и ответственности за их выполнение с их документальным оформлением и своевременным реагированием на поступающие жалобы в комплексе позволяют значительно снизить риски коррупционных правонарушений в сфере проведения закупок на конкурентной основе.

Исследование коррупции показывает, что уровень коррупции тем больше, чем более масштабна и чем менее эффективна перераспределительная деятельность государства. В период реформ масштабы перераспределительной деятельности (включая приватизацию) существенно возросли на фоне падения эффективности производства. Это способствовало росту коррупции, а коррупция препятствует техническому прогрессу. Я считаю, что следует выделить, что низкий темп технического прогресса создает предпосылки для коррупции, что особенно характерно для переходных экономик.

Таким образом, исследование различных, в том числе и экономических аспектов коррупции показывает, что борьба с коррупцией может быть еще более эффективной, если включает в себя следующие составляющие: постоянный сбор, обработку и анализ статистических данных о видах коррупционной активности, областях ее деятельности, мерах борьбы и их фактической результативности; изучение возможности замены коррупционных актов нормальными с точки зрения и экономики, и юриспруденции контрактами; разработку экономических институтов и правил, способствующих снижению коррупционной деятельности и уменьшению вероятности ее распространения; изучение и принятие мер по сокращению коррупции политических деятелей, ответственных за законотворчество в области экономики и государственного управления; формирование резко негативного отношения к коррупционным действиям у всех слоев населения с помощью средств информации, системы образования и культуры.

 

Список литературы:
1. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Уч. пособ. М.: ИНФРА - М, 2004 133c. 
2. Левин М.И. Цирик М.Л. Коррупция как объект математического моделирования. // Экономика и математические методы, М., Т.34., вып. 3, 1998.
3. Куракин А.В. Административно-правовые аспекты пресечения коррупции в сфере исполнительной власти. // Право и политика., № 12, 2001. 
4. Латов Ю.В. Экономика вне закона: очерки по материалам и теории теневой экономики. М.: Московский научный общественный фонд, 2004. - 33с.
5. Лебедева Н.Н. Институциональный механизм экономики: сущность структура, развитие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002 - 326с. 
6. Выборнов Р.А. Модели и методы управления организационными системами с коррупционным поведением участников. – М.: ИПУ РАН, 2006.