Статья:

Правовое регулирование контрольных мероприятий: проблемы и пути их решения

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Чистова М.А. Правовое регулирование контрольных мероприятий: проблемы и пути их решения // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(3).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование контрольных мероприятий: проблемы и пути их решения

Чистова Маргарита Александровна
студент РГАУ-МСХА им. Тимирязева, РФ, г. Москва
Шелемех Надежда Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, РГАУ-МСХА Тимирязева, РФ, г. Москва

 

Правовое регулирование является неотъемлемой частью налоговой системы.

С помощью правового регулирования осуществляется главная задача налоговой системы - обеспечение доходной части государственного бюджета, которая обеспечивается в основном за счёт налогов.

От организации правового регулирования зависит:

•   Эффективность налогового администрирования;

•   Полнота налоговых поступлений в бюджеты различного уровня;

•   Защита прав и законных интересов налогоплательщиков.

Следовательно, необходимо совершенствовать правовое регулирование контрольных мероприятий, так как несовершенство и постоянные изменения налогового законодательства способствуют уклонению от уплаты налогов.

Можно выделить следующие проблемы правового регулирования контрольных мероприятий:

1. Несовершенство проведения налоговых проверок

Налоговые проверки являются основной формой налогового контроля. При проведении проверок налоговые органы в первую очередь сталкиваются с проблемами организационного и нормативно-правового характера, что мешает в свою очередь повышению эффективности проведения проверок.

Так например при проведении камеральных налоговых проверок можно выделить следующую группу проблем:

• Сильная загруженность налоговых инспекторов. Из-за большой текучести кадров на одного инспектора приходится большой объём работы, следовательно время на проверку одной декларации уменьшается, что в свою очередь приводит к тому что декорации проверяются менее внимательно. Данную проблему можно решить увеличение штат отдела камеральных налоговых  проверок.

• Ограниченный срок проведения налоговой проверки ( 3 месяца с даты предоставления декларации. Например если налогоплательщик заявляет достаточно крупную сумму НДС к возмещению из бюджета. В таком случае налоговый орган должен запросить дополнительные документы подтверждающие право на данный вычет и провести мероприятия налогового контроля, что часто затруднено тем, что налогоплательщик сознательно оттягивает срок предоставления необходимых документов.

• Данная проблема так же связана с налогом на добавленную стоимость - это неправильное указание кодов в книгах покупок и продаж. Налогоплательщики могут несознательно указать неправильной код, что дальнейшем приведёт к проблемам приведённых данных указанных в разделах 8 и 9 декларации по НДС. Проблему можно решить если проводить мероприятия по повышению грамотности налогоплательщиков.

Основной проблемой связанной с проведение выездной налоговой проверки является подготовок плана проведения выездной налоговой поверки. Данный план основывается на проведения перечня контрольных мероприятий связанных с отбором налогоплательщиков относящихся к зонам риска. Критериями риска является налоговая нагрузка и уровень рентабельности налогоплательщика  в сравнение со средним показателем по отросли.

Данные показатели не всегда могут говорить о том, что налогоплательщик специально занижает доходы или завышает расходы для снижения налогооблагаемой базы, следовательно они не могут обеспечить достаточную доказательную базу для выводов о наличии нарушений.

При отборе налогоплательщиков относящийся к зонам риска налоговый орган в первую очередь должен руководствоваться  анализом проведённым по всей имеющейся информации о данном налогоплательщике, следовательно имеет смысл закрепить данную процедуру нормативным актом и увеличить срок анализа налогоплательщика перед тем, ка внести его в план проведения выездной проверки.

2. Участие налоговых органов в процессе исчисления и уплаты налогов налогоплательщиками

Так как налоговый орган является в первую очередь контрой органом, то следовательно он должен следить за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами норм налогового законодательства, следить за правильностью исчисления и уплаты налогов и не предпринимать каких либо действий, кроме контрольных.

3. Необходимость оценки добросовестности и разумности налогоплательщика

Данная проблема требует обязательной регламентации законодательством, так как порождает высокую долю субъективности в налоговом контроле. Так же добросовестность налогоплательщика должна выражать общую концепцию развития налогового права.

4. Низкий уровень культуры уплаты  налогов и сборов

Уплата налогов воспринимается налогоплательщиками, как отчуждение собственного имущества  в пользу неопределённого субъекта, а не источник для осуществления государством своих функций и задач (реализация государственных социальных программ, исполнение прав граждан на бесплатное жильё, качественную медицину и т.д. ).

Данная проблема отражается и на работе налоговых органов.

Это связано с планами доначисления налогов и сборов, которые формируются перед каждой налоговой проверкой (это плохо сказывается на качестве контрольных мероприятий).

Таким образом, на современном этапе развития системы налогового контроля необходимо отметить существование серьёзных проблем, которые можно систематизировать на два уровня — внутренние и внешние.

При этом, в качестве внутренних проблем выступает проблема налоговых отношений, актуальная как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.

Внешние проблемы, в свою очередь, складываются из объективных обстоятельств, куда входят технико-юридические проблемы — наличие правовых коллизий в нормах налогового права и в нормах иных отраслей̆ права; недостаточно четкая регламентация контрольных мероприятий, а также субъективных проблем.

Последние включают в себя проблему необходимости использования личностных оценочных критериев при проведении контрольных мероприятий, что приводит к большой̆ доле усмотрения государственных служащих контролирующих органов.

Решение данных проблем является важным и необходимым этапом для достижения цели прозрачной̆ и эффективной̆ налоговой̆ системы, обеспечивающей̆ поступления налоговых доходов в бюджеты с максимальным соблюдение прав и интересов налогоплательщиков.

Формирование мероприятий по преодолению изложенных выше проблем должно носить комплексный̆ характер, учитывающей̆ специфику российских условий и длительные промежутки времени до их реализации.

 

Список литературы:
1. Евсегнеев, Е. Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум. — М.: Проспект, 2014. — 520 с.
2. Караваева, Н. В. налоговое регулирование рыночной экономики. — М.: ЮНИТИ, 2011.
3. Пименов Н. А., Родионов Д. Г. Налоговый менеджмент.-М: Юрайт, 2016. - 306 с.
4. Шаталов, С. Д. //Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы// — М.:МЦФЭР, 2012
5. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Учебник и практикум / под ред. Л. И. Гончаренко // — М.: Юрайт, 2014.