Статья:

Актуальное положение сферы услуг высшего образования

Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Башлак М.А., Малхасян В.С. Актуальное положение сферы услуг высшего образования // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(14).pdf (дата обращения: 22.09.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальное положение сферы услуг высшего образования

Башлак Максим Анатольевич
студент, Гомельский государственный университет, РБ, г. Гомель
Малхасян Вячеслав Сергеевич
студент, Гомельский государственный университет, РБ, г. Гомель
Казущик Анна Александровна
научный руководитель, доцент, канд. экон. наук, доцент, Гомельский государственный университет, РБ, г. Гомель
Бонцевич Николай Васильевич
научный руководитель, доцент, док. экон. наук, доцент, Гомельский государственный университет, РБ, г. Гомель

 

Несомненно, что положение сферы услуг высшего образования в значительной мере зависит от социально-экономического положения страны, развития культурной и производственной сферы. В этой связи стоит отметить, что по индексу уровня образования, Республика Беларусь занимает двадцатое место в мире (индекс 0,83), что соответствует группе развитых стран, опережая при этом все постсоветские страны, за исключением Эстонии и Литвы (ближайшие соседи – Россия и Украина находятся на 32 и 36 месте соответственно) [10].

Начиная с 1990 г. в Республика Беларусь количество вузов в целом возросло. В 1990 г. было 33 высших учебных заведения, а в 2017-2018 учебном году – 51 [11, c. 35]. C учетом демографической ситуации происходит оптимизация вузовской сети: например, в 2011-2012 учебном году высших учебных заведений было больше – 55 [11, с. 35]. До 2011-2012 учебного года численность студентов росла. В 1990 г. было 188,6 тыс. студентов, а в 2011-2012 учебном году – уже 445,6 тыс. (рост превысил 235%) [11, с. 35]. После этого численность студентов под воздействием демографических факторов снижалась и составила в 2017-2018 учебном году 313,2 тыс. человек [11, с. 35]. Падение произошло за счет дневной и заочной форм обучения, тогда как количество студентов с вечерней формой обучения даже немного выросло [11, с. 35].

В целом высшее образование в Республике Беларусь имеет массовый характер. Наблюдается увеличение числа магистрантов, что можно связать с распространением тенденции «непрерывного обучения». Так, в 2016-2017 учебном году на магистратуру было принято 7654 чел. [11, с. 43].

Охват молодежи в возрасте 17-21 год высшим образованием в 2011 г. составил 87,3%, а в 2016 году уже увеличился до 95,5% [12, с. 12]. То есть, в ближайшие годы на рынок труда Республики Беларусь будут приходить все более и более квалифицированные кадры. Вместе с тем стоит отметить, что полученные молодежью знания и навыки не всегда соответствуют реальным потребностям рынка, как в разрезе специальностей, так и в разрезе полученных навыков.

Количество преподавателей с учеными степенями в Республике Беларусь составляет чуть менее половины всей численности – 45,5% [11, с. 42]. Интересно, что в общемировой практике данный показатель обычно находится в пределах 60-65%.

Финансирование образования со стороны государства – один из основных показателей в системе образования. За последние 10 лет государство финансировало образование в среднем на 5,51% от совокупного валового внутреннего продукта. По этому показателю Республика Беларусь не уступает развитым государствам.

Развитие сферы образования в Республике Беларусь происходит на фоне снижения прироста населения, что в перспективе будет отрицательно воздействовать на рынок труда, а также в целом на экономику. После пика рождаемости в середине и конце 1980-х гг., произошло резкое ее снижение в 1990-х гг. Поскольку в вузы поступают больше всего в возрасте 17-19 лет, в настоящее время количество абитуриентов резко снизилось. Если в 2010 г. в вузы Республики Беларусь было принято 100,5 тыс. студентов, то в 2016 г. только 62,7 тыс. [11, с. 6]. Такая тенденция, как ожидается, продолжится еще несколько ближайших лет.

В целом, высшее образование в Республике Беларусь имеет ряд достоинств:

– стабильный количественный и качественный состав педагогических и научно-педагогических работников в учреждениях высшего образования;

– происходит, хотя и недостаточно интенсивно, международная интеграция белорусской системы высшего образования в мировой и европейский образовательный процесс;

– рынок образовательных услуг реагирует, хотя и с некоторым запозданием, на появление новых специальностей и спрос на специалистов нового уровня.

Вместе с тем можем указать и на некоторые недостатки на рынке образовательных услуг высшего образования Республики Беларусь:

­– отчасти устаревшая материальная, инфраструктурная база учебных заведений, несовершенный менеджмент в сфере образования;

– отсутствие реальной финансово-экономической, структурной автономии белорусских высших учебных заведений;

– отсутствие действенных механизмов привлечения средств для поддержки перспективных научных исследований в учреждениях высшего образования;

– отсутствие традиций реальной конкуренции образовательных программ, преподавателей, поставщиков образовательного продукта;

– снижение спроса на образовательные услуги вследствие негативных демографических процессов;

– неполное соответствие уровня выпускаемых вузами специалистов постоянно растущим требованиям рынка;

– недостаточный уровень интеграции белорусского образования в мировое образовательное пространство.

Выводы. На сегодня в Республике Беларусь сформированы все основные элементы рынка услуг высшего образования, которые необходимы для его эффективного функционирования.

Для сохранения конкурентных позиций и обеспечения устойчивого развития белорусская система высшего образования требует проведения действенных реформ, создания эффективной системы обеспечения качества услуг высшего образования, дальнейшей международной интеграции образовательной системы.

Существует ряд проблем, снижающих эффективность функционирования этого рынка. Для преодоления этих негативных тенденций следует улучшить конкурентоспособность высших учебных заведений Республики Беларусь, проанализировав перечень специальностей и качество подготовки с точки зрения потребностей государства и рынка.

Также необходимы изменения в направлении обеспечения интеграции образования и науки.

Нужно мотивировать работодателей к сотрудничеству с вузами в части предоставления мест для прохождения практики и вакансий дипломированным специалистам.

Также важно и в дальнейшем увеличивать экспорт образовательных услуг, привлекая к обучению в белорусских вузах иностранных студентов, что не только обеспечивает валютные поступления в страну, но и поднимает престиж белорусского образования в мире.

Следует пересмотреть направления финансирования образовательных программ вузов с целью дальнейшего сокращения таких направлений как экономика и право в сторону увеличения финансирования актуальных инженерных специальностей и IT.

 

Список литературы:
1. Рейтинг стран мира по уровню образования [Электронный ресурс]. – URL: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения: 06.03.2018).
2. Образование в Республике Беларусь (2017/2018 учебный год): статистический бюллетень. – Минск, 2016. – 47 с.
3. Система образования Республики Беларусь в цифрах: аналитическое издание. – Минск, 2017. – 73 с.