ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(256)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(256)
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
На сегодняшний день в Российской Федерации одной из важнейших задач является обеспечение безопасности абсолютно всех субъектов общественных отношений, от граждан до государства. В данном случае под обеспечением безопасности понимается охрана и защита прав, свобод и интересов, как отдельных субъектов, так и всего общества в целом. И одной из главных угроз безопасности и благоприятному развитию в государстве и обществе является экстремизм, во всех его видах и проявлениях.
В первую очередь, перед тем как охарактеризовать систему преступлений экстремистской направленности, необходимо кратко отметить, что на сегодняшний день понимается под экстремизмом. В федеральном законе № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», вст. 1 также отсутствуют легальное понятие экстремизма, и регламентируется только система деяний, являющиеся элементами экстремистской деятельности. Наиболее правильным в данном случае будет определение, указанное в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., подписанной и ратифицированной Российской Федерацией. В данном случае под экстремизмом понимается какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация незаконных вооруженных формирований или участие в них.
По мнению А. В. Петрянина унификация норм, регламентирующих ответственность за преступления экстремистской направленности, представляет собой разновидность систематизации путем сокращения этих норм, через обеспечение определенного их тождества, в первую очередь основанного на особенностях объекта посягательства (общественная безопасность, конституционный строй, мир и безопасность человечества) и мотивации преступного поведения (совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), в целях приведения их к единообразию и повышения эффективности их применения[3, с. 270].
Хотелось обратить внимание, что, исходя из ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 № 114 «О противодействии экстремистской деятельности», законодатель в качестве экстремизма признает «публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность». Из данной формулировки напрашивается вывод о том, что терроризм выступает разновидностью экстремизма. Такого рода выводы можно сделать из норм Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». Анализ нормативно-правовых актов позволил сделать вывод, что несмотря на то, что данные категории имеют схожие черты, позволяющие рассматривать терроризм в качестве формы проявления экстремизма, данные термины не являются тождественны друг другу и не могут рассматриваться в качестве синонимов.
В рамках деятельности правоохранительных органов предпринимаются попытки определения четкого перечня преступлений экстремисткой направленности. В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21.03.2018 № 156-ФЗ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности»[1] к рассматриваемой группе преступлений предлагается относить закрытый перечень деяний, при условии, если они совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
На сегодняшний день действует Указание Генпрокуратуры России № 11/11, МВД России № 1 от 17.01.2023 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»[2], которое включает в себя три группы преступлений.
Полагаем, что данная система преступлений на сегодняшний день является весьма условной, т.к. группы преступлений экстремистской и террористической направленности, входящих в нее, не соответствуют нормативным установлениям, отраженным в примечании 2 к ст. 282.1 УК РФ и в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности».
Считаем, что на сегодняшний день назрела проблема в систематизации преступлений экстремистской направленности, которая выражается в виде неопределенности содержания критериообразующих признаков рассматриваемой группы преступлений и отсутствием легального определения таких дефиниций, как «экстремизм» и «экстремистская деятельность».
Анализ научных трудов, нормативно-правовых актов позволил сформулировать следующие выводы:
- на сегодняшний день существует 2 группы преступлений: преступления экстремистской направленности; вторую группу преступлений образуют деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- преступления экстремистской направленности – это такие деяния, которые направлены на подрыв общественной безопасности, конституционного строя и мира, и безопасности человечества, основанные на политических, идеологических, расовых, национальных и религиозных мотивах, предусмотренные ст.ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4,205.5, 206, 207, 208, 212, 239, 277, 278, 279, 280, 280.1, 281, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 3541, 357, 360 УК РФ.