Статья:

СТРЕСС КАК ФАКТОР РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(256)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
СТРЕСС КАК ФАКТОР РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Закирова С.Б. [и др.]. 2023. № 33(256). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/256/131167 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРЕСС КАК ФАКТОР РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Закирова Саида Бахтияровна
студент, кафедра физики, медицинской информатики и биологии, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, Киргизия, г. Бишкек
Базуева Аминат Сайпудиновна
студент, кафедра физики, медицинской информатики и биологии, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, Киргизия, г. Бишкек
Кадиров Альмир Амируллаевич
студент, кафедра физики, медицинской информатики и биологии, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, Киргизия, г. Бишкек
Когадей Арина Юрьевна
студент, кафедра физики, медицинской информатики и биологии, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, Киргизия, г. Бишкек
Турдыев Алихан Бахтиярович
студент, кафедра физики, медицинской информатики и биологии, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, Киргизия, г. Бишкек
Кобзарь Вера Николаевна
научный руководитель, д-р биол. наук, профессор, Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина, Киргизия, г. Бишкек

 

Актуальность. Студенты первого курса медицинских вузов чаще других испытывают состояние дезадаптации. Это обусловлено их новой ролью, а именно: повышенной статической нагрузкой, нарушением режима сна-бодрствования, возможной сменой места жительства, потерей привычного круга общения. Все эти условия делают этот контингент студентов уязвимым перед различными стрессовыми ситуациям. Неадекватная учебная нагрузка может спровоцировать аллергические реакции, которые можно рассматривать как реакцию организма на стресс. Исходя из актуальности и социальной значимости проблемы, цель настоящей работы заключалась в выявлении зависимости аллергических реакций от стресса как фактора риска возникновения аллергических заболеваний у студентов-первокурсников медицинского факультета КРСУ.

Материалы и методы. Анкета-опросник в анонимной и конфидициальной форме использовалась для оценки связи стресса и аллергических заболеваний у студентов. Разработанная нами анкета включала 32 вопроса: 3 развернутых вопроса по аллергическим реакциям (физиологический стресс), остальные по эмоциональной сфере, включающей признаки эмоционального и интеллектуального стресса. При статистической обработке полученных данных была использована стандартная программа «SPSS».

Результаты исследования. Результаты анкетирования базируются на статистической обработке анкет 142 студентов: 52,1% – респонденты женского, 47,9% – мужского пола.  63,3% анкетированных студентов отметили наличие у них аллергических заболеваний. Этиологический спектр выявленных аллергенов продемонстрировал абсолютное преобладание пищевых аллергенов (63,3%). Далее в убывающем порядке располагалась пылевая (42,2%), пыльцевая (31,6%), лекарственная (21,1%) и инсектная аллергия (12,6%). В структуре заболеваемости по частоте встречаемости лидировали симптомы  аллергического ринита (62,6%), конъюнктивита (21,1%) и кожных проявлений (19,7%). Поскольку эмоциональный стресс является одним из наиболее важных для студентов, мы проанализировали их эмоциональную сферу (27 проблем). У респондентов была выявлена триада преобладающих позитивных эмоций: откровенность и чистосердечность (75,3%), интерес к новизне (67,6%), приветливость,  энергичность, внимательность (62,6%). Интеллектуальные проявления стресса наблюдаются у студентов в период повышенных учебных нагрузок (контрольные, зачеты и экзамены). Триаду отрицательных проявлений эмоционального фона характеризует нервозность из-за ожидания (85,2%),  потеря сна (68,3%), глубокое переживание стрессов, чрезмерность эмоциональных проявлений (60,5%). На возникающее чувство голода указали 80% анкетированных студентов. На вопрос: связывают ли студенты ухудшение состояния при аллергии с изменениями настроения, сниженным эмоциональным фоном, 49,2% из них ответили положительно. Следовательно, острый и хронический стресс может выступать фактором. провоцирующим у студентов аллергические состояния, что усложняет терапию аллергических заболеваний.

Заключение. Триада позитивных эмоций у респондентов включала: откровенность и чистосердечность (75,3%), интерес к новизне (67,6%), приветливость, энергичность, внимательность (62,6%). Тройка негативно окрашенных эмоций: потеря сна (42,7%), вялость, усталость, рассеянность (42,7%), глубокое переживание стрессов, чрезмерность эмоциональных проявлений (35,3%), что свидетельствует о хроническом стрессе. Примерно половина анкетированных студентов (49,2%) связывают ухудшение состояния при аллергии с изменениями настроения, сниженным эмоциональным фоном. Перспективным направлением изучения поставленной проблемы является разграничения видов стресса у студентов, оценка уровней устойчивости к ним, разработка методов стрессоустойчивости.

 

Список литературы:
1. [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://dgb-19.ru/blog/kak-otlichit-allergiju-ot-stressa-simptomy-i (дата обращения 01.10.2023).