Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(257)

Рубрика: Безопасность жизнедеятельности

Выходные данные
Еремкина Е.В. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 34(257). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/257/131185 (дата обращения: 14.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Еремкина Елена Владимировна
студент института безопасности жизнедеятельности, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, РФ, г. Москва

 

ORGANIZATION OF MEASURES TO PREVENT AND ELIMINATE OIL AND PETROLEUM PRODUCTS SPILLS ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION. PROBLEMATIC ISSUES, SOLUTIONS

 

Elena Eremkina

Student of the Institute of Life Safety Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Russia, Moscow

 

Аннотация. В представленной работе анализируется порядок проведения и требования в части организации и проведении комплексных учений по подтверждению готовности к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов эксплуатирующих организаций. Рассмотрены и разъяснены положения правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» - основного регламентирующего нормативно-правового акта, регулирующего данную деятельность. Рассмотрен ряд проблемных вопросов, предложены пути их решения.

Abstract. The presented paper analyzes the procedure for conducting and requirements regarding the organization and conduct of complex exercises to confirm readiness for actions to localize and eliminate oil and petroleum product spills of operating organizations.

The provisions of the rules approved by the Decree of the Government of the Russian Federation No. 2451 dated December 31, 2020 "On Approval of the Rules for the Organization of Measures to Prevent and Eliminate Oil and Petroleum Product Spills on the Territory of the Russian Federation, with the Exception of the Internal Sea Waters of the Russian Federation and the Territorial Sea of the Russian Federation, as well as on the Invalidation of Certain Acts of the Government of the Russian Federation Federation" - the main regulatory legal act regulating this activity. A number of problematic issues are considered, ways to solve them are proposed.

 

Ключевые слова: нефть, нефтепродукты, тренировка, предупреждение, локализация, ликвидация.

Keywords: oil, petroleum products, training, warning, localization, liquidation.

 

Введение. В современном мире нефть является одним из основным источником энергии. На данный момент мировые запасы нефти оцениваются в 1757 миллиардов баррелей. Лидерами по запасам являются страны:

Венесуэла, Саудовская Аравия, Иран. Россия занимает 8 место с запасами примерно в 80 миллиардов баррелей. Мировая добыча составляет примерно 100 миллиардов баррелей в день.

Россия добывает в среднем по 10 миллиардов баррелей в день, что составляет примерно 10% от общемировой добычи. В связи с этим актуальность безопасной эксплуатации объектов нефти и нефтепереработки имеет особую важность для нашей страны. Регулирование, контроль и выполнение мероприятий по безопасности в значительной мере позволяет снизить риск возникновения аварий и техногенных происшествий [4, с. 18].

Основная часть.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, устанавливающим требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, является постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление).

Принятым Постановлением утверждены критерии определения объектов, эксплуатанты которых обязаны разрабатывать и согласовывать с Росприроднадзором (его территориальным органом) Планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее – План), а именно: максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей, - 0,5 тонны и более; максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более [1, с 3].

Территориальные органы МЧС России в согласовании и утверждении Планов разлива нефти не участвуют.

Под председательством территориального органа МЧС России раз в 3 года проводятся комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (далее – Комплексные учения).

 Для этого эксплуатирующая организация направляет в адрес территориального органа МЧС России уведомление о проведении комплексных учений и план комплексных учений.

При согласовании плана комплексных учений, территориальный орган МЧС России информирует территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации (далее – комиссия).

По результатам проведения комплексных учений готовит заключение о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в ходе проведения комплексных учений (далее – заключение).

После получения заключения эксплуатирующая организация направляет уведомление об утверждении плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в течение 14 календарных дней со дня его утверждения с приложением копии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и заключения на электронном носителе: в территориальный орган МЧС России; в территориальный орган Министерства экологии и природопользования; в территориальный орган Ростехнадзора, для которого разработан и утвержден эксплуатирующей организацией план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; в Федеральное агентство морского и речного транспорта (при наличии объекта, расположенного на внутренних водных путях).

Неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, является нарушением ст. 8.50 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа.

Вместе с тем в ходе проведения комплексных учений возникает ряд проблемных вопросов, решение которых не регламентированы в Правилах, а именно:

какое минимальное количество ведомств должно участвовать в комиссии по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, что бы комплексные учения явились состоявшимися;

какие действия должны быть при отсутствии соответствующего ведомства, уведомленного установленным порядком о дате и времени проведения комплексных учений;

регламент проведения комплексных учений в случае, если эксплуатирующая организация осуществляет транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, соединяющим два и более субъектов Российской Федерации. Учитывая, что в состав комиссии помимо сотрудников МЧС входят представители других ведомств, так же имеющие свою региональную привязку, возможность объединения комиссии в одном регионе и сокращения количества учений становится маловероятным. В противном случае возникает вероятность проведения учений для каждого ОПО в каждом субъекте.

С 31 августа 2023 года МЧС России на Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) выведена государственная услуга «Выдача заключения по результатам комплексных учений» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1279 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования». Данная услуга должна быть оказана в срок, не превышающий 8 рабочий дней, что противоречит срокам, установленным Постановлением [3, с. 4].

Все эти вопросы требуют коллегиального решения и более детальной проработки в нормативно-правовых актах федерального значения с последующим изменением и дополнением.

Выводы. Тема разливов нефти и нефтепродуктов является как никогда актуальной. Ущерб окружающей среде при каждой аварии колоссален и речь не о денежном эквиваленте, а о невозможности в кратчайшие сроки восстановления естественной природной среды.

Более детальная проработка всех вопросов, касающихся нефтепродуктов, а также внесение изменений в законодательство Российской Федерации позволит улучшить и облегчить проводимую работу, а также обезопасить природную среду и граждан от негативного воздействия.

 

Список литературы:
1. Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2451 // Российская газета. - 2021. - с. 18.
2. Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2020 №2124 // Российская газета. - 2020. - с. 11.
3. О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 № 1279 // Российская газета. - 2021. - с. 11.
4. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. - М.: Правительство Московской области, 2015. - 360 с.
5. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Я.Д. Вишняков. - М.: Академия, 2019. - 256 с.
6. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природо-техногенной сфере. Прогнозирование последствий / Б.С. Мастрюков. - М.: Academia, 2016. - 368 с.