Статья:

ВЛИЯНИЕ НАГРУЗОК НА СОСТОЯНИЕ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ И ДОРОГ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(259)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Шарафутдинова Д.М. ВЛИЯНИЕ НАГРУЗОК НА СОСТОЯНИЕ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ И ДОРОГ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 36(259). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/259/131769 (дата обращения: 11.01.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ НАГРУЗОК НА СОСТОЯНИЕ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ И ДОРОГ

Шарафутдинова Диана Минзагитовна
магистрант, Академия строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета, РФ, г. Самара
Дормидонтова Татьяна Владимировна
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Академия строительства и архитектуры Самарского государственного технического университета, РФ, г. Самара

 

Аннотация. Главной задачей мостовых сооружений на автомобильных дорогах является обеспечение безопасного и эффективного движения транспорта через преграду. Они должны быть спроектированы и построены с учетом ожидаемой нагрузки, чтобы выдерживать требуемые нагрузки от автомобилей и грузовиков, а также учитывать факторы безопасности, такие как ветровые нагрузки и возможность проскальзывания автомобилей. Основной целью данной статьи является показать, как собираются нагрузки на автомобильные дороги, тем самым имеют влияние на мостовое сооружение.

 

Ключевые слова: мостовое сооружение, автомобильные дороги, нагрузки, расчеты.

 

Мостовое сооружение – это инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями.

Автомобильная дорога - это специально обустроенная и предназначенная для движения автомобилей и других транспортных средств транспортная инфраструктура.

Мосты должны быть спроектированы и построены с учетом ожидаемой нагрузки, и если дороги не соответствуют этим требованиям, то мосты могут быть подвержены повреждениям. Поэтому важно регулярно оценивать нагрузку на дороги и соответствующим образом модернизировать мостовые сооружения.
Также следует отметить, что изменение нагрузок может быть временным или постоянным. Например, во время строительства или ремонта дороги может быть увеличена нагрузка на мосты из-за наличия тяжелой строительной техники. В таких случаях необходимо принять меры для временного усиления мостовых сооружений, чтобы они могли выдержать временную повышенную нагрузку (усиление, например, углеволокном или установкой дополнительных балок).

В общем, изменение нагрузок на дороги может быть значительным фактором, влияющим на состояние мостовых сооружений. Недостаточная прочность или несоответствие дорог требованиям нагрузки может привести к повреждениям мостов. Поэтому необходимо учитывать изменение нагрузок при проектировании и строительстве мостовых сооружений, а также регулярно оценивать нагрузку на дороги и модернизировать мосты при необходимости. Это поможет обеспечить безопасность и долговечность мостовых сооружений.

Сбор нагрузок на мостовое сооружение имеет значительное влияние на его проектирование и конструкцию. Нагрузки могут быть статическими или динамическими, а также постоянными или временными.

Статические нагрузки включают собственный вес мостового сооружения, вес дорожного покрытия, снеговую нагрузку и постоянные нагрузки от транспорта. Для учета этих нагрузок используются различные методы расчета, такие как метод конечных элементов или метод балок.

Динамические нагрузки возникают от движущихся транспортных средств и могут быть вызваны колебаниями и вибрациями. Они могут быть предсказаны с помощью математических моделей и учета параметров движения транспорта.

Временные нагрузки могут возникать при проведении строительных работ на мостовом сооружении или при проведении ремонтных работ. Они должны быть учтены при проектировании и строительстве, чтобы обеспечить безопасность и стабильность сооружения.

Сбор нагрузок

К разработанной КЭ модели были приложены следующие виды нагрузок:

  • нагрузка от собственного веса: задавалась в автоматическом режиме в ПК «Midas Civil»;
  • нагрузка от веса мостового полотна – вес слоев покрытия, барьерного и перильного ограждений;
  • нагрузка от подвижного состава – нагрузки А14 и Н14;
  • нагрузка от пешеходов на тротуарах.

Коэффициенты надежности принимались согласно СП 35.13330.2011 [1]   и ГОСТ 33390-2015 [2].

Постоянные нагрузки (пример)

Нормативные и расчетные интенсивности от всех постоянных нагрузок, приходящиеся на главные несущие элементы пролетного строения, использованные при определении усилий в программе «Midas Civil», приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Нормативные и расчетные интенсивности постоянных нагрузок от собственного веса, использованные при определении усилий в расчетной схеме программы «Midas Civil»

Наименование нагрузки

Толщина, м

Объемный вес, тс/м3

Нормативная интенсивность

Коэффициент
надежности, γf

Расчетная
интенсивность

Собственный вес плит П1-П14

Посчитан автоматически в программном комплексе «Midas Civil»

Собственный вес монолитной плиты

Посчитан автоматически в программном комплексе «Midas Civil»

Гидроизоляция плит П1-П14

0.005

1.5

0.0077 тс/м

1.3

0.0100 тс/м

Асфальтобетон плит П1-П14

0.110

2.5

0.2833 тс/м

1.5

0.4249 тс/м

Гидроизоляция переходных плит

0.005

1.5

0.0075 тс/м

1.3

0.0098 тс/м

Асфальтобетон переходных плит

0.330

0.450

2.5

0.8250 тс/м

1.1250 тс/м

1.5

1.2375 тс/м

1.6875 тс/м

Барьерное ограждение металлическое

-

-

0.05 тс/м

1.1

0.055 тс/м

Перильное ограждение

-

-

0.03 тс/м

1.1

0.033 тс/м

 

Нагрузка от транспортных средств

Параметры и размещение подвижных нагрузок (АК, НК) приняты согласно СП 35.13330.2011 [1].

Воздействие подвижных нагрузок учитывалось с соответствующими коэффициентами надежности по нагрузке, динамическими коэффициентами и коэффициентами полосности.

Коэффициенты полосности нагрузки А14:

Для тележки = 1 для первой и 0.6 для остальных полос.

Для полосы = 1 для первой и 0.6 для остальных полос.

Коэффициенты динамичности и надежности внесены в таблицу 2.10.

Интенсивность пешеходной нагрузки принималась равной:

– при учете совместно с нагрузкой АК – 3 кПа согласно Изменениям № 3 к СП 35.13330.2011 [1];

– при учете только нагрузки на тротуарах – 4 кПа.

Таблица 2.

Коэффициенты надежности и динамичности

 Нагрузка

Коэффициенты

динамический

надежности

Тележка АК

1.3

1.5

Полоса АК

1.0

1.25

Горизонтальные поперечные удары

1.0

1.15

Горизонтальная продольная от торможения

1.0

1.15

НК

1.0

1.1

Пешеходы совместно с АК

1.0

1.2

Пешеходы без АК

1.0

1.4

 

Дополнительно учитывалась горизонтальная нагрузка от транспортных средств. Нормативную горизонтальную поперечную нагрузку от ударов нагрузки АК следует принимать наибольшим из воздействий, прикладываемых в уровне верха покрытия проезжей части:

– равномерно распределенная нагрузка с интенсивностью:

– сосредоточенная сила:

Нормативную горизонтальную продольную нагрузку от торможения или сил тяги подвижного состава при расчете элементов пролетных строений и опор следует принимать:

– 50% от веса равномерно распределенной части нагрузки АК:

– минимальное значение:

– максимальное значение:

Следовательно, с двух полос с учетом коэффициента полосности имеем:

Высота приложения нагрузки принимается согласно п. 6.18 и равна в нашем случае 1.79 м (1.5 м от верха покрытия проезжей части).

Согласно указаниям п. 5.6 ГОСТ 33390-2015 [2], продольная горизонтальная нагрузка от торможения и силы тяги должна распределяться между всеми опорами пропорционально их жесткостям.

 

Список литературы: 
1. СП 35.13330.2011. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03–84. М.:ФГУП ЦПП, 2011. 347 с.
2. ГОСТ 33390-2015. Дороги автомобильные общего пользования. Мосты. Нагрузки и воздействия. 
3. ГОСТ 33178- 2014. Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов. 
4. ГОСТ 33178- 2014. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог.