Обучение школьников, проживающих на территориях с высоким техногенным риском, безопасному поведению.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(26)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(26)
Обучение школьников, проживающих на территориях с высоким техногенным риском, безопасному поведению.
Иркутская область располагает мощным промышленным потенциалом, который имеет общероссийское значение и играет важную роль и в экономике всей Сибири [1].
В области работают крупнейшие в нашей стране предприятия целлюлозно-бумажной промышленности - Братский и Усть-Илимский ЦБК, производящие 12 % от общего объема продукции в РФ.
В связи с этим некоторые районы области подвержены высоким техногенным рискам связанных с возможностью аварий на производстве и аварийными выбросами большого количества токсичных веществ в атмосферу, сбросов в воду[2].
Для снижения рисков целесообразно обучать население, в первую очередь детей, правильным действия в случае техногенной аварии.
Знания алгоритма безопасного поведения и умение ему следовать при авариях возможных в данном конкретном районе позволит спасти жизнь и сохранить здоровье в случае чрезвычайной ситуации [3,5].
Такое обучение может проходить в ходе учебного процесса по ОБЖ, во внеклассной работе, в процессе дополнительного образования.
Целью нашей работы является обучение детей действиям при авариях и других чрезвычайных ситуациях на техногенных объектах своего региона.
В ходе работы мы выяснили источники риска, разработали алгоритм обучения детей действиям при ЧС с выбросом химически опасных веществ, алгоритм обучения детей действиям при ЧС экологического характера; внедрили разработанный алгоритм в учебный процесс по ОБЖ в восьмом классе.
Помимо предусмотренных учебной программой уроков по этому разделу, было разработано внеклассное мероприятие на тему:
«Алгоритм безопасного поведения при ЧС на целлюлозно-бумажном комбинате».
Целью данного мероприятия является повторение пройденного материала по разделу «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения», закрепление полученных знаний, отработка необходимых навыков эвакуации, оказания помощи себе и другим[4].
В начале мероприятия учитель обсуждает с учениками, какие ЧС возможны в Усть-Илимском районе, почему именно в этом районе рационально было строительство ЦБК, и подходим к вопросу, что делать, если на комбинате произойдёт авария.
Источниками риска на территории Усть-Илимского промышленного узла являются объекты химической промышленности, входящие в состав целлюлозно-бумажного производства, объекты энергетики, гидротехнические сооружения.
При авариях на этих объектах возможны выбросы аварийно-химически опасных веществ, нарушение тепло и электроснабжения, прорыв платины и затопление территорий, нарушение экологического равновесия в результате высыхания и вырубки лесов, заболачивания местности, создания искусственных водохранилищ [2].
Наиболее сильно загрязняют атмосферный воздух предприятия по производству целлюлозы сульфатным методом.
Основной причиной выброса является образование промежуточного продукта - сульфида натрия, что приводит затем к образованию серосодержащих соединений: сероводород, метилмеркаптан, диметилсульфид, диметилдисульфид, диоксид серы, а так же селена.
Все эти соединения в результате многочисленных утечек из оборудования, выбрасываются в атмосферу[6].
С загрязнением атмосферы связано процессы отбелки сульфитной и сульфатной целлюлозы.
Причиной является использование для отбелки целлюлозы газообразного хлора и диоксида хлора.
При использовании хлора и диоксида хлора образуются такие токсичные соединения, как хлористый водород, сернистый газ, щелочные аэрозоли.
Кроме того, значительным источником загрязнения воздуха являются тепловые электростанции, которые производят электроэнергию, а также пар, используемый в данном производстве.
При сжигании топлива, угля, древесной щепы дымовые газы содержат частицы золы.
При сжигании высокосернистых мазутов атмосферный воздух загрязняется сернистым ангидридом[7].
Сточные воды предприятий целлюлозно-бумажной содержат огромное количество взвешенных и растворенных веществ как органического, так и неорганического происхождения.
Взвеси состоят из кусков коры, волокон, наполнителей.
Растворенное органическое вещество представляет собой компоненты древесины – сахара, углеводы, лигнин и другие.
Взвешенные вещества сточных вод, попадающих в водоемы, оседают на дно в месте спуска сточных вод и накапливаются в огромных количествах, иногда занимая обширные участки водоема [8].
Особую опасность для водоемов, уже содержащих в небольших количествах ртуть, представляют стоки, содержащие хлор, вступающий во взаимодействие с ртутью.
Это приводит к образованию крайне ядовитых веществ, чье присутствие в следовых концентрациях (менее 0,001%) способствует подавлению и полному прекращению биологических процессов и делает невозможным для очистки воды на сооружениях биологической очистки, а в природных водах.
Соединения ртути накапливаются в рыбе[2].
В ходе повторения вопросов техногенной безопасности, ребята решают кроссворд, разбирают ситуационные задачи.
Затем им предлагается составить алгоритм действий при аварии на ЦБК с выбросом хлора, определить места эвакуации, выбрать средства защиты.
Далее ребята демонстрируют свои знания на практике в ходе ролевой игры «Эвакуация».
В первом варианте игры проводится эвакуация при аварийном выбросе хлора, во втором варианте при аварийном выбросе серосодержащих соединений.
Ученики выбирают направление эвакуации, изготавливают средства защиты, демонстрируют умение быстро и организованно принимать решения в ЧС.
Мероприятие проводилось в форме соревнования между тремя командами. В следующем конкурсе ребята разбирают симптомы отравления. Первая команда оказывает помощь при отравлении хлором, а вторая - при отравлении диоксидами серы, а третья команда - при отравлении ртутью.
Итоговая дискуссия была очень жаркой, поскольку затрагивала вопросы, касающиеся каждого жителя города Усть-Илимска.
Ребята горячо обсуждали как возможно сохранить свое здоровье, говорили что для этого необходима чистая вода, чистый воздух, умение, в случае необходимости, изменить условия своей жизни, избежать опасности или предотвратить ее.