Статья:

Практическая методология коллективообразования в начальных классах

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(26)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Байдукова С.И., Немов Р.С. Практическая методология коллективообразования в начальных классах // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 5(26). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/26/32682 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Практическая методология коллективообразования в начальных классах

Байдукова Светлана Игоревна
магистрант, Московский Городской Педагогический Университет, РФ, г. Москва
Немов Роберт Семенович
д-р психол. наук, профессор, Московский Городской Педагогический Университет, РФ, г. Москва

 

В отличие от формальной структуры школьного коллектива, которая закреплена документально и несет под собой административную основу, неформальная есть продукт взаимодействия детей и педагогов на различном уровне. Если говорить о школьном классе как о коллективе, то на момент его формирования никакого коллектива еще не существует. На этом этапе класс представляет собой номинальную группу детей, объединенных только формальной принадлежностью к этой общности. Коллективу только еще предстоит формирование. Процесс этот не моментальный, происходит он как в процессе обучения, так и на внешкольном уровне.

Чтобы класс выполнял свое основное предназначение, то есть способствовал комфортному и направленному процессу обучения каждого его представителя, педагог ни в коем случае не должен пускать коллективообразование на самотек, поскольку в этом случае класс через некоторое время станет представлять собой первобытное племя с соответствующей иерархией, не признающее авторитет учителя и считающее его чужеродным, а то и враждебным элементом. Разумеется, ни о каком эффективном обучении в таких условиях не может идти и речи.

Работа с формирующимся классным коллективом проходит сразу по нескольким направлениям.

· Во-первых, это индивидуальная диагностическая работа. В рамках этого направления решаются задачи выявления как учеников, имеющих лидерские качества, с целью их вовлечения в актив класса, так и деструктивных элементов с целью нейтрализации или перенаправления их потенциала «в мирное русло». Помимо этого, индивидуальная диагностика позволяет понять приблизительный уровень подготовленности детей к школе, уровень их интеллектуальных способностей и индивидуальные склонности, а так же интересы.

· Во-вторых, это диагностическая работа с коллективом. Сюда можно отнести все виды методик, направленных на изучение взаимодействия детей как в рамках класса, так и в малых группах, формирующихся по принципу индивидуальных симпатий и антипатий.

· В-третьих, это организационная работа. Одна из первых задач классного руководителя заключается в формировании актива.[4] Те из ребят, которые имеют харизму и лидерские способности могут выступать и в созидательной, и в деструктивной роли. Путем выстраивания правильных взаимоотношений с такими учениками классный руководитель должен задать тренд на формирование в классе эффективного коллектива, где они станут помогать педагогу, а не конкурировать с ним.

· В-четвертых, это индивидуальная педагогическая работа. Для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в школе, чтобы знания усваивались по плану, а также во избежание превращения отстающего ученика в изгоя либо в деструктивный элемент, учитель должен убедиться в том, что каждый из учеников класса освоил программу на сносном уровне. Разумеется, в реальной жизни класс, состоящий из одних отличников невозможен, но отсутствие «неудов» - вполне достижимый уровень.

· Из этого вытекает пятый пункт – работа с родителями учеников. Результаты диагностической работы, если есть какие-то подозрения, в обязательном порядке должны обсуждаться с родителями учеников. При этом важно позиционирование педагога именно как друга и помощника, поскольку в большинстве случаев родители весьма болезненно воспринимают критику в адрес своего ребенка и порой неспособны объективно оценивать его характер и способности. Особенно аккуратными следует быть в случаях, когда налицо явные признаки задержки психического развития, поскольку это может быть воспринято не как тревожный сигнал, а как оскорбление.

· Шестой пункт – педагогическая работа непосредственно с коллективом. Несмотря на то, что упомянуто это направление не в первую очередь, менее важным считать его не стоит, поскольку процессы сплочения коллектива напрямую зависят от того, насколько отдельные ученики осознают его необходимость и полезность персонально для себя. Сюда можно отнести командные игры, где способность к распределению ролей и работе не только на себя, но и на товарищей напрямую влияет на результат. Здесь же и самодеятельность, в рамках которой происходит взаимодействие учеников на нескольких уровнях сразу (в рамках малой группы, участвующей в какой-либо сценке, в составе класса, если речь идет о соревнованиях, и даже в рамках всего школьного коллектива, поскольку часто репетиции проходят в совместном режиме).

· Ну и наконец, нельзя не вспомнить о работе с психологическим климатом внутри коллектива. Каждый из его представителей оценивает в первую очередь то, насколько комфортно и приятно ему находиться в составе группы, учиться и работать именно с этими людьми.[1] Это напрямую влияет на слаженность коллектива и эффективность педагогической работы, упомянутой пунктом выше. Если ребенок испытывает давление со стороны окружающих, то находиться в такой группе ему неприятно, и он будет всеми силами стараться избегнуть такого общения, что приведет к разладу и превращению его в изгоя. Равно как и активист, излишне рьяно проявляющий свою позицию, может стать объектом насмешек и даже агрессии со стороны более пассивного большинства, что приведет к аналогичному исходу. Поэтому важно развивать у детей навыки культурного общения и правильный подход к товариществу и дружбе, что должно обязательно привести к улучшению психологического климата в классе и, как следствие, - к сплочению коллектива.

Разумеется, вышеупомянутые направления работы, как правило, не закрываются одним педагогом. Здесь работает целая группа, к примеру, в начальных классах организационная и педагогическая работа, общение с родителями и работа над улучшением психологического климата лежит на классном руководителе, коллективными играми занимается преподаватель физкультуры, самодеятельностью – музыкальный педагог, а диагностическая работа находится в руках школьного психолога. Помощниками, в зависимости от внутреннего распорядка учебного заведения могут выступать педагоги дополнительного образования, воспитатели групп продленного дня, руководители кружков и социальные педагоги.

В рамках своего экспериментального исследования и служебных обязанностей на должности педагога дополнительного образования, перед собой я ставила вопрос, достаточно ли года в первом классе для формирования полноценного коллектива либо нет, и как этот процесс зависит от целенаправленной педагогической работы с группой. Поскольку моя позиция ближе к наблюдателю, приоритет в этой работе принадлежит диагностическому направлению. Совместно со школьным психологом был использован ряд методик, которые, по моему мнению, достаточно информативны и показывают процесс колективообразования в динамике. Разумеется, не следует забывать и о той работе, которая проводилась в рамках служебных обязанностей, а именно – ведение внеурочной деятельности в исследуемом классе.

Исследование получилось комплексным, сразу по двум направлениям:

· Диагностическое направление работы представлено четырьмя методиками исследования – индивидуальным анкетированием, тестированием на предмет выстраивания взаимоотношений («подарки»), тестом на ценностно-ориентированное единство и двумя методиками на определение уровня развития коллектива (социометрика и самоаттестация коллектива). Результаты последних методик сравниваются с аналогичными в контрольной группе, в качестве которой выступают ученики, заканчивающие начальную школу.

· Организационно-педагогическое направление в работе представлено рядом программ внеурочной деятельности, а именно – «подвижные игры», «культура общения», «ритмика», «театр».

Рассмотрим подробнее:

Диагностика:

1. Индивидуальное анкетирование – проводится в начале-середине года с целью знакомства с учениками, уровнем их интеллектуальных способностей и степенью готовности к школе. Задача этой методики – выявление способных учеников, лидеров, а также тех, кто может стать отстающим либо отрицательно повлиять на дисциплину в классе. Практическая ценность этого этапа заключается в формировании представления об учениках и примерной схеме работы с ними.[2]

2. Тестирование взаимоотношений «подарки» - проводится ближе к новогодним праздникам и является очень информативной методикой. Она позволяет понять, как в коллективе относятся к тем или иным ученикам, какие есть малые группы, кто с кем имеет взаимные симпатии и антипатии, насколько ученики знают об интересах друг друга и относятся к ним. Практическая ценность данной информации заключается в возможности скорректировать педагогическую работу с коллективом с учетом взаимных симпатий-антипатий, а также заметить некоторые «острые углы» и потенциальные конфликты.[3]

3. Тест на ценностно-ориентированное единство – одна из методик, позволяющих оценить степень сплоченности коллектива как минимум в моральном плане. Чем больше этот показатель, тем проще детям находить друг с другом общий язык. Практическая ценность для педагога – коррекция работы над психологическим климатом в коллективе с учетом уже существующих моральных установок.[5]

4. Социометрическая методика позволяет оценить структуру коллектива, положение в ней определенных учеников, составить некий психологический портрет класса, выявить лидеров и изгоев в коллективе. Практическая ценность этой методики заключается в возможности взглянуть на коллектив изнутри, использовать эту информацию в организационной работе и работе с активом класса.[6, c. 377-382]

5. Методика социально-психологической самоаттестации коллектива предназначена для комплексной оценки уровня развития коллектива по целому ряду параметров. Как и тест на ЦОЕ предназначен для оценки группы целиком, является «взглядом снаружи». Практическая ценность для педагога состоит в возможности оценить результат своей работы на протяжении некоторого времени и скорректировать её при необходимости.[6, c. 382-397]

Педагогика:

6. Программа ВнД «Подвижные игры» в контексте исследования направлена на развитие взаимодействия между участниками игры в рамках их ролевой и командной принадлежности. Игры, направленные на соперничество команд показывают, что результат выше там, где имеется взаимодействие и слаженная работа, плюс учат выполнять свои задачи в рамках совместной работы.

7. Программа ВнД «Культура общения» направлена на работу с психологическим климатом внутри коллектива и тренировку навыков грамотного диалога, что позволит сглаживать и разрешать конфликтные ситуации, не переходя к деструктивному пути их преодоления.

8. Программа ВнД «Ритмика» направлена на тренировку взаимодействия в рамках одной совместно решаемой задачи (в данном случае – танца). Здесь важно то, что от слаженности действий участников напрямую зависит качество исполнения, что наглядно демонстрируется участникам.

9. Программа ВнД «Театр» является неким симбиозом трех предыдущих в плане практической ценности для коллектива. Участие в школьной самодеятельности предполагает как элемент сотрудничества в рамках той сценки, которую разыгрывают участники, так и элемент соревнования с теми, кто готовит другой номер. Результат также зависит не только от индивидуальных способностей каждого из детей, но и от умения их самоорганизоваться, а также от слаженности группы.

Таким образом можно констатировать, что арсенал методик практического коллективообразования, накопленный современной психологией и педагогикой достаточно обширен и вполне годится к применению в рамках практических задач.

 

Список литературы:
1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 1989. – С. 12-14
2. Виноградова С. Методики изучения классного коллектива // Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/vinogradova-svetlana/metodiki-izuchenija-klasnogo-kolektiva.html (дата обращения: 22. 02. 2018).
3. Иванова Н.Г. Диагностические методики классного руководителя // Мультиурок [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/diaghnostichieskiie-mietodiki-klassnogho-rukovodit.html (дата обращения: 12.01.2018).
4. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Педагогические сочинения: В 8-ми т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1. – С. 22-25
5. Методика определения степени ценностно-ориентированного единства // ТЕСТотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/05.html (дата обращения: 18.02.2018).
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Кн. 3. – 512 с.