Статья:

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(270)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Назипова Г.И. РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 3(270). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/270/144002 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Назипова Гульназ Ильнуровна
студент, кафедра теории и методики начального и дошкольного образования, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Нуриева Алеся Радиевна
научный руководитель, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Данная работа направлена на изучение в области расширения активного и пассивного словаря среднего дошкольного возраста. Уровень развития речи определяется от качества и количества словарного запаса. Одним из основных направлений речевого развития дошкольников является формирование и расширение словаря. Данная тема является предметом исследований на протяжении многих десятилетий.

 

Ключевые слова: Развитие речи, словарь ребёнка, художественная литература, сказки, дошкольный возраст.

 

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Расширение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Проблема расширения словарного запаса занимает важнейшее место в развитии речи, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов. В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой,    Е.М. Струниной, В.В. Гербовой.

Большой вклад внесла Е. И. Тихеева в разработку содержания и методов словарной работы. Заботясь о расширении запаса слов детей, она отмечала, что надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счёт слова представления, а не слова – звука. Е.И. Тихеева выделяет ряд специальных методических упражнений речи, цель которых – расширение лексикона и речевых навыков детей .

Полноценному общению ребенка со сверстниками и общему развитию дошкольника мешает бедность словаря. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Один из важных факторов подготовки к школьному этапу является своевременное пополнение словаря.

Средний возраст – это, когда ребенок и не большой и не маленький. В этом этапе у ребёнка происходят сильные изменения во всём психическом развитии. Ребенок начинает познавательно относиться к окружающему миру, развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. По мнению М.М. Алексеевой, расширения словаря детей – это длительный процесс количественного накопления слов, освоения их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

В игровой деятельности детей 4-5 лет (среднего дошкольного возраста) появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дети начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей .

Детям среднего дошкольного возраста доступно понимание не только одиночных воздействий, но и довольно сложных сюжетных ситуаций, в которых действуют сверстники, взрослые, литературные персонажи. Вместе с тем, эти особенности – восприятие и понимание ситуаций, отношение к действующим в них персонажам и героям – изучены еще недостаточно. Ситуации эти могут быть разной степени сложности – от простой цепочки действий до сложных нравственных коллизий или поступков. Значение художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети дошкольного возраста занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

При работе с детьми надо помнить, что ведущим видом деятельности детей является игра, и надо реализовывать игровые формы:

- игровые упражнения с лексическим материалом,

- дидактические игры,

- побуждающие детей думать,                   

- логически рассуждать,

- искать пути решения задач.

В работе с детьми дошкольного возраста необходимо соблюдать ряд условий:

1) произведения выбирать с учетом доступности и в соответствии с тематическим планированием;

2) подбирать иллюстрации и картинки к произведениям;

3) организовывать драматизации, инсценировки;

4) проводить словарную работу;    

5) адаптировать тексты по лексическому и грамматическому строю, с учетом уровня речевого развития ребенка;

6) предлагать детям отвечать на вопросы и т.д.

Мы предлогаем вам список сказок:

3 поросенка (С. Михалков)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Бр. Гримм «Заяц и еж»

В. Бианки «Первая охота. Подкидыш»

В. Вересаев «Журка, ребята и утенка»

В. Онева «Волшебная шапочка»

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишку – Короткий хвост»

Д. Самойлов «У слоненка день рождения»

Жихарка (И. Михалков)

Журавль и цапля (В. Даль)                   

Кологок (с. Могилевский)

Л. Воронкова «Как Алена разбила зеркало»

М. Москвина «Что случилось с крокодилом»

Р. Сеф « Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

Сестрица Аленушка и братец Иванушка (А.Н. Толстой)

Сказки разных народов мира для средней группы

Сказки русских писателей

Украинские сказки для детей средней группы

Чудесные лапоточки (Н. Колпакова)

Ш. Перро «Красная шапочка» ( А. Введенский)

Э. Байтон «Знаменитый утенок Тим»

 

Список литературы: 
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Гаджиева, У. Б. Детство: психолого-педагогические особенности взаимодействия и взаимоотношения между сверстниками / У. Б. Гаджиева. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 66-68.
3. Фазлыева, Э. А. Формирование словаря у детей младшего школьного возраста / Э. А. Фазлыева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 80-81.