Статья:

О символическом характере иконописного изображения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(26)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Пескова А.В., Купрякова Н.В. О символическом характере иконописного изображения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 5(26). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/26/32856 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О символическом характере иконописного изображения

Пескова Антонина Вячеславовна
студент Тобольский педагогический института им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Табольск
Купрякова Наталья Витальевна
канд. искусствоведения, доцент, Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Табольск

 

В наше время возрос интерес к древним иконам и к иконописи в целом. Многие специалисты изучают стилевые, художественные особенности икон, выпускается множество книг. Церковное искусство занимает значительное место в храме. Церковь в свою очередь напоминает нам, что есть иной мир и, что наша настоящая жизнь это лишь ступень в жизнь вечную. Всеми силами Церковь ведёт к общению с Богом, Который есть жизнь и дыхание, пища и питие блаженной вечности, и начало вечной жизни с Богом должно начинаться уже здесь на земле.

Мир духовный обычному восприятию и пониманию недоступен. Иконописцу нужно накопить духовный опыт, стараться быть чистым сердцем. Это происходит постепенно, требует работы над собой, но если человек возьмёт правильное направление и в духовном пути начнёт видеть свои недостатки, то это и будет начало ступени в жизнь вечную.

Без этого не сложится никакое искусство, тем более, если говорим об иконописи. Ведь образ, который будет создавать художник, отражает и внутренний мир этого человека. В иконе, говоря словами профессора Н.В Покровского, «чувствуется созерцание верующей души»[5]. Поэтому, ещё VII Вселенский Собор признавал истинных иконописцев – святых отцов, которые жили по евангелию, вели духовную жизнь, и это отражалось и в образе, который они писали, те же, кто просто владел мастерством, но не имел духовного стержня, назывались просто – ремесленниками. «Иконописание совсем не живописцами выдумано. Живописцу принадлежит только техническая сторона дела. Иконописание есть изобретение и предание святых отцов, а не живописца. Сами оные божественные отцы наши учительски… объяснявшие таинство нашего спасения, изобразили его в честных храмах, пользуясь искусством живописцев» (VII Вселенский Собор. Деяние 6) [2]. Поэтому отцы Церкви руководили процессом иконописания, одобряли или запрещали, если это не соответствовало духовной истине. Так постепенно на протяжении нескольких веков был выработан канон, как незыблемая истина.

Изобразительное искусство можно разделить на три вида – фотографию, картину и икону.

Фотография передаёт только внешность человека, которая часто не совпадает с внутренним миром и меняется от настроения человека или от других причин.

В портрете художник пытается отойти от фотографичности и передать внутреннее его существо, душевные переживания, показать человека как личность. При этом разные художники изображают одного и того же человека по-своему, так как состояние души художника отражается и в его работах. Как заметил профессор Ф.И.Рерберг: «Каждый художник оставляет на своей работе часть своей души, почему и любой портрет, сделанный им, будет непременно чуть-чуть похож на него самого» [1].

В пейзаже художник отображает не только состояние природы, но и помещает в него свою душу, переживания, которые в момент написания охватывают художника. Рассматривая картины, часто ощущаешь, то состояние, в котором пребывал художник на момент написания работы. От пейзажей веет грустью, задумчивостью, радостью или страхом.

В процессе создания картины художник выполняет ряд эскизов, набросков. В основном он черпает это из реальности, которая его окружает, пейзаж, люди, здания и пишет с этого этюды. Наконец, весь собранный материал объединяет в одну композицию и пишет картину. Картина есть часть души человека.

Икона является частью жизни Церкви и передаёт духовную сущность изображаемого на иконе человека.

Дух – Божественное начало, дающий человеку свободу и бессмертие.

Образ Божий – неотъемлемая принадлежность каждого человека, вместе с этим человек получил возможность Богоуподобления.

Если человек выбирает путь с Богом, и в ходе своей жизни будет очищать себя от греха своими поступками, то образ Божий отобразится и на его внутреннем состоянии. И это не смогут не заметить окружающие его люди. В таком человеке лицо переходит в лик. Эту сущность человека и являет икона.

В картинах присутствует пространственная воздушность, в иконе эта воздушность пронизана молитвенностью и это отображается во всех деталях. Совершенно иной мир иконы и отделяет её от других видов изобразительного искусства.

Главным пространственным символом в иконе выступает фон. «Фон» - это, термин, обозначающий заднюю часть изображения (от французского fond – глубина).

Фон – божественный свет в иконе, с ним связана и обратная перспектива – движение к зрителю. И само изображение на иконе выходит из этого пространства, для молитвенного общения с человеком. В иконе становятся второстепенным детали архитектуры, горок, деревьев, они не должны напоминать нам о земном, а должны устремлять нас к вечному.

Воздушная перспектива в иконе становится совершенно другой, но цвет – остаётся, и им очень активно пользуется иконописец.

Каждый художник и иконописец должен знать о сочетании цветов, о гармонии, которая возникает из сочетания тёплых и холодных оттенков. Цвет в иконе символичен, это мы можем узнать из книги « О небесной иерархии» Дионисия Ареопагита [3].1 Этой книгой пользовались и до сих пор обращаются к ней многие иконописцы.

Золотой цвет – символ божественного света, олицетворяющий собой небесный мир. Золотые нимбы обозначают святость и чистоту.

Белый цвет – символизирует святость и чистоту. Традиционно им пишут одеяния святых, а так же изображение Спасителя есть на иконах посвящённых Воскресению Христову.

Багряный, пурпур – символизирует царственность и величие. Пурпурным цветом пишут одежды князей, царей и образ Христа Пантократора. Так же багряный цвет используют в сценах Страшного суда.

Красный очень широко распространён в иконописи как цвет любви, и в то же время цвет мученичества. Поэтому мучеников часто изображают в красных одеяниях, а так же, этим цветом пишут крылья архангелов-серафимов, потому что они носители божественного огня.

Голубым (как символ душевной и телесной чистоты) или пурпурным (царственный цвет) пишут одеяния Богоматери.

Синий символизирует мудрость, это – цвет апостольских одеяний, а так же сине-зелёным изображаются херувимы – носители божественной мудрости [6]. И хотя символика цвета присутствует, но нет жёстких ограничений для использования цвета.

Творческий подход к иконе допустим для иконописца, он может быть отражён в композиции и в цвете иконы. В разных периодах и эпохах икона находит своё отражение, создаются иконы различных типов. Догматическое учение об иконе продолжает существовать и она не является предметом любования или изучения, она – благодатное искусство, которое его питает.

 

Список литературы:
1. Алдошина Н.Е. Благословенный труд. /Н.Е. Алдошина. – Московская Духовная Академия. М., 2001. – 240 с.
2. Деяния вселенских соборов. 7: Том 7. Издание 3. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 336 с.
3. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. / Пер. Н. Г. Ермаковой под ред. Г. М Прохорова. – СПб., 1996.
4. Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. 2-е изд. /Н.А. Замятина. – М.: Языки русской культуры, 2000 – 272 с.
5. Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства / Н.В. Покровский. - Пг.:тип. А.Н. Лавров и К°, 1916. – 226 с.
6. Языкова И. К. Богословие иконы./И.К. Языкова. – М.: Общедоступный Православный Университет, 1995. – 212 с.
7. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. / Пер. Н. Г. Ермаковой под ред. Г. М Прохорова. - СПб., 1996.