Статья:

МЕХАНИЗМ ПРИЗНАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЗРАБОТНОГО

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(262)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Михоношина Е.В. МЕХАНИЗМ ПРИЗНАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЗРАБОТНОГО // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 39(262). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/262/132645 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕХАНИЗМ ПРИЗНАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА БЕЗРАБОТНОГО

Михоношина Екатерина Витальевна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский Государственный Университет, РФ, г. Хабаровск
Музыченко Павел Борисович
научный руководитель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский Государственный Университет, РФ, г. Хабаровск

 

Аннотация. В статье исследуется правовой статус безработных граждан в Российской Федерации, анализируя их права, обязанности и социальные гарантии. В тексте рассматриваются критерии определения подходящей работы для безработных, а также условия, при которых граждане могут быть признаны в статусе безработных. Особое внимание уделяется исполнению обязанностей безработными, связанными с поиском работы, и последствиями для выплат пособий при их нарушении. Текст также описывает судебную практику и законодательные нормы, регулирующие данную сферу.

 

Ключевые слова: регулирование занятости, безработный, признание безработным, правовой статус.

 

Правовой статус определяет конкретные права и обязанности, включающие как социальные, так и правовые гарантии. Одной из наиболее значимых таких гарантий является предоставление денежных выплат, часто называемых пособиями по безработице или компенсациями. Однако этот статус имеет свои предпосылки и условия [3].

Существует несколько критериев, определяющих лиц, не имеющих права на получение статуса безработного:

1. Существенную роль играет возрастной фактор. Не считаются безработными лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, а также лица, получающие пенсию, за исключением пенсионеров по инвалидности третьей группы. Последняя группа является исключением, поскольку сохраняет частичную трудоспособность.

2. Важную роль в определении статуса безработного играет служба занятости. Если в течение десяти дней человек отказывается от двух предложенных ему службой занятости вариантов подходящей работы, то он теряет право на ее получение. Кроме того, при обращении в службу занятости необходимо, чтобы зарегистрированное место жительства совпадало с местом пребывания. При этом должны быть представлены все необходимые документы, о которых говорилось в начальной части нашего исследования. Не менее важны и сроки. После подачи заявления у службы занятости есть одиннадцать рабочих дней для принятия решения о статусе безработного [5].

Эти положения подкрепляются судебными прецедентами, например, постановлением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2023 (дела N 88-704/2023 и 2-138/2022). Суд подчеркнул, что в соответствии со вторым положением ст. 3 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" решение об отнесении гражданина, ищущего работу, к категории безработных возлагается на орган службы занятости. Это решение должно быть принято в течение 11 дней со дня обращения гражданина при условии представления им всех необходимых документов и сведений [1]. Одиннадцатидневный срок исчисляется со дня обращения гражданина в службу занятости. Если гражданин отклонил предложение о трудоустройстве или не получил статус безработного, он сохраняет право на повторное обращение в службу занятости. Однако до повторного обращения должно пройти две недели.

При повторном обращении за получением статуса безработного право гражданина быть признанным безработным остается неизменным. Это означает, что даже если он ранее отказался от возможности трудоустройства, статус безработного не аннулируется. Однако закон разрешает органам службы занятости временно прекратить выплату пособия по безработице. Срок такого прекращения может составлять до трех месяцев, но его продолжительность определяется в каждом конкретном случае специалистами службы занятости [4].

Для того чтобы упредить возможные споры и неоднозначные толкования, в отечественных нормативных актах о занятости населения даны четкие определения "подходящей" и "неподходящей" работы. Основным фактором, определяющим отнесение работы к категории "подходящей", является ее соответствие различным факторам гражданина. К ним относятся профессиональная подготовка, опыт, предыдущий профессиональный опыт, состояние здоровья, предыдущее место работы, а также материально-технические факторы, например, доступность места работы.

Необходимо отметить, что не существует универсального критерия для определения подходящей работы. Неоднородность рабочей силы требует такой гибкости. Например, некоторые люди впервые выходят на рынок труда, не имея специальной квалификации или профессионального образования. Другие не хотят проходить профессиональную переквалификацию, особенно если они не работали на рынке труда в течение длительного периода, превышающего три года, или если закончился срок первоначального признания их безработными. Для таких граждан предлагаемые вакансии, как правило, имеют менее жесткие требования [2].

Кроме того, предлагаемые должности могут быть различными по характеру, например, временными или связанными с выполнением общественных работ. Однако при таком назначении обязательно соблюдаются законодательные нормы, обеспечивающие благополучие работника, учитываются такие факторы, как возраст, физическое и психическое состояние, особенности характера, которые могут повлиять на его решение о приеме на работу. Вполне вероятно, что могут возникнуть разногласия по поводу пригодности того или иного рабочего места. В случае возникновения разногласий можно обратиться в вышестоящие органы службы занятости населения Российской Федерации или в суд.

Орган службы занятости, оказывая содействие ищущим работу, должен учитывать несколько ключевых факторов при определении соответствия должности. Одним из основных критериев является место жительства потенциального работника, при этом необходимо убедиться, что предлагаемая должность не требует переезда без согласия работника. Кроме того, должность должна соответствовать всем установленным нормам и правилам охраны труда. Не менее важен и финансовый аспект: вознаграждение за предлагаемую должность не должно быть ниже среднего заработка кандидата за два предыдущих месяца. Однако отдельные законодательные нормы предусматривают некоторые исключения из этого правила.

При обращении в службу занятости как нанимающая организация, так и агентство занятости несут ответственность за содействие процессу трудоустройства. Основная обязанность агентства - подобрать вакансию, соответствующую профилю соискателя. После этого человек официально получает статус "безработного", наследуя все связанные с этим социальные и правовые гарантии.

Для того чтобы человек был официально признан безработным, необходимо соблюдение ряда условий. Человек должен быть зарегистрирован по месту жительства, соответствующему юрисдикции службы занятости, и предоставить все необходимые документы, о которых говорилось в начальной части нашего исследования. Одновременно безработные имеют право на получение бесплатных консультационных услуг, которые могут включать в себя профессиональное обучение, повышение квалификации или ориентацию на перспективные возможности трудоустройства.

Назначение пособий безработным зависит от соблюдения ими установленных законом обязательств. Невыполнение этих обязательств может привести к приостановке выплаты пособий на срок до трех месяцев. По закону безработный не может отказаться от работы без законных оснований и обязан явиться к назначенному работодателю в течение трех дней после получения направления.

Защита и компенсация предоставляются лицам, столкнувшимся с проблемой безработицы, как в связи с сокращением штата организации, так и в связи с жизненными обстоятельствами. Критерии отбора требуют, чтобы человек был старше шестнадцати лет. Напротив, лица, достигшие пенсионного возраста или имеющие необходимый стаж работы, не имеют права на получение пособия по безработице. Это связано с тем, что государство выплачивает пенсию таким лицам, исходя из их прежнего заработка. Таким образом, они не попадают в категорию "безработных" и, соответственно, не пользуются связанными с этим социальными гарантиями.

Таким образом, в статье подчеркивается важность правового статуса безработных и социальных гарантий, предоставляемых им в России. Автор считает, что для эффективного функционирования системы поддержки безработных необходимо учитывать различные категории граждан и их специфические обстоятельства. Важно соблюдать баланс между правами и обязанностями безработных, а также обеспечивать четкое исполнение законодательства в этой области. Выводы текста подкрепляются анализом законов и судебной практики, что делает статью актуальным исследованием в области социальной защиты граждан в условиях безработицы.

 

Список литературы:
1. Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2023 N 88-704/2023, 2-138/2022 // СПС КонсультантПлюс
2. Афанасьева, М. В. Правовой статус безработных граждан в Российской Федерации / М. В. Афанасьева // Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения : Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 31 марта 2022 года. – Уфа: Научно-исследовательский институт проблем правового государства, 2022. – С. 84-87.
3. Бушуева, Д. Д. Правовое регулирование социальной защиты российских граждан, имеющих статус безработного / Д. Д. Бушуева // Научный формат. – 2020. – № 10(13). – С. 21-26.
4. Денисевич, Е. Н. К вопросу о понятии безработного в трудовом праве / Е. Н. Денисевич // Проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной практики : Сборник статей по результатам международной научно-практической конференции, Симферополь, 27–28 мая 2022 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. – С. 716-722
5. Ронжина, Е. Правовой статус безработного в условиях экономического кризиса / Е. Ронжина // Сравнительное правоведение в условиях интернационализации науки и образования : Материалы IV Всероссийской научной конференции молодых ученых Института международного права и правосудия Московского государственного лингвистического университета, Москва, 20 апреля 2022 года / Редколлегия: М.Ю. Воронин (председатель редколлегии) [и др.]. – Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2022. – С. 329-333