Статья:

ТЕНЕВЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Горащенко А.И. ТЕНЕВЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 11(278). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/278/146029 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕНЕВЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Горащенко Андрей Иванович
студент, Сибирского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Черепкова Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Сибирского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Оборот денежных средств один из факторов возникающей теневой деятельности, вывод денежных средств в иностранной валюте за границу является сохранностью средств при уголовном преследовании человека за совершенное экономического преступления. Средства получение от нелегальной деятельности являются угрозой для экономической безопасности, так как и их вывод за рубеж. Также средства от теневой деятельности переводятся в другие формы активов, такие как криптовалюта, которую сложно отследить и обнаружить, так как платформы не раскрывают личную информацию о владельце кошелька на котором хранится криптовалюта.

В свою очередь граждане хранят свои сбережение, если не в рублях на банковском вкладе, так в иностранной валюте где-то у себя дома. Согласно данным Центрального Банка России наличной валюты у населения насчитывается в эквиваленте на 8,72 триллиона рублей, также на депозитных рублевых  счетах населения насчитывается 41,2 триллиона рублей.

Так как эта информация есть в открытом доступе, то это мотивирует разного рода мошенников на совершение своих схем, с последующим переводом полученных средств в иностранную валюты и вывод её зарубеж, либо перевод в криптовалюту. Хотя в 2024 году многие иностранные банки перестали принимать денежные средства у россиян и биржи по покупки и продаже криптовалюту перестают работать на территории Российской Федерации, это всё равно не останавливает преступников находить всё новые методы как сохранить и обезопасить средства, полученные от своей нелегальной деятельности за рубежом, куда правоохранительным органам на данный момент весьма проблематично добраться.

Большой интерес субъектов теневой экономики вызывают денежные потоки, так как деньги это самый ликвидный актив, который можно поменять на любой другой актив. Но банковский сектор пытается себя обезопасить тем, что требует документирования и прозрачности операций с денежными средствами чтобы выявлять факты теневой деятельности и пресекать её. Но не только банковский сектор пытаются выявлять и пресекать оборот теневых денежных средств. К органам, которые предупреждают, выявляют и пресекают теневой оборот средств относятся:

- Министерство Внутренних Дел;

- Таможенные органы;

- Федеральная служба по финансовому мониторингу;

- Центральный банк России;

- Федеральная служба безопасности.

Если банк выявляет факт подозрительной операции, то он приостанавливает операцию и руководствуясь нормативными актами Центрального Банка России, начинает проверку операции, также данные об операции передаются в Росфинмониторинг для более тщательной проверки. Росфинмониторинг проверяет подозрительные операции по всем банкам, если банк считает, что операция является подозрительной, то блокирует счет пока не будет документального подтверждения, в это время данные по операции передаются в Росфинмониторинг где проверяются участники данной операции, в случае если выясняется, что средства были получены от теневой деятельности, то счета в судебном порядке блокируются и информация об участниках операции передается правоохранительным органам для дальнейшего разбирательства.

Банки сотрудничают с правоохранительными органами для выявления фактов теневой деятельности, сопровождаемой с легализацией (отмыванием) денежных средств через банковский сектор. Сложнее всего отследить оборот наличности, иностранной валюты и криптовалюты, так как её сложно отслеживать. В особенности это касается криптовалюты, так данные о владельце криптокошелька не раскрываются правоохранительным органам, это уже является пробелом в законодательстве. Исправить эту проблему можно только если обязать все криптобиржи отправлять все номера счетов, где указана информация о владельце кошелька в единый реестр, к которому правоохранительные органы будут иметь доступ.

Что касается валютных операций при переводе с банковского счета Российской Федерации, на любой иностранный счет, то там есть также ограничения по сумме перевода до 1 миллиона долларов и через систему денежных переводов лимит составляет до 10 тысяч долларов, это информация Банка России от 29.09.2023 года, данное ограничение действует с 01.10.2023 года по 31.03.2024 года. Но судя по не изменой обстановки в мире, то данное ограничение будет продлено ещё на полгода или больше, но возможно будут увеличены лимиты на перевод средств. Если через можно переводить до 1 миллиона долларов в месяц, то через системы денежных переводов лимит на совершение операции составляет до 10 тысяч долларов в месяц или их эквивалент в другой иностранной валюте, по этому направлению переводов лимит не был увеличен, относительно межбанковских переводов, там лимит увеличивался несколько раз, начиная от 5 тысяч долларов с марта 2022 года, до 1 миллиона долларов, которое было установлено в июне 2022 года.

Также лимит в 10 тысяч долларов установлен на вывоз и вывоз в наличной валюте без декларирования. Что касается сумм свыше 10 тысяч долларов, то там нужно обязательно декларировать денежные средства заполнив обязательные бланки таможенной границе, а суммы свыше 100 тысяч долларов, также нужно задекларировать, но и следует также подтвердить происхождение данной суммы денежных средств.

Из этого следует, что валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершения валютных операций.[1]

Основными направлениями валютного регулирование могут быть:

- регулирование обменного курса национальной валюты;

- регулирование её конвертируемости;

- регулирование текущих операций платежного баланса;

- регулирование капитальных операций платежного баланса;

- регулирование золотовалютных резервов;

- поддержание стабильности обменного курса.[3]

Данные направления могут применяться во всем мире, так как эти направления являются универсальными. Но следует ещё также добавить регулирование цен на нефть и газ, так как цена этих полезных ископаемых влияет на стабильность национальной валюты.

Для того чтобы иностранные денежные средства не переводились и не вывозились в большем объеме чем установлено в ограничениях Банка России выделяются следующие направления валютного контроля:

1) Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;

2) Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;

3) Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4) Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.[2]

Руководствуясь направлениями валютного регулирования и контроля государственные органы следят за тем чтобы резиденты и нерезиденты не совершали противоправных действий при операциях с валютой. Так как не редки случае, когда по незнанию законов о валютном регулировании и контроле совершаются нарушения и случаи, когда пытаются вывезти из страны иностранную валюту полученную преступным путем зная законодательство, но таможенные органы используют новейшее оборудование и поисковых собак чтобы не дать вывезти не задекларированную валюты сверх лимита, установленного Центральным Банком России.

Таким образом, государственные органы контролирующие оборот наличных и безналичных денежных средств, применяют все меры чтобы средства, полученные преступным путем, не были скрыты, а люди совершившие экономические преступления понесли наказание. Валютное регулирование является важной частью в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации, так было сказано ранее валюта это самый ликвидный актив, на который можно обменять любой другой актив.

 

Список литературы:
1. Крохина, Ю. А.  Валютное регулирование и валютный контроль : учебник для вузов / Т. В. Дирксен, Н. А. Семёнкина ; под редакцией Ю. А. Крохиной. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 251 с.
2. Тедеев, А. А. Осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих финансовую деятельность. Валютное законодательство : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Тедеев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 171 с.
3. Щеголева, Н. Г. Валютный рынок и валютное регулирование : учебник для вузов / Н. Г. Щеголева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 185 с.
4. Наличное денежное обращение [Электронный ресурс] — URL https://cbr.ru/statistics/cash_circulation/ (дата обращения: 12.03.2024)
5. Статистика национальной платежной системы [Электронный ресурс] — URL https://cbr.ru/statistics/nps/psrf/ (дата обращения: 12.03.2024)
6. <Информация> Банка России от 29.09.2023 "Банк России продлил еще на шесть месяцев ограничения на перевод средств за рубеж"