НОВАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(323)
Рубрика: Экономика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(323)
НОВАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. Статья анализирует нововведения, введённые с 1 января 2024 года в систему внутреннего финансового аудита бюджетных учреждений и администраторов бюджетных средств. Изложены изменения нормативных документов и стандартов, направленные на выявление бюджетных рисков и повышение прозрачности финансового менеджмента. Рассмотрены новые принципы организации аудиторских мероприятий и методы контроля достоверности отчётности. Приведены методические рекомендации Минфина России по оптимизации аудиторской деятельности.
Ключевые слова: аудит, бюджет, стандарты, контроль, риски, менеджмент.
С 1 января 2024 года начнется серия обновлений нормативных актов, которые изменят методологию проведения внутренних финансовых аудитов для распорядителей бюджетных ассигнований, включая первичные подразделения, и для государственных организаций. Эти изменения направлены на выявление потенциальных финансовых рисков, тщательный контроль за соблюдением бюджетных процессов и разработку стратегий, направленных на улучшение финансовых условий и повышение эффективности финансового управления [3].
Министерство финансов России пересмотрело несколько важнейших нормативных актов в рамках федеральных стандартов, чтобы способствовать этим усовершенствованиям. Примечательно, что поправки были внесены Приказом № 184н от 16 ноября 2023 года, Приказом № 158н от 4 октября 2023 года и Приказом № 118н от 18 июля 2023 года. Эти изменения в совокупности направлены на "значительное повышение прозрачности потоков бюджетных средств и эффективности их использования", как подчеркивается в недавней публикации [2]. Первоначальные корректировки аудиторской практики и организационных принципов были внесены 17 сентября 2023 года. С этой даты руководство по составлению оперативного плана аудита было упрощено, что позволило исключить из анализа некоторые переменные, такие как кадровые перестановки или изменения в законодательстве. И наоборот, была подчеркнута необходимость проведения консультаций с аудиторами наряду с предоставлением необходимых документов и информации по запросу. Важным обновлением стало установление более строгих сроков завершения проверок, при этом был установлен крайний срок, который предшествует более ранней из двух дат: либо дате, указанной в оперативном плане, либо дате, предшествующей официальному утверждению годовой финансовой отчетности руководителем организации.
Определяющие новации:
- права и обязанности должностных лиц при проведении аудита;
- принципы и задачи аудита;
- передача полномочий при проведении аудита;
- порядок планирования и проведения аудита;
- представление результатов аудита.
Минфин России представил для использования в работе методические рекомендации по формированию, утверждению программ аудиторских мероприятий и по внесению в них изменений (письмо от 21.09.2023 года № 02–10–08/1/90065).
С 1 января 2024 года изменили шесть стандартов [1]:
- «Аудит достоверности бюджетной отчетности и учета».
- «Организация аудита, порядок передачи полномочий».
- «Результаты аудита».
- «Определения, принципы и задачи аудита».
- «Планирование и проведение аудита».
- «Права и обязанности должностных лиц».
Практика внутреннего финансового аудита, включающая централизованный подход к ведению бухгалтерского учета, предусматривает его проведение с использованием одной из четырех различных методик: создание специального подразделения, назначение специального сотрудника по аудиту, делегирование обязанностей старшему менеджеру или другому высокопоставленному должностному лицу и выполнение плана действий. оптимизированный процесс аудита. На выбор конкретной стратегии влияет множество переменных, включая применяемые технические меры предосторожности, оперативную автономию команды и квалификацию задействованного персонала. Другие соображения связаны с наличием подходящих вакансий или необходимостью заключения гражданско-правовых соглашений. При определенных обстоятельствах, например, когда расширение штата и начисление заработной платы нецелесообразны, назначение квалифицированного специалиста, обладающего необходимыми знаниями и навыками, а также сведение к минимуму финансовых рисков, может служить жизнеспособной альтернативой созданию специализированного подразделения. Тем не менее, любые изменения в выбранном подходе к аудиту допустимы только после завершения финансового периода. Заметны улучшения в методах, используемых для внутреннего финансового аудита. Значительное обновление метода "перерасчета" предполагает тщательное изучение уравнений, используемых цифровыми платформами для получения финансовых данных. Что касается методов "запроса" и "проверки", то были внесены изменения в протоколы взаимодействия с организациями, участвующими в бюджетных операциях, во время проверок. Информация теперь может запрашиваться посредством устных или письменных запросов, в которых указываются сроки, способ доставки и получатель. Использование методов "наблюдения" расширилось и включает в себя не только традиционные средства фото-, видео- и аудиозаписи, но и различные другие технологические устройства. Поэтому при соблюдении стандартов аудита в государственном секторе крайне важно учитывать эти пересмотренные руководящие принципы и положения. Это стратегическое обновление имеет решающее значение для оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, подтверждения точности финансовых записей и отчетов, а также анализа показателей эффективности системы финансового менеджмента [3]. Так, внедрение изменений позволит повысить эффективность внутреннего финансового аудита и улучшить прозрачность движения бюджетных средств. Новые методики и уточнения в нормативных документах способствуют своевременному выявлению рисков и корректному анализу финансовых процессов. Обновлённые стандарты укрепят систему финансового контроля в государственном секторе.
