Статья:

НОВАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(323)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Скрябина К.С. НОВАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 14(323). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/323/171682 (дата обращения: 07.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

НОВАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Скрябина Кристина Сергеевна
студент, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Ливенский филиал, РФ, г. Ливны
Дорогавцева Елена Ивановна
научный руководитель, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Ливенский филиал, РФ, г. Ливны

 

Аннотация. Статья анализирует нововведения, введённые с 1 января 2024 года в систему внутреннего финансового аудита бюджетных учреждений и администраторов бюджетных средств. Изложены изменения нормативных документов и стандартов, направленные на выявление бюджетных рисков и повышение прозрачности финансового менеджмента. Рассмотрены новые принципы организации аудиторских мероприятий и методы контроля достоверности отчётности. Приведены методические рекомендации Минфина России по оптимизации аудиторской деятельности.

 

Ключевые слова: аудит, бюджет, стандарты, контроль, риски, менеджмент.

 

С 1 января 2024 года начнется серия обновлений нормативных актов, которые изменят методологию проведения внутренних финансовых аудитов для распорядителей бюджетных ассигнований, включая первичные подразделения, и для государственных организаций. Эти изменения направлены на выявление потенциальных финансовых рисков, тщательный контроль за соблюдением бюджетных процессов и разработку стратегий, направленных на улучшение финансовых условий и повышение эффективности финансового управления [3].

Министерство финансов России пересмотрело несколько важнейших нормативных актов в рамках федеральных стандартов, чтобы способствовать этим усовершенствованиям. Примечательно, что поправки были внесены Приказом № 184н от 16 ноября 2023 года, Приказом № 158н от 4 октября 2023 года и Приказом № 118н от 18 июля 2023 года. Эти изменения в совокупности направлены на "значительное повышение прозрачности потоков бюджетных средств и эффективности их использования", как подчеркивается в недавней публикации [2]. Первоначальные корректировки аудиторской практики и организационных принципов были внесены 17 сентября 2023 года. С этой даты руководство по составлению оперативного плана аудита было упрощено, что позволило исключить из анализа некоторые переменные, такие как кадровые перестановки или изменения в законодательстве. И наоборот, была подчеркнута необходимость проведения консультаций с аудиторами наряду с предоставлением необходимых документов и информации по запросу. Важным обновлением стало установление более строгих сроков завершения проверок, при этом был установлен крайний срок, который предшествует более ранней из двух дат: либо дате, указанной в оперативном плане, либо дате, предшествующей официальному утверждению годовой финансовой отчетности руководителем организации.

Определяющие новации:

- права и обязанности должностных лиц при проведении аудита;

- принципы и задачи аудита;

- передача полномочий при проведении аудита;

- порядок планирования и проведения аудита;

- представление результатов аудита.

Минфин России представил для использования в работе методические рекомендации по формированию, утверждению программ аудиторских мероприятий и по внесению в них изменений (письмо от 21.09.2023 года № 02–10–08/1/90065).

С 1 января 2024 года изменили шесть стандартов [1]:

- «Аудит достоверности бюджетной отчетности и учета».

- «Организация аудита, порядок передачи полномочий».

- «Результаты аудита».

- «Определения, принципы и задачи аудита».

- «Планирование и проведение аудита».

- «Права и обязанности должностных лиц».

Практика внутреннего финансового аудита, включающая централизованный подход к ведению бухгалтерского учета, предусматривает его проведение с использованием одной из четырех различных методик: создание специального подразделения, назначение специального сотрудника по аудиту, делегирование обязанностей старшему менеджеру или другому высокопоставленному должностному лицу и выполнение плана действий. оптимизированный процесс аудита. На выбор конкретной стратегии влияет множество переменных, включая применяемые технические меры предосторожности, оперативную автономию команды и квалификацию задействованного персонала. Другие соображения связаны с наличием подходящих вакансий или необходимостью заключения гражданско-правовых соглашений. При определенных обстоятельствах, например, когда расширение штата и начисление заработной платы нецелесообразны, назначение квалифицированного специалиста, обладающего необходимыми знаниями и навыками, а также сведение к минимуму финансовых рисков, может служить жизнеспособной альтернативой созданию специализированного подразделения. Тем не менее, любые изменения в выбранном подходе к аудиту допустимы только после завершения финансового периода. Заметны улучшения в методах, используемых для внутреннего финансового аудита. Значительное обновление метода "перерасчета" предполагает тщательное изучение уравнений, используемых цифровыми платформами для получения финансовых данных. Что касается методов "запроса" и "проверки", то были внесены изменения в протоколы взаимодействия с организациями, участвующими в бюджетных операциях, во время проверок. Информация теперь может запрашиваться посредством устных или письменных запросов, в которых указываются сроки, способ доставки и получатель. Использование методов "наблюдения" расширилось и включает в себя не только традиционные средства фото-, видео- и аудиозаписи, но и различные другие технологические устройства. Поэтому при соблюдении стандартов аудита в государственном секторе крайне важно учитывать эти пересмотренные руководящие принципы и положения. Это стратегическое обновление имеет решающее значение для оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, подтверждения точности финансовых записей и отчетов, а также анализа показателей эффективности системы финансового менеджмента [3]. Так, внедрение изменений позволит повысить эффективность внутреннего финансового аудита и улучшить прозрачность движения бюджетных средств. Новые методики и уточнения в нормативных документах способствуют своевременному выявлению рисков и корректному анализу финансовых процессов. Обновлённые стандарты укрепят систему финансового контроля в государственном секторе.

 

Список литературы:
1. Данилкова, С. А. Современные методики внутреннего аудита, их состояние и развитие / С. А. Данилкова // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость : материалы XVI Международной научно-практической конференции, Минск, 19 мая 2023 года. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2023. – С. 215-216.
2. Доржиев, А. А. Совершенствование внутреннего аудита / А. А. Доржиев // Бухгалтерский учет, анализ, аудит и статистика: информационные инструменты достижения целей устойчивого развития экономики : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Учетно-экономического факультета, Ростов-на-Дону, 23 ноября 2023 года. – Ростов-на-Дону: АзовПринт, 2023. – С. 127-131.
3. Сальникова, Ю. С. Совершенствование внутреннего аудита государственных бюджетных учреждений / Ю. С. Сальникова // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика : Тезисы докладов Тридцатой международной научно-технической конференции студентов и аспирантов, Москва, 29 февраля – 02 2024 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Центр полиграфических услуг " РАДУГА", 2024. – С. 589.