Статья:

Финансы ЖКХ. Порядок отражения источников финансирования, доходов и расходов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Чанилова А.И., Соловьева Л.Ю. Финансы ЖКХ. Порядок отражения источников финансирования, доходов и расходов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 23(44). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/44/41843 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Финансы ЖКХ. Порядок отражения источников финансирования, доходов и расходов

Чанилова Алена Игоревна
магистрант Уральский государственный экономический университет – УрГЭУ, РФ, г. Екатеринбург
Соловьева Людмила Юрьевна
канд. экон. наук, доцент, Уральский государственный экономический университет – УрГЭУ, РФ, г. Екатеринбург

 

Finance of housing and communal services. The order of reflection of sources finance, income and expenses

 

Alena Chanilova

Master student in Ural State University of Economics – USUE, Russia, Yekaterinburg

Lyudmila Solovyova

Candidate of Economic Sciences, assistant professor in Ural State University of Economics – USUE, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация: Статья посвящена изучению порядка отражения источников финансирования, доходов и расходов в сфере ЖКХ. Методологической базой исследования является теоретический анализ. Информационной базой исследования послужил Налоговый Кодекс РФ, специальная литература и материалы периодической печати по изучаемой проблеме. Учет коммунальных услуг не имеет отдельной законодательной базы. Основываясь на правилах ПБУ, методах, рекомендациях и пояснительных письмах Министерства финансов, компания сферы жилищно-коммунального хозяйства самостоятельно разрабатывает методы бухгалтерского учета и налогового учета и устанавливает их в местном нормативном документе - учетной политике компании. Таким образом, организации в сфере жилищно-коммунального хозяйства  имеют специфику экономической деятельности, и это влияет на особенности их финансовой отчетности, например, получение из бюджета целевых денежных средства фиксируют  на 86-м счете «Целевое финансирование», учет затрат ведут на основании ПБУ 10/99, учёт доходов ведут на основании ПБУ 9/99.

Abstract. The article is devoted to studying the order of reflection of sources of financing, incomes and expenses in the sphere of housing and communal services. The methodological base of the research is theoretical analysis. The information base of the study was the Tax Code of the Russian Federation, special literature and periodical press materials on the problem under study. Accounting utilities does not have a separate legislative basis. Based on the rules of PBU, methods, recommendations and explanatory letters of the Ministry of Finance, the company of the sphere of housing and communal services develops independently the methods of accounting and tax accounting and establishes them in the local regulatory document - the accounting policy of the company. Thus, organizations in the sphere of housing and communal services have specific economic activities, and this affects the specifics of their financial reporting, for example, the receipt of targeted funds from the budget is fixed in the 86th account of "Targeted financing", the accounting of costs is based on the PBU 10 / 99, incomes are recorded based on PBU 9/99.

 

Ключевые слова: целевое финансирование; общехозяйственные расходы; субсидия; расходы организации; положения по бухгалтерскому учету.

Keywords: target financing; general economic expenses; subsidy; expenses of the organization; provisions on accounting.

 

Актуальность темы можно объяснить тем, что организации в сфере коммунальных услуг всегда представляют собой сложную, многофункциональную специфику организаций, это непосредственно влияет на порядок источников информации о финансировании, доходах и расходах.

Основной задачей организаций в области жилищно-коммунального хозяйства является формализация финансовых результатов посредством соотнесения групп доходов и расходов с целью извлечения полученного финансового результата - прибыли или убытка.

Трудность их учета заключается в том, что доходы и расходы на жилищно-коммунальные услуги не имеют юридического обоснования, их уровень зависит от правил, концепций, установленных законом.

Цель исследования – изучить порядок отражения источников финансирования, доходов и расходов.

Задачи исследования:

-изучить порядок отражения финансирования;

-изучить порядок отражения доходов;

-изучить порядок отражения расходов.

Гипотеза: предполагается, что порядок отражения источников финансирования, доходов и расходов в сфере ЖКХ, не отличается от порядка отражения источников финансирования, доходов и расходов в других организациях.

Характеристики экономической деятельности организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства влияет на особенности их финансовой отчетности. Во многих организациях процесс производства и доставки товаров идет параллельно, и в составе используемых средств не имеется незавершенного производства и готовой продукции, это уменьшает срок оборачиваемости оборотных денег. Ритм жилищного сектора во многом зависит от года и общего ритма городской жизни, что влияет на неравенство доходов в течение года.

Источники финансирования (стоимости) жилищных продуктов, работ и услуг для обеспечения функционирования и содержания коммунальной собственности – это доходы от ее эксплуатации (аренда, другие налоги), а также государственные субсидии [1, c.78].

Для организаций жилищно-коммунального хозяйства, суммы, которые выделяются гражданам в соответствии с действующим законодательством льгот и субсидий  - это «выпадающие доходы» в качестве первого взноса за счет собственных средств, и только тогда они компенсируются государственным органам или местным самоуправлением. «Выпадающие доходы» - это доходы, которые человек или компания не получают слишком много от государства, граждан или какой-либо организации [2, c. 89].

При осуществлении бухгалтерского учета и исполнения контрольных функций бюджетных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование» [3,c.98]. К целевому финансированию имеют отношение средства, полученные из бюджетов различных уровней, от физических и юридических лиц для определенно конкретных целей. Бухгалтерский и налоговый учет целевого финансирования ведется в соответствии с требованиями.

Для того чтобы отразить в балансе целевое  финансирование необходимо:

1. Открыть пассивный счет 86 «Целевое финансирование».

2.Отразить получение денежных средств, записав проводку: Дебетовая учетная запись 76 «Расчеты с различными дебиторами и кредиторами», Кредит счета 86 «Целевое финансирование и доход».

3. Сделать проводку: Дебетовый счет 86 «Целевое финансирование и доход», Кредит на счет 20 «Основная продукция» или счет 26 «Общехозяйственные расходы» [4, c.108].

4. Сделать запись в учетный журнал при использовании денег целевого финансирования, поступивших как инвестиционные фонды: Дебетовый счет 86 «Целевое финансирование и доход», Кредитный счет 83 «Дополнительный капитал».

5.Вести отдельные налоговые отчеты о доходах и расходах целевого финансирования, делая упор на подпункт 14 пункта 1 статьи 251Налогового законодательства нашей страны. В противном случае полученные средства должны быть включены в налогооблагаемый доход. Не учитывают затраты, связанные с целевым финансированием, в составе расходов при подсчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

6. Отразить в балансе оставшиеся средства целевого финансирования в рамках долгосрочных обязательств, если они будут использоваться на срок более двенадцати месяцев. Если целевое финансирование будет использоваться в течение двенадцати месяцев, отразите их в краткосрочных обязательствах баланса.

7.Включить средства для выделенного финансирования, связанные с распределением капитала (раздел III балансового отчета). При подготовке годовых отчетов,  организация выдает дополнительный отчет о целевом использовании полученных средств.

Принимают бюджетный капитал к бухгалтерскому учету согласно  ПБУ (положения по бухучету) №13/2000 «Учет государственной помощи», который утвержден Приказом Минфина РФ за № 92н от 16.10.2000г., при соблюдении двух следующих условий [5, c.89]:

- если имеется убеждение, что предприятие выполнит требования для предоставления выделенных средств;

- что эти средства будут получены.

Получая помощь из бюджета для различных целей, коммунальным предприятиям необходимо открывать отдельные счета по всем видам субсидирования. Для данных целей открываются аналитические вторичные счета к счету 86 «Целевое финансирование».

Доходами деятельности ЖКХ являются:

- плата за квартиры;

- арендная плата за нежилые помещения;

- доходы, принятые от коммунальных предприятий для возмещения затрат на содержание внутридомовых сетей;

- целевые сборы за предоставленные коммунальные услуги;

- другие доходы.

Выручку от реализации жилья и коммунальных услуг согласно возможно учитывать опираясь на ее стоимость. Данная операция выполняется согласно п. 6.1 ПБУ 9/99  «Доходы организаций» [6, с.98].

В соответствии с  ПБУ 9/99 «Доходы организации»,  «доход» допускает увеличение экономических выгод  в итоге получения активов (финансы, другая собственность), и (либо) прочих денежных обязательств, что приводит к росту капитала организации, за отчислением вкладов соучастников (владельцев).

Целевое финансирование потерь в соответствии с действующим законодательством может рассматриваться как внереализационный доход. Итак,  согласно п. 8 ПБУ 9/ 99  «Доходы организации» в  виде поступлений на компенсирование причиненных организацией потерь причисляют к внереализационным доходам. Для предприятий ЖКХ, данный способ учета определен ранее в Письме  Министерства финансов РФ № 118 от 29 октября 1993  «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в ЖКХ».

Все бюджетные суммы согласно ст. 38 Бюджетного Кодекса нашей страны, полученные в распоряжение относятся к целевым и предусмотрены для финансирования только конкретных затрат, понесенных в результате оказания коммунальных услуг. Данное условие приводит к необходимости продуктивного выполнения раздельного аналитического учета доходов и расходов в отдельности по всем предоставленным услугам и необходимости предоставления льгот разным категориям населения.

Необходимость в отдельном аналитическом учете всех доходов  и расходов, полученных в пределах целевого финансирования, также обусловлена необходимостью  налогового учета озвученной  в ст. 251 НК РФ.В статье говорится, что активы, принятые организацией под конкретным финансирование, не учитывается при налогообложении. Однако, если нет отдельного счета доходов и расходов, эти средства считаются подлежащими налогообложению на дату их получения.

Субсидия – представляет собой помощь, предоставляемую из бюджета, которая оплачивает часть стоимости жилищных услуг по соответствующим ставкам [7, c.67].

Специальная процедура регистрации такого типа бюджетного финансирования, а также целевые средства, обусловили необходимость ведения раздельного учёта записей по видам дохода, включая платежи за коммунальные услуги, финансирование возмещения расходов по предоставлению льгот и субсидий.

Средства бюджета по этой  статье финансирования включают в базу НДС в соответствии с пп.2 п.1 ст.162 НК РФ и п.36.2 Методических рекомендаций и по налогу на прибыль согласно п.2 ст.249 НК РФ  (в качестве дохода, связанного с реализацией товаров (работ, услуг).

Суммы бюджетных ассигнований все предприятия коммунальной сферы должны отражать как поступление выручки от продажи в соответствии с п. 5 ПБУ 9/99, согласно которому доход от регулярной деятельности - это доход от продажи товаров, доход от выполнения работ, предоставление услуг [8, c.136].

Если расходы по финансированию бюджетных средств тратят на содержание и ремонт дорог, полная сумма бюджетных субсидий, облагается НДС и налогом на прибыль (п.2 ст.249 НК РФ) в качестве дохода, связанного с продажей товаров (работ, услуг).

Сумму финансирования «разницы в цене» включают в налоговую базу по НДС на основании пп.2 п.1 ст.162 НК РФ, в соответствии с которым налоговую базу определяют с учетом сумм, которые получены  за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов или иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и п.33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ, а также по налогу на прибыль согласно п.2 ст.249 НК РФ как доходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг).

Так же, в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации»  затраты принято группировать по экономическим элементам. В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», расходами признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, другого имущества) и (или) наступления обязательств, что приводит к уменьшению капитала этой организации, за исключением сокращения взносов по решению участников собственников имущества.

В соответствии с ПБУ выделяются расходы по обычной деятельности (связанные с производством и продажей продукции и приобретением и продажей товаров) и другими расходами [9, c.43].

При формировании расходов на обычные виды деятельности они должны быть сгруппированы в соответствии со следующими элементами:

-материальные затраты;

-затраты на рабочую силу;

-отчисления на социальные нужды;

-амортизационные отчисления;

-себестоимость услуг;

-другие расходы.

Такая группировка отражает однородность этих затрат, их экономическую специфику. Расходы на обычную деятельность учитываются в размере, равном сумме платежа наличными и в другой форме или сумме кредиторской задолженности.

Другие издержки представляют собой обширную группу различных экономических издержек. Они включают [10, c.43]:

-расходы, связанные с предоставлением платы за временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

-расходы, связанные с предоставлением вознаграждения за права, вытекающие из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности.

Для целей внутреннего контроля и анализа отклонений на каждом предприятии ЖКХ необходимо составление детализированного отчета по каждому центру в разрезе:

-цехов, отделений, отделов;

-статей;

-сметы расходов;

-дебиторов, кредиторов;

-статей тарифа;

-источников заработка.

Для этого предусмотрены аналитические счета второго, третьего порядка на синтетических счетах (20,23,25,26,90,91,99).

Данная статья описывает основы организации и процедуру отображения  финансирования, прибыли и затрат в организациях ЖКХ в новых экономических обстоятельствах, открывает вероятные применения учетных данных  и отчетности в концепции управления отраслью.

Таким образом, можно сделать вывод, что порядок отражения источников финансирования, доходов и расходов в сфере ЖКХ не регулируют какими-либо специфическими нормативными актами. Ведут бухгалтерский учёт на основании общепринятых правил, методик  и законов, которые касаются прочих организаций. На основании норм бухгалтерского учета организации, которые осуществляют  деятельность в сфере ЖКХ, могут разрабатывать собственные методы его ведения, при этом они должны закреплять методы в учетной политике.

Учет в компаниях, которые обслуживают область жилищно-коммунального хозяйства, все же обладает некоторыми особенностями. Нюансы порядка отражения источников финансирования, доходов и расходов появляются по причине разнообразия поступлений, взаиморасчетов, специфики налогообложения, например, получение из бюджета целевых денежных средства фиксируют  на 86-м счете «Целевое финансирование», учет затрат ведут на основании ПБУ 10/99, учёт доходов ведут на основании ПБУ 9/99.

 

Список литературы:
1. Кондраков Н. П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. 7-е издание. –СПб. Издательство «Проспект», 2017. – 439 с.
2. Тамбовцева В. Л. Институциональные изменения в экономике российских регионов. Коллективная монография. – СПб. Издательство «Проспект», 2017. – 255 с.
3. Тютюкина Е. В. Финансы организаций (предприятий). – М.:Litres, 2018. – 374 c.
4. Керимов В. А. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. – М.:Litres, 2017. – 942 c.
5. Кондраков И. Н. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах. –СПб. Издательство «Проспект», 2014. – 270 с.
6. Кармокова К. В. Бухгалтерский учет и анализ. – М.:Litres, 2017. – 365 c.
7. Веселова М. В. Всё о ЖКХ. Нормативные правовые акты. Сборник, Том 2. –СПб. Издательство «Проспект», 2017. – 594 с.
8. 25 положений по бухгалтерскому учету. – М.:Litres, 2017. – 637 с.
9. Нечитайло А. В. Бухгалтерский и налоговый учет прибыли. – М.:Litres, 2017. – 365 с.
10. Харитонова Н. В. Экономика организации 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.:Litres, 2018. – 541 с.