Динамика изменения уровня доходов в Республике Беларусь
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)
Динамика изменения уровня доходов в Республике Беларусь
Уровень и качество жизни в стране в определенной степени зависят от величины доходов населения. Доходы являются главным источником удовлетворения потребностей каждого человека. В условиях социально-ориентированного государства, анализ уровня доходов является значимым, так как уровень доходов является определяющим фактором уровня жизни населения. Также денежные доходы населения оказывают влияние на формирование текущего и будущего спроса [1, с.265].
Доходы населения – это все материальные средства, которые домохозяйства получают в результате своей экономической деятельности или в виде трансфертов. К доходам населения относят: оплату труда, доходы от предпринимательской и иной деятельности, трансферты населению, доходы от собственности и прочие доходы
Основными показателями, необходимыми для анализа динамики денежных доходов населения являются номинальные и реальные денежные доходы населения. Номинальные денежные доходы населения Республики Беларусь в 2018 году по данным Национального Статистического комитета составили 72787,3 млн. руб., что на 8680,4 млн. руб. больше, чем в 2017 году. Реальные денежные доходы увеличились на 7,9% к предыдущему году (таблица 1) [2].
Таблица 1.
Денежные доходы населения Республики Беларусь за 2016-2018 года
Год |
2016 |
2017 |
2018 |
Денежные доходы населения, млрд. руб., с 2016г. – млн. руб. |
58705,4 |
64106,9 |
72787,3 |
Денежные доходы в расчёте на душу населения, тыс. руб. в месяц, с 2016 г. – руб. в месяц |
514,9 |
562,4 |
639,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
93,1 |
102,8 |
107,9 |
Анализируя динамику изменения всех доходов населения, можем видеть, что денежные доходы населения Республики Беларусь увеличились за 3 года в абсолютном выражении в 1,2 раза. Денежные доходы в расчете на душу населения в 2016 – 2018 гг. увеличились в 1,2 раза и в 2018 году составили 639,6 руб. в месяц. Темп роста реальных располагаемых доходов населения Республики Беларусь в период с 2016 по 2018 гг. варьируется от 93,1 до 107,9%. В 2018 г реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились на 14,8% по сравнению с 2016 г. Причиной подъема доходов в 2018 году стало увеличение заработной платы. Средняя начисленная зарплата в РБ в 2018 году выросла в номинальном выражении на 17,1%, а в реальном — на 11,6%, и достигла в декабре 2018 года 1 115,3 рублей.
При анализе доходов населения отдельное внимание стоит уделить реальным располагаемым доходам населения, которые представляют собой реальную покупательскую способность номинальных доходов населения.
Реальные располагаемые денежные доходы населения представляют собой денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс инфляции. Поэтому в номинальном выражении доходы увеличились в намного большей степени.
Программой социально-экономического развития Беларуси предусматривается, что реальный располагаемый доход поднимется на 9,5–11,6% к 2020 году в сравнении с показателем 2015-го. Эксперты считают, что только удерживание инфляции на низком уровне позволит достичь этой цели. По итогам 2016 года инфляция составила 10,6%, за 2017 год – 4,6%, за 2018 год – 5,6%. Согласно проекту вышеназванной программы инфляция в 2020 году должна зафиксироваться на отметке 5%.
Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же основным источником денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты (пенсии, пособия, стипендии) населению. Динамику их изменения можно наблюдать на рисунке [2].
Рисунок. Структура денежных доходов населения в 2016-2018 годах
Причиной подъема доходов в 2018 году стало увеличение заработной платы, в результате чего доля оплаты труда в общем объеме доходов выросла до 64,3% с 63% годом ранее. С 2016 по 2018 год происходит снижение доли трансфертов населения и доли доходов от собственности. Так как темпы инфляции за 9 месяцев 2018 года были выше, чем темпы роста трансфертов, то в реальном выражении трансферты упали. В доходы от собственности входят проценты по депозитам и дивиденды, поскольку получателями дивидендов является исчезающе малая часть населения, доходы от собственности в основном представлены депозитами.
Происходит переток средств с депозитов в связи с резким снижением их доходности и падение депозитов из-за необходимости поддерживать потребление. Преобладание в структуре доходов зарплат и социальных выплат над доходами от бизнеса и собственности свидетельствует о социальной защищенности общества и относительно слабой предпринимательской инициативе граждан.
Таблица 2.
Изменение реальной заработной платы работников по областям и г.Минску (в процентах к предыдущему году)
|
2016 |
2017 |
2018 |
Брестская |
95,9 |
106,8 |
113,0 |
Витебская |
94,5 |
105,7 |
113,0 |
Гомельская |
92,9 |
107,6 |
112,5 |
Гродненская |
94,0 |
106,6 |
112,8 |
г. Минск |
99,4 |
107,7 |
112,6 |
Минская |
95,7 |
107,5 |
112,2 |
Могилевская |
94,1 |
106,9 |
110,8 |
Сравнительный анализ реальной заработной платы работников по областям и г. Минску показал, что средняя заработная плата в Республике Беларусь является неодинаковой для разных регионов. Лидирующую позицию сохраняет Минская область. Это связано с тем, что в столице находятся крупнейшие предприятия, фирмы, учреждения и организации. В городе Минске, по сравнению с областями, проживает большее количество населения страны, что вызывает необходимость в создании новых рабочих мест.
Таким образом, отметим, что на основании вышеизложенного уровень денежных доходов населения – величина переменная. Происходит ежегодный номинальный рост доходов, однако он не всегда сопровождается реальным ростом. Для повышения денежных доходов населения следует предпринять комплекс мер, которые будут способствовать сглаживанию межрегиональных различий в общем уровне доходов, то есть разработать механизм уравновешивания зарплат населения, занятого в различных видах отраслей, способствовать поддержанию занятых в сферах с наименьшим уровнем оплаты труда. Но первое, что необходимо – это найти способы борьбы с инфляцией и обесценением доходов населения.