Статья:

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В НАЛОГОВОМ СЕКТОРЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Суркин Р.Р. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В НАЛОГОВОМ СЕКТОРЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 40(263). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/263/132796 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В НАЛОГОВОМ СЕКТОРЕ

Суркин Рафаиль Равилевич
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Противодействие коррупции является одним из приоритетов в работе органов прокуратуры, нацеленных на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.

Основные усилия сосредоточены на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений, устранении их причин и условий, привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, возмещении причиненного вреда.

9 декабря в мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этом контексте интересно привести статистические данные. Согласно индексу восприятия коррупции, Россия находится на 137 месте из всех исследуемых стран (в 2022 г. их количество составило 178) [5].

По открытой информации, предоставленной Генеральным прокурором РФ И.Красновым, в результате принятых мер в 2022 году выявлено свыше 1100 нарушений антикоррупционного законодательства в различных сферах правоотношений. В целях устранения нарушений принесено порядка 260 протестов, внесено свыше 640 представлений и информаций, более 840 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. В суды направлено 32 иска. К административной ответственности привлечены 85 лиц. По материалам прокурорских проверок  возбуждено 19 уголовных дел.

Внимание прокуроров акцентировалось на выявлении значимых правонарушений в сфере соблюдения служащими и иными лицами антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей, фактов злоупотребления служебными полномочиями, непринятия мер к урегулированию конфликта интересов, нарушений требований о контроле за расходами [9].

В контексте анализируемой темы, важно также поговорить о нормативной базе. Одним из значимых событий в области развития нормативной основы, безусловно, стало утверждение Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы [2]. Этот документ стратегического планирования учитывает все действующие приоритеты соответствующей работы. Генеральной прокуратуре России нацпланом отведена ключевая роль. Основная задача заключается в укреплении ее позиции как основной площадки по трансграничному сотрудничеству в сфере противодействия коррупции, отмыванию денег, киберпреступности, включая криминальное использование в коррупционных схемах криптовалют и иных виртуальных активов.

Несмотря на то, что данная тема является достаточно актуальной в современное время, на практике можно выделить ряд проблемных моментов. Например, в законодательстве отсутствует четкое определение коррупции в сфере налогообложения. Сложность исследования данного вопроса обусловлена отсутствием единой терминологии и способов учета правонарушений в сфере налогообложения. Анализ современной научной литературы позволил выделить следующие существующие подходы к понятию «налоговое преступление»:

– уменьшение или полное отсутствие выплат в бюджет и внебюджетные фонды, осуществляемое в различных отношениях и видах деятельности (ст. 193, 198, 199 УК РФ);

– уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ);

– изменение или сокрытие видов деятельности, целью которых является неуплата налогов (ст. 173, 197 УК РФ).

Следует отметить, что в связи с отсутствием единого подхода к термину «налоговое преступление» в отчетности органов Прокуратуры Российской Федерации сложно выделить такой вид преступлений, однако можно провести анализ по отдельным статьям УК РФ на основе формы № 4-ЕГС [10, с.187].

Важное значение в направлении борьбы с коррупцией в налоговых органах, стоит выделить  деятельность Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Верховного Суда РФ по противодействию коррупции на 2021 - 2024 гг., а именно продвижение в ГРЕКО российских инициатив, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в связи с совершением преступлений коррупционной направленности, а также участие в мероприятиях по реализации рекомендаций ГРЕКО.

Перечень мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО был утвержден Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26.08.2009 № 282 [3]. На основе данного Приказа были разработаны программы противодействия коррупции в государственных органах. Указанные программы нацелены на решение определенных задач (например, Приказ ФНС РФ от 19.01.2010 № ММ-7-4/12@ «Об утверждении Программы противодействия коррупции в налоговых органах» [4]).

Корректное формирование и своевременное утверждение перечней коррупционно-опасных функций в отношении различных органов исполнительной власти должно способствовать правильной расстановке приоритетов в противодействии коррупции посредством выявления наиболее подверженных такому риску форм деятельности, последующей подготовки и реализации конкретных предложений и мероприятий по минимизации коррупционных рисков [7].

В начале 2022 г. депутат Государственной Думы Н.В. Арефьев заявил, что Россия ежегодно теряет 136 трлн. руб. из-за теневого сектора экономики [8]. Такая ситуация сложилась ввиду злоупотребления некоторыми сотрудниками госорганов, должностным положением, в том числе в бюджетной сфере.

Поэтому борьба с коррупцией в сфере налогообложения является необходимой мерой для поддержания экономической стабильности, развития бизнеса и общественного благополучия [6, с.10].

Для решение выявленных проблем, представляется необходимым разработать предложения по усовершенствованию антикоррупционного законодательства. Первоочередным моментом будет предотвращение самого факта коррупции и борьбу со злоупотреблением должностных лиц служебным положением. Государство имеет возможность избежать принятия таких норм права, и здесь решающую роль могут сыграть правовые экспертизы законопроектов в период их разработки и обсуждения.

Также, следующей необходимой мерой по повышению соблюдения налогового законодательства у государственных органов можно назвать повышение контроля и четкое понимание теоретической стороны вопроса.

Также, усиление надзора может быть выражено путем увеличения форм отчетности, повышения штрафов и объема проверок. В качестве позитивного момента в данном вопросе стоит отметить Федеральный закон от 10.07.2023 № 286-ФЗ [1], освобождающий чиновников от ответственности за несоблюдение требований, ограничений и запретов антикоррупционного законодательства вследствие наступления чрезвычайных обстоятельств.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 10.07.2023 № 286-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//СЗ РФ. 2023. № 29. Ст. 5304.
2. Приказ ФНС России от 30.09.2021 № ЕД-7-4/861@ (ред. от 06.03.2023) «Об утверждении Плана противодействия коррупции Федеральной налоговой службы на 2021 - 2024 годы»// СПС Консультант Плюс.
3. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26.08.2009 № 282 «Об организации работы по реализации рекомендаций Группы государств против коррупции»// СПС Консультант Плюс.
4. Приказ ФНС РФ от 19.01.2010 № ММ-7-4/12@ «Об утверждении Программы противодействия коррупции в налоговых органах»// СПС Консультант Плюс.
5. Гнатышина Е.И. Основные направления противодействия коррупции в налогообложении в современном мире// Вестник Российского университета кооперации. 2023. № 2(52). С. 9-14.
6. Дерхо Д.С. Перечень коррупционно-опасных функций органов исполнительной власти // СПС КонсультантПлюс. 2023. 
7. Еговцева А. Россия теряет десятки миллиардов на крипте и самозанятых. Как с этим связаны налоги? URL: https://bankiros.ru (дата обращения: 27.08.2023).
8. О результатах надзорной деятельности за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2022 году. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_cfo/mass-media/news/news-regional?item=85289607 (дата обращения: 27.08.2023).
9. Панкратьев А.Н. Статическая характеристика налоговых преступлений// Закон и право. 2020. № 11. С. 187–197.