БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В НАЛОГОВОМ СЕКТОРЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В НАЛОГОВОМ СЕКТОРЕ
Противодействие коррупции является одним из приоритетов в работе органов прокуратуры, нацеленных на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.
Основные усилия сосредоточены на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений, устранении их причин и условий, привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, возмещении причиненного вреда.
9 декабря в мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этом контексте интересно привести статистические данные. Согласно индексу восприятия коррупции, Россия находится на 137 месте из всех исследуемых стран (в 2022 г. их количество составило 178) [5].
По открытой информации, предоставленной Генеральным прокурором РФ И.Красновым, в результате принятых мер в 2022 году выявлено свыше 1100 нарушений антикоррупционного законодательства в различных сферах правоотношений. В целях устранения нарушений принесено порядка 260 протестов, внесено свыше 640 представлений и информаций, более 840 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. В суды направлено 32 иска. К административной ответственности привлечены 85 лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 19 уголовных дел.
Внимание прокуроров акцентировалось на выявлении значимых правонарушений в сфере соблюдения служащими и иными лицами антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей, фактов злоупотребления служебными полномочиями, непринятия мер к урегулированию конфликта интересов, нарушений требований о контроле за расходами [9].
В контексте анализируемой темы, важно также поговорить о нормативной базе. Одним из значимых событий в области развития нормативной основы, безусловно, стало утверждение Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы [2]. Этот документ стратегического планирования учитывает все действующие приоритеты соответствующей работы. Генеральной прокуратуре России нацпланом отведена ключевая роль. Основная задача заключается в укреплении ее позиции как основной площадки по трансграничному сотрудничеству в сфере противодействия коррупции, отмыванию денег, киберпреступности, включая криминальное использование в коррупционных схемах криптовалют и иных виртуальных активов.
Несмотря на то, что данная тема является достаточно актуальной в современное время, на практике можно выделить ряд проблемных моментов. Например, в законодательстве отсутствует четкое определение коррупции в сфере налогообложения. Сложность исследования данного вопроса обусловлена отсутствием единой терминологии и способов учета правонарушений в сфере налогообложения. Анализ современной научной литературы позволил выделить следующие существующие подходы к понятию «налоговое преступление»:
– уменьшение или полное отсутствие выплат в бюджет и внебюджетные фонды, осуществляемое в различных отношениях и видах деятельности (ст. 193, 198, 199 УК РФ);
– уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК РФ);
– изменение или сокрытие видов деятельности, целью которых является неуплата налогов (ст. 173, 197 УК РФ).
Следует отметить, что в связи с отсутствием единого подхода к термину «налоговое преступление» в отчетности органов Прокуратуры Российской Федерации сложно выделить такой вид преступлений, однако можно провести анализ по отдельным статьям УК РФ на основе формы № 4-ЕГС [10, с.187].
Важное значение в направлении борьбы с коррупцией в налоговых органах, стоит выделить деятельность Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Верховного Суда РФ по противодействию коррупции на 2021 - 2024 гг., а именно продвижение в ГРЕКО российских инициатив, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в связи с совершением преступлений коррупционной направленности, а также участие в мероприятиях по реализации рекомендаций ГРЕКО.
Перечень мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО был утвержден Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26.08.2009 № 282 [3]. На основе данного Приказа были разработаны программы противодействия коррупции в государственных органах. Указанные программы нацелены на решение определенных задач (например, Приказ ФНС РФ от 19.01.2010 № ММ-7-4/12@ «Об утверждении Программы противодействия коррупции в налоговых органах» [4]).
Корректное формирование и своевременное утверждение перечней коррупционно-опасных функций в отношении различных органов исполнительной власти должно способствовать правильной расстановке приоритетов в противодействии коррупции посредством выявления наиболее подверженных такому риску форм деятельности, последующей подготовки и реализации конкретных предложений и мероприятий по минимизации коррупционных рисков [7].
В начале 2022 г. депутат Государственной Думы Н.В. Арефьев заявил, что Россия ежегодно теряет 136 трлн. руб. из-за теневого сектора экономики [8]. Такая ситуация сложилась ввиду злоупотребления некоторыми сотрудниками госорганов, должностным положением, в том числе в бюджетной сфере.
Поэтому борьба с коррупцией в сфере налогообложения является необходимой мерой для поддержания экономической стабильности, развития бизнеса и общественного благополучия [6, с.10].
Для решение выявленных проблем, представляется необходимым разработать предложения по усовершенствованию антикоррупционного законодательства. Первоочередным моментом будет предотвращение самого факта коррупции и борьбу со злоупотреблением должностных лиц служебным положением. Государство имеет возможность избежать принятия таких норм права, и здесь решающую роль могут сыграть правовые экспертизы законопроектов в период их разработки и обсуждения.
Также, следующей необходимой мерой по повышению соблюдения налогового законодательства у государственных органов можно назвать повышение контроля и четкое понимание теоретической стороны вопроса.
Также, усиление надзора может быть выражено путем увеличения форм отчетности, повышения штрафов и объема проверок. В качестве позитивного момента в данном вопросе стоит отметить Федеральный закон от 10.07.2023 № 286-ФЗ [1], освобождающий чиновников от ответственности за несоблюдение требований, ограничений и запретов антикоррупционного законодательства вследствие наступления чрезвычайных обстоятельств.