Статья:

СТРУКТУРА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(192)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Слепцова Е.С. СТРУКТУРА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 13(192). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/192/108041 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРУКТУРА И ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Слепцова Елизавета Сергеевна
студент ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Кузьмина Екатерина Александровна
научный руководитель, канд. полит. наук, доцент ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические вопросы формирования имиджа органов прокуратуры. Приведена структура и технология его создания и укрепления в массовом  сознании общества.

 

Ключевые слова: имидж, технология формирования образа, стандартизация процесса, сегментирование социальных субъектов, позиционирование органов прокуратуры.

 

Имидж уже давно является одним из главных параметров, необходимых для объективной оценки деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.

Понятие «имидж» в концентрированной форме задает суть сотрудника или организации. Его, в какой-то степени, можно рассматривать как рекламу того, что находится внутри. Но это не просто реклама, а еще и обещание предоставить знания, умения, компетентность, находящиеся в организации. Отталкиваясь от имиджа можно выстраивать взаимоотношения, задавая  им нужную тональность. [3] Отсюда вывод: чем точнее выстроен имидж, особенно работников прокуратуры, тем эффективнее будет взаимодействие.

Структура имиджа органов прокуратуры складывается из нескольких элементов, основные из которых:

  1. Соответствие сотрудника требованиям Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации [1] при осуществлении служебной деятельности;
  2. Соблюдение вне служебного времени принципов морали, этики, соблюдения закона, сохранение личного достоинства в любой ситуации, избегание конфликта;
  3. Повышение профессионального и культурного уровня;
  4. Воспитательная работа, направленная на формирование мировоззрения  каждого работника прокуратуры в духе служения интересам общества и государства, защиты законности;
  5. Широкое взаимодействие с институтами гражданского общества, СМИ с целью освещения значимых достижений органов прокуратуры в деле укрепления законности и  создания  положительного образа ее сотрудников у населения. [2]

При наличии довольно большого числа различных приемов по созданию того или иного образа, единого, научно обоснованной технологии формирования имиджа сотрудника прокуратуры, адекватной современной социальной системы,  нет. Анализ теоретического материала по этой тематике показал отсутствие какой-либо конкретности в технологии этого процесса и превращения его в стандартизированное средство социальной регуляции. Попытки  решения этой проблемы как в теоретическом, так и в практическом плане все-таки имеются.

Так, В.В. Щербина в своей статье рассмотрел ряд вопросов, касающихся социальных технологий. [4] Формирования имиджа он представил в виде концептуального плана на трех уровнях: мифологическом, виртуально-стереотипном и предметном. Технологически формировать имидж автор статьи предлагает  посредством:

- сегментирования социальных субъектов, где под сегментами понимается ряд условно подразделенных сообществ таких, как, например, сами сотрудника прокуратуры и других правоохранительных органов, политическое руководство страны, представители гражданского общества, предпринимательство и т.д., наконец, общность, представляющая криминалитет;

- позиционирования органов прокуратуры и результатов их работы через различные атрибуты, к которым можно отнести реальные, виртуальные, функциональные, психологические, социальные;

- конструирования имиджа прокуратуры и деятельности, осуществляемой ею;

- укоренения выстроенного имиджа в массовом сознании людей и создании популярности его в различных сегментах общества.

На наш взгляд такой план позволяет начать работу по алгоритмизации процесса.

На этапе сегментирования важно правильно выделить ту или иную группу (социальную общность), для которой будет характерно однотипное отношение к органам прокуратуры. В зависимости от конкретного сегмента будет сделан выбор соответствующей технологии формирования имиджа. Заметим, что работа должна вестись в расчете на массовое, а не индивидуальное сознание, так как они обладают рядом отличительных черт. Так, например, на массовое сознание легче воздействовать эмоциональным сообщением, чем логической аргументацией, ему трудно донести совершенно новую, непривычную для него информацию. Из этих закономерностей следует, что необходим переход от рационального воздействия к эмоциональному, передача новой информации должна происходит на фоне обращения к уже имеющемся у аудитории представлениям. [3]

На этапе позиционирования выявляются и конструируются важнейшие атрибуты органов прокуратуры, вырабатываются решения об аргументах, стимулах, которые будут затем предложены указанным выше сегментам в виде сообщений, мероприятий и т.п.

Технология формирования имиджа на этапе позиционирования требует осознанного, взвешенного подхода к подбору атрибутов и интерпретации целей и задач прокуратуры, чтобы быть адекватно воспринятой массовым сознанием. Приведем пример. Автором статьи был проведен формализованный опрос, в котором участвовали 30 респондентов обоих полов в возрасте от 18 до 45 лет. Им было предложено ответить на 10 вопросов, среди которых выявляющие наличие знаний о сущности деятельности органов прокуратуры, ее руководящего состава, а также отношение опрошенных к сотрудникам этой организации. В ходе анализа выяснилось, что большинство граждан имеют вполне ясное представление о предназначении органов прокуратуры, понимают важность ее деятельности (порядка 70% респондентов), однако лишь немногие смогли назвать фамилии и имена Генерального прокурора Российской Федерации (чуть менее 33%), прокурора Саратовской области (около 17%). Группа вопросов об оценке деятельности прокуратуры показала, что в обществе укоренилось мнение о предвзятом отношении сотрудников прокуратуры (более 50%). Однако большинство респондентов (чуть больше 60%) отметили высокую скорость реагирования на обращение. Таким образом, следует сделать вывод об обязательном периодическом мониторинге изменения имиджа, особенно на этапе его позиционирования для своевременной коррекции.

Процесс конструирования имиджа происходит, как уже говорилось выше, сразу на трех уровнях, с тщательным подбором необходимых архетипов, подходящих для конкретной социальной ситуации, символических образов с применением определенного набора социальных действий сотрудников прокуратуры и т.д.

Завершающий этап формирования имиджа органа прокуратуры или его сотрудника можно назвать самым многофункциональным. Его главная задача – укоренение уже  созданного образа в сознании масс того или иного общественного сегмента на длительный период, установление устойчивого лояльного к нему отношения у подавляющего числа граждан и, наконец, установление сотрудничества населения с работниками прокуратуры. В этот период важно правильно определиться, каким способом воздействовать на аудиторию и по каким каналам доносить информацию. Принимается во внимание  ее содержание, объем, носитель воздействия и ее форма, периодичность. Особое внимание хотелось бы обратить на распространение информации по электронным видам связи (мобильные телефоны, смартфоны, айфоны, планшетные компьютеры) с использованием социальных сетей и мессенджеров. Их распространенность позволяет охватить более широкие общественные массы эффективно, без больших затрат и в короткое время. [5]

Таким образом, рассмотренная в статье технология формирования  имиджа органов прокуратуры Российской Федерации может  быть использована не только как общая теоретическая база, но и  в качестве конкретного примера  способа алгоритмизации этого процесса.

 

Список литературы:
1. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17 мая 2010г. № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации» (ред. от 16.09.2020) // "Законность", N 6, 2021.
2. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 23 октября 2009г. № 341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации»// "Законность", N 11, 2009.
3. Почепцов Г.Г. Имиджелогия /под ред. Почепцова Г.Г. М.: СмартБук, 2017.-575 с. 
4. Щербина В.В. Социальные технологии: история выявления термина, трансформация содержания, современное состояние //Социологические исследования. 2018. № 7. С. 123-125.
1. Э.Б. Хатов Практика взаимодействия органов прокуратуры со средствами массовой информации, общественностью и правового обеспечения: Сборник материалов по обмену опытом/ под ред. Хатова Э.Б. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2020. -92 с.
5. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации  URL: https://epp.genproc.gov.ru/(Дата обращения: 10.03.2022г.).
6. Официальный сайт прокуратуры Саратовской области URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_64 (Дата обращения: 10.03.2022г.).