Статья:

Правовое регулирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Конференция: LXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Витершпан Е.А. Правовое регулирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(87). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(87).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Витершпан Екатерина Алексеевна
студент, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

LEGAL REGULATION OF EXECUTIVE AUTHORITIES OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Ekaterina Vitershpan

Student, Siberian Law University, Russia, Omsk

 

Аннотация. В данной статье исследуется правовое регулирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях настоящего времени. Рассматриваются проблемы и возможные пути решения более детализированного закрепления правового регулирования порядка формирования и деятельности органов исполнительной власти субъектов, а также статусов субъектов Российской Федерации в законодательстве.

Abstract. This article explores the legal regulation of the executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation under the current conditions. Problems and possible ways of solving the more detailed consolidation of the legal regulation of the procedure for the formation and activities of the executive authorities of the constituent entities, as well as the status of the constituent entities of the Russian Federation in the legislation are considered.

 

Ключевые слова: правовое регулирование, субъект, исполнительная власть.

Keywords: legal regulation, subject, executive power.

 

Правовое регулирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается фиксацией законодателем места и роли органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в системе управления государством, порядка их деятельности, а также прав и обязанностей, которые осуществляются ими на территории субъектов.

Нормативно - правовое регулирование порядка формирования и деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их системы, в настоящее время, производится в соответствии с основным законом государства - Конституцией Российской Федерации [1, ст. 77], а также Федеральным законом от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2], иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также конституциями (уставами) субъектов.

На данный момент два уровня нормативных правовых актов закреплены на законодательном уровне Российской Федерации. Во-первых, федеральный, который представлен конституцией, федеральными законами и иными актами органов государственной власти Российской Федерации. Во-вторых, региональный уровень российского законодательства.

Основные положения о создании исполнительной власти субъектов, входящих в состав Российской Федерации, изложены в Конституции Российской Федерации. Эти положения регламентируют основополагающие принципы, которые в свою очередь, регулируют вопросы, связанные с порядком формирования и полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Инициатива субъектов Российской Федерации по построению собственной системы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ограничивается требованием соответствия их системы органов государственной власти Конституции и общим принципам организации органов публичной власти, прямо закрепленных в Федеральном законе «Об общих принципах законодательной организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Правовое регулирование многих государственно-правовых институтов, закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», отнес к полномочиям регионов.

Законодательство субъекта Российской Федерации составляет Устав, законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Особое значение среди законодательных актов субъектов Федерации, за исключением республик в составе Российской Федерации, придается Уставам субъектов Российской Федерации.

В отличие от Устава субъекта Российской Федерации, акта, с относительно широким предметом правового регулирования, другие нормативные правовые акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации содержат нормы, оказывающие воздействие на более ограниченную группу общественных отношений, связанных с формированием органов государственной власти области или с процессом принятия правовых актов и др.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации действуют специальные законы о правотворчестве, нормативных правовых актах, которые уточняют положения конституций (уставов), содержащие характеристику каждого нормативного правового акта, его общих и специфических черт.

Законодательные акты об органах государственной власти также включают нормативные акты региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти.

Правовое регулирование органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на настоящем этапе развития региональной исполнительной власти направлено на уравнение статусов субъектов и создание на региональном уровне типовой системы органов исполнительной власти, и об этом говорит закрепление законодателем на федеральном уровне основополагающих принципов об организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, можно констатировать, что нормативное регулирование исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на современном этапе его развития направлено на децентрализацию системы исполнительной власти в Российской Федерации. Это касается предметов исключительного ведения субъектов Российской Федерации и единой системы исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Проблема с правовым регулированием деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключается в отсутствии стандартизированных положений об организации взаимодействия этих органов на уровне подзаконных нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации. В этой связи возникает путаница в законодательстве, регулирующем этот процесс и  фрагментация этого процесса на различные субъекты Российской Федерации.

В науке административного права проблемы организационно-правовых форм органов исполнительной власти по ряду причин до сих пор остаются нерешенными. Такая ситуация кажется очень непродуктивной, поскольку она порождает необдуманные организационные эксперименты с исполнительными органами, не предлагая законодателю необходимую теоретическую платформу для законотворчества, что уводит исследователя от необходимости анализировать многие существенные явления.

С одной стороны, принятие федерального закона об органах исполнительной власти поможет устранить противоречия, существующие в типологии органов исполнительной власти, а с другой, при выборе организационно-правовой формы органа исполнительной власти следует руководствоваться не только предметными и функциональными признаками, но и сложившейся практикой государственного управления. Роль сложившейся практики не стоит недооценивать, поскольку ряд организационно-правовых форм в российских условиях исторически доказали свою состоятельность.

В то же время, формулируя такие предложения, мы не должны забывать о необходимости соблюдения принципа организационного и функционального сходства федеральных и региональных органов исполнительной власти, без которого ни одна вертикаль исполнительной власти не сможет нормально функционировать.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 6.12.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»