Статья:

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ярусова А.Д. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 40(263). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/263/132802 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Ярусова Анна Дмитриевна
студент, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

PROBLEM ISSUES OF PROTECTING BUSINESS REPUTATION UNDER THE CURRENT CIVIL LEGISLATION

 

Anna Yarusova

Student, Russian Economic University. G.V. Plekhanov, Russia, Moscow

 

Аннотация. Нематериальные блага занимают важное место в правовой системе России. Одними из таких благ выступают честь, достоинство и деловая репутация. Несмотря на всю важность института правовой защиты деловой репутации, в настоящее время существуют определенные проблемы правового регулирования, которые мешают осуществлять эффективную защиту права лица на деловую репутацию.

Abstract. Intangible benefits occupy an important place in the Russian legal system. Some of these benefits are honor, dignity and business reputation. Despite the importance of the institution of legal protection of business reputation, at present there are certain problems of legal regulation that prevent the effective protection of a person’s right to business reputation.

 

Ключевые слова: деловая репутация; юридическое лицо; право; защита; нарушение; разглашение; честь; достоинство.

Keywords: business reputation; entity; right; protection; violation; disclosure; honor; dignity.

 

Нематериальные блага занимают важное место в правовой системе России. Одними из таких благ выступают честь, достоинство и деловая репутация. Несмотря на всю важность института правовой защиты деловой репутации, в настоящее время существуют определенные проблемы правового регулирования, которые мешают осуществлять эффективную защиту права лица на деловую репутацию.

Важная проблема правового регулирования связана с регламентацией ответственности в случае распространения не порочащих сведений, которые, однако не соответствуют действительности [5]. То есть сведения напрямую не наносят вред лицу, однако не являются правдой. Например, конкурент говорит о том, что в соседнем магазине продают рыбу за 10 руб. Покупатели стремятся в этот магазин и требуют рыбу по 10 руб., однако магазин ее предоставить не может, ввиду отсутствия такого товара. В магазине начинается конфликт, покупатели недовольны и не хотят больше возвращаться к данном продавцу. Фактически владелец соседнего магазина никак не умалил деловую репутацию соседнего магазина напрямую. Однако он создал такие условия, при которых потребители больше не хотят посещать магазин.

П. 10 ст. 152 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) [1] устанавливает, что правила пунктов 1 - 9 ст. 152 ГК РФ применяются также при защите деловой репутации юридического лица. Однако важно учитывать, что применительно к юридическому лицу не применяется такое средство защиты как компенсация морального вреда.

Из указанного выше примера следует, что юридическому лицу также может причиняться вред ввиду распространения не соответствующей действительности информации. Ввиду изложенного автор предлагает распространить действие п. 10 ст. 152 ГК РФ также и на юридических лиц, чтобы исключить случаи нарушения их прав.

Другой проблемой автор считает отсутствие в ГК РФ ссылки на то, какие факторы способствуют утрате доверия к деловой репутации юридического лица. Данные факторы раскрыты в ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2]:

  1. Распространение таких ложных, неточных или искаженных сведений, которые приведут к убыткам организации или иного хозяйствующего субъекта либо нанесут ущерб его деловой репутации;
  2. Распространение ложных сведений о характере, способе и месте производства, потребительских свойствах, качествах и количестве товара или о его производителях;
  3. Заведомо негативное сравнение производимых или реализуемых товаров (услуг) организацией или иным хозяйствующим субъектом с товарами (услугами) других хозяйствующих субъектов;
  4. Противозаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации организации или иного хозяйствующего субъекта, средств индивидуализации продукции, работ (услуг) при любом введении в оборот товара (услуг);
  5. Противозаконное получение, использование, разглашение о информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

На основании изложенного автор считает целесообразным внести в п. 1 ст. 152 ГК РФ отсылку к положениям ст. 14 Закона о защите конкуренции в части определения, какие именно сведения могут наносить вред деловой репутации юридического лица. Данный перечень будет являться закрытым, поскольку Закон о защите конкуренции предполагает закрытый перечень сведений.

Проблемным вопросом на практике является процесс доказывания наличия положительной деловой репутации конкретного юридического или физического лица [4, с. 260]. Так, вред будет причинен только в том случае, если лицо до разглашения сведений обладало хорошей репутацией, а процесс разглашения привел к подрыву такой репутации. Однако деловая репутация выступает оценочным нематериальным благом, которому сложно дать оценку. Именно поэтому автор считает необходимым ввести институт обязательной экспертизы по данной категории дел.

Установить наличие положительной деловой репутации, по нашему мнению, можно однозначно установить только при помощи заключения эксперта. При этом необходимо учитывать такие факторы как показатели экономической деятельности, данные социологических исследований. Только такое глубокое исследование позволит установить наличие положительной деловой репутации до распространения порочащих сведений.

В доктрине права отмечают еще одну проблему правового регулирования, которая встречается в судебной практике, – привязка положительной деловой репутации к времени ведения хозяйственной деятельности [3, с. 262]. Так, нередко суды указывают на то, что субъект не может защитить своё право ввиду того, что недостаточно долго функционирует на рынке и у потребителей не могло сложиться хорошей оценки деятельности такого лица.

Однако автор не согласен с таким подходом, поскольку он нарушает положения ст. 1 ГК РФ, которая закрепляет равенство всех участников гражданского оборота. В данном случае лица, которые осуществляют свою деятельность долгое время, будут иметь больший объем прав. Хорошее мнение о деятельности лица может сформироваться и за достаточно короткий период времени ввиду вложения таким лицом в свою деятельность материальных и нематериальных активов, которые влияют на качество его продукта или услуги.

Кроме того, такое положение создаёт основу для дальнейшего развития противоправного поведения. Так, лицо, распространившее подобные сведения, останется безнаказанным и будет дальше нарушать права участников гражданского оборота, что недопустимо.

Ввиду изложенного предлагается внести изменения в п. 1 ст. 152 ГК РФ, дополнив ее абзацем 3 следующего содержания:

«Право на защиту деловой репутации возникает у юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном законе порядке. Не допускается отказ в защите нарушенного права по мотивам непродолжительного функционирования юридического лица».

Такие изменения в ГК РФ позволят избежать случаев необоснованного отказа в защите права юридического лица на деловую репутацию. Однако и в данном случае на лицо, чье право нарушено, ложится обязанность доказывания наличия положительной деловой репутации.

Таким образом, в настоящее время существует множество проблем правового регулирования, которые мешают эффективному регулированию отношений в сфере защиты деловой репутации. Предложенные пути решения выявленных проблем помогут достигнуть более высокого уровня правового регулирования.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. 
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31. – Ст. 3434.
3. Базаров А. Е. Способы защиты деловой репутации в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2019. – № 50 (288). – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/288/65136/ (дата обращения: 21.11.2023).
4. Кобзаренко Е.М. Некоторые проблемы правоприменительной практики при рассмотрении гражданских дел о защите деловой репутации // Вестник СГЮА. – 2020. – №1 (132). – С. 256-263.
5. Ярошевская А. М., Муртазаева А. А. Проблемы защиты деловой репутации юридического лица [Электронный ресурс] // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. –  2021. –  №1. –  Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-zaschity-delovoy-reputatsii-yuridicheskogo-litsa (дата обращения: 21.11.2023).