Статья:

АКТУАЛЬНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИСТЕМАТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Аксютенко Л.А. АКТУАЛЬНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИСТЕМАТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 40(263). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/263/132854 (дата обращения: 14.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИСТЕМАТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аксютенко Людмила Анатольевна
магистрант, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

THE RELEVANCE OF LEGAL SYSTEMATICS IN THE FIELD OF CONSUMER PROTECTION

 

Lyudmila Aksyutenko

Undergraduate, Tolyatti State University, Russia, Tolyatti

 

Аннотация. В статье отражена потребность современного законодательства в сфере защиты прав потребителей в разработке актуальных классификаций и определений. Отражена перспективность юридической систематики в международной защите прав потребителей при цифровизации и усовершенствовании потребительского процесса. Даны и обобщены классификации по предмету права, юридической силt положений и требований нормативных правовых актов.

Abstract. The article reflects the need of modern legislation in the field of consumer protection in the development of relevant classifications and definitions. The perspective of legal systematics in the international protection of consumer rights during digitalization and improvement of the consumer process is reflected. Classifications on the subject of law, legal force, provisions and requirements of regulatory legal acts are given and generalized.

 

Ключевые слова: юридическая систематика, защита прав потребителей, интернет-торговля, потребительский процесс, юридическая сила, самозанятый, цифровизация.

Keywords: legal systematics, consumer protection, online commerce, consumer process, legal force, self-employed, digitalization.

 

Применение и использование юридической деятельности невозможно без юридического порядка в ней. Одним из методов поддержания порядка является классифицирование. Нет чёткого определения науки о юридических классификациях. Поэтому применим термин  как «юридическая систематика».

Под юридической систематикой следует понимать учение об упорядочивании правовых знаний.

Юридическая систематика вносит значительный вклад в прикладной характер применения. Она может использоваться не только, например, при создании новых нормативных правовых актов, но и в разработке юридических сайтов и порталов, прайс-листов частных юристов и т.д.

Проведем анализ актуальности данной науки в сфере защиты прав потребителей. Одним из значимых свойств юридической систематики является   определение юридической силы нормативных правовых актов. При отрицании юридической систематики могут возникать коллизии в нормативных правовых актов.

Уровень юридической силы положений и требований нормативных правовых актов можно оценить по пятибалльной системе – чем выше юридическая сила, тем выше оценка:

  • 5 баллов – это положения нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей международного уровня. То есть требования этих нормативных правовых актов распространяются более чем на одно государство. Например, Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014);
  • 4 балла – положения нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей государственного уровня, то есть исполнение данных нормативных правовых актов обязательно на всей территории государства, где они принимаются. Например, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • 3 балла – положения нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей регионального и муниципального уровня, то есть данные нормативные правовые акты обязательны для исполнения на определенной части государства. Например, постановление Правительства Красноярского края от 28.04.2018 № 220-п «Об утверждении региональной программы Красноярского края «Обеспечение защиты прав потребителей»»;
  • 2 балла – права и требования в сфере защиты прав потребителей, диктующиеся обществом, организациями, религиозными структурами и иными институтами. Например, устав общественной организации в сфере защиты прав потребителей. Или существует распространенное негласное правило среди продавцов незакрепленное юридически: «Покупатель всегда прав!». Несмотря на отсутствие законодательного требования исполнения данного правила, многие продавцы стараются его придерживаться, его игнорирование может негативно сказаться на имидже продавца;
  • 1 балл – требования к сфере защиты прав потребителей одного авторитетного индивида – это, как правило, требования ученых, политических и общественных деятелей и т.д. Влияние данных требований таково, что они даже могут учитываться уровнями более высокого порядка, например, при разработке нормативного правового акта.

Данная классификация представлена в упрощённой форме, но возможно балловое распределение и внутри уровней, то есть использование подпунктов оценки, допустим, 4.2 – указы президента, а 4.5 – положения конституции.

Следует отметить, что данная классификация не определяет юридическую силу самого нормативного правового акта, а определяет его положения и требования. Правовой акт может содержать положения другого нормативного правового акта, стоящего выше по пятибалльной системе, на которые он ссылается или опирается. Поэтому юридическая сила самого нормативного правового акта может не соответствовать юридической силе его отдельных положений.

Построение нормативного правового акта из положений и требований, имеющих оценку по юридической силе, снижает риски противоречий в иерархии нормативно-правовой базы и создает согласованную структурную правовую модель.

Данная классификация оценки юридической силы прав потребителей, положений и требований по пятибалльной шкале востребована в анализе и в формировании международного права в сфере защиты прав потребителей. Для обеспечения развития международной торговли и международной защиты прав потребителей при разнообразии и автономии законодательств государств имеется потребность в систематизации международного права. Обеспечить согласованность и непротиворечивость государственных правовых моделей между собой позволит достичь соглашения о признании юридической силы положений и требований международного права. Для разработки таких положений и требований необходима юридическая систематика.

В условиях текущего изменения законодательства  (в том числе в сфере защиты прав потребителей) имеется необходимость в адаптации и внедрении новых изменений и дополнений в нормативно-правовую базу.  

Так классифицируя законодательство в сфере защиты прав потребителей по участникам потребительского процесса можно заметить то, что в современном законодательстве в сфере защиты прав потребителей присутствует пробел, не учтена категория лиц «самозанятые».

Понятие «самозанятый» не закреплено на законодательном уровне,  им называют физических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых облагается налогом на профессиональный доход в рамках проведения эксперимента по установлению специального налогового режима.

Деятельность самозанятых регламентируется Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении  эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»». Самозанятые могут оказывать услуги и продавать изделия собственного производства как юридическим, так и физическим лицам.  Самозанятые должны оказывать услуги потребителям по возмездному договору и реализовывать товары потребителям по договору купли-продажи.

Логически, самозанятые должны выполнять требования Закона РФ «О защите прав потребителей». Но Закон РФ «О защите прав потребителей» не распространяет своё действие на самозанятых, которые не являются индивидуальными предпринимателями.   В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» в определениях «продавец» и «изготовитель» говорится непосредственно об организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также об индивидуальных предпринимателях, но о физических лицах, получающих доход от профессиональной деятельности, в определениях нет. Индивидуальный предприниматель является физическим лицом, но не каждое физическое лицо является индивидуальным предпринимателем.  Следуя из определений «потребитель» и «продавец», указанных в Законе РФ «О защите прав потребителей», самозанятые не обязаны соблюдать Закон РФ «О защите прав потребителей».

Кроме этого, в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» говорится, что «потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [3].

Таким образом,  имеется необходимость изменения Закона о защите прав потребителей с целью внедрения новой категории физических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых облагается налогом на профессиональный доход.

Периодические изменения и дополнения законодательства требуют  анализа нормативно-правовой базы юридической систематикой. Данное исследование юридической систематики позволяет выявить внутренние противоречия нормативно-правовой базы,  неполноту и актуальность их положений. Юридическая систематика определяет дополнительную основу внесения изменений в законодательство для адаптации внедрённых положений и изменений.

Цифровизация многих отраслей деятельности человека, в том числе и юриспруденции, требует от юридической систематики классификации нормативно-правовой базы таким образом, чтобы она была понятна не только человеку, но и компьютеру.  Тексты должны быть переработаны и кодированы под алгоритмы компьютерных программ.

Тезисы положений нормативных правовых актов можно обозначить символами для распознавания и фильтрации компьютерной программой. Так пункт 1 статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» можно разделить на два тезиса. Первый, обозначенный символом «П», предназначен для продавцов, второй, обозначенный символом «Ь», предназначен для производителей (П). Например, «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим её работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске» [3]. (П, Ь).

Текст того же Закона РФ «О защите прав потребителей» требует классификации по адресации к сторонам потребительского процесса.

Классификация нормативно-правовой базы по адресации к сторонам потребительского процесса:

  • нормативно-правовая база защиты прав потребителей, регламентирующая торговлю;
  • нормативно-правовая база защиты прав потребителей, регламентирующая производство;
  • нормативно-правовая база защиты прав потребителей, разъясняющая права потребителей;
  • нормативно-правовая база защиты прав потребителей, регламентирующая деятельность государственных и общественных структур, осуществляющих защиту прав потребителей.

Проблема в том, что в том же Законе РФ «О защите прав потребителей» нет конкретных разделов, адресованных непосредственно сторонам производственного процесса, информация хаотично распределена на протяжении всего текста закона. Таким образом, согласно классификации текст закона приобретёт вид набора символов по адресации к сторонам потребительского процесса.

Процесс цифровизации юриспруденции невозможен без юридической систематики. Возникла потребность классификаций, необходимых для восприятия не человеком, а искусственным интеллектом.

Развитие интернет-торговли повлияло на утрату силы постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612: если раньше до бурного её развития не требовалась публикация чётко прописанных условий покупки, то теперь обязательно размещение оферты; раньше при намерении покупателя купить, продавец обязан был продать, теперь же бизнес сам определяет условия возникновения продажи; расширился перечень обязательных сведений о продавце – это ОГРН, электронный адрес, телефон; выработан претензионный алгоритм действий при спорах и т.д. Все эти изменения возникли благодаря развитию интернет-торговли.

Интернет-торговля относится к нестационарной торговле по образцам или по каталогу.  В настоящее время классификация торговой розничной деятельности по привязке к техническим характеристикам торгового объекта устарела. Так, к примеру, многие стационарные объекты, магазины или гипермаркеты, имеют собственные сайты для осуществления торговой деятельности, и интернет-торговлю они осуществляют наравне с торговлей в стационарных объектах. 

Развитие и популязация интернет-торговли требует от юридической систематики новой классификации торговли. Классификация торговли широко применяется в Законе РФ «О защите прав потребителей». В нём к видам торговой деятельности установлены отдельные требования и условия. Без данной классификации затруднительна защита и обеспечение прав потребителей.

Юридическая систематика позволяет систематизировать и совершенствовать потребительский процесс. Потребительский процесс – это организация и осуществление той части торговой и производственной деятельности, которая попадает под действие Закона РФ «О защите прав потребителей».

Например, классификация прав потребителя по предмету формирует задел для юридического оформления этапов и циклов потребительской деятельности. Так анализируя Закон РФ «О защите прав потребителей» можно выделить четыре основных предмета, объединяющих права потребителей: коммуникация, товар, договор и риски.

Классификация прав потребителей по предмету права:

  • коммуникационная совокупность прав – предметами данной группы являются информация и просвещение. То есть конкретная группа прав потребителей, в которой изучается безопасный обмен информацией между продавцом, покупателем, производителем, государством, обществом и т.д. Данная группа объединяет права потребителей, в которых рассматривается непосредственно информационный процесс потребительской среды: как предоставляется информация, насколько она достоверна и понятна для потребителя, объём этой информации, доступность её, необходимый запас знаний потребителя для извлечения пользы товара и т.д.
  • совокупность прав о товаре – предметом данной группы прав является непосредственно сам товар, работа, услуга. То есть эта группа прав рассматривает и изучает только конкретные характеристики товара, работы, услуги: срок годности, цвет, состав, сложность изделия, проводимые экспертизы по товару и т.д., и о том, как данные характеристики товара могут нарушить права потребителя. Изучение характеристики товара позволяет оценить причинённый вред, выявить виновника недостатка, рассчитать срок службы товара, размер компенсации и т.д.;
  • договорная совокупность прав – предметом данной группы прав является непосредственно сам договор между продавцом и потребителем. То есть эта группа прав анализирует те отношения продавца и потребителя и соглашения между ними, которые создают правовые отношения и правовые конструкции.  Договорная совокупность прав регулирует правовые отношения при установлении условий выполнения работы из материала исполнителя, порядка расчёта за выполненную работу, сроков удовлетворения отдельных требований потребителя и т.д.
  • совокупность прав при рисках – предметом данной группы являются возможные риски и опасности для потребителя, возникающие при совершении покупок. Данная группа изучает и объединяет права потребителя, в которых отражены негативные последствия для потребителя при совершении покупок, а также меры по их предотвращению или разрешению: права потребителя на обмен товара надлежащего качества, устранение недостатков товара, компенсация морального вреда и т.д.

Данная классификация тесно связана с циклами потребительского процесса в виде последовательной цепочки действий: сбор информации, изучение товара, договорённость с продавцом, юридическое оформление покупки, исполнение договорённостей или разрыв данных договорённостей из-за их несоблюдения.

Юридическая систематика позволяет отдельно провести анализ юридической составляющей каждого этапа потребительского процесса для её совершенствования, выявления противоречий и недостатков.

Основными перспективными направлениями юридической систематики в сфере защиты прав потребителей являются: обобщение законодательств государств, цифровизация нормативно-правовой базы, усовершенствование потребительского процесса, обеспечение постоянного мониторинга  законодательства, выделение интернет-торговли в отдельный вид торговли.

 

Список литературы:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) [Электронный ресурс] : (ред. от 24.03.2022). URL:  https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/?ysclid=lpchx2sezp34165743 (дата обращения: 24.11.2023).
2. Об утверждении региональной программы Красноярского края «Обеспечение защиты прав потребителей» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Красноярского края от 28.04.2018 № 220-П (ред. от 28.01.2023). URL: https://base.garant.ru/30070713/?ysclid=lpdnxgf3j522971785 (дата обращения: 24.11.2023).
3. О защите прав потребителей [Электронный ресурс] : Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 24.11.2023). 
4. О проведении  эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2018 № 422 (ред. от 01.01.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/?ysclid=lpdo3cqrpm370774826 (дата обращения: 24.11.2023).