Статья:

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)

Рубрика: Безопасность жизнедеятельности

Выходные данные
Анастасия Г.К. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 40(263). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/263/132928 (дата обращения: 13.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Анастасия Геннадьевна Коровикова
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет ГПС МЧС России им. Генерала Армии Е.Н. Зиничева, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Наиболее строгим административным наказанием за нарушение требований пожарной безопасности является приостановление деятельности объекта, на котором допущены такие нарушения. Раньше инспектор федерального государственного пожарного надзора (далее – ГПН) мог в ходе проверки незамедлительно вынести постановление на запрет эксплуатации объекта за нарушение требований пожарной безопасности и даже опечатать его, исключив возможность дальнейшей эксплуатации. На сегодняшний день, ситуация имеет иной характер, потому что как бы представитель ГПН ни старался, самостоятельно он приостановить эксплуатацию объекта не может. Зависит от некоторых обстоятельств. Рассмотрим в данной статье несколько ситуаций, при которых приостановление деятельности объекта возможна.

Субъектами для привлечения к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели. Срок приостановления – 30 суток. В марте 2021 года появляется часть 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ. Эта мера применяется в случае повторного совершения административного правонарушения на объекте защиты, а также появляются условия применения такие как – риск, какие системы неработоспособны либо неисправны.

Для прекращения деятельности объекта в соответствии с пунктом 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ, инспекторы ГПН должны осуществить проверку на объекте. Например, могут быть обнаружены нарушения, такие как неисправная система противопожарной защиты в здании. После того, как постановление о привлечении к административной ответственности вступит в законную силу, инспекторам ГПН необходимо повторно проверить тот же объект в течение одного года после исполнения данного постановления. Если повторная проверка покажет, что объект все еще относится к категории высокого, значительного или критического риска и были обнаружены нарушения, связанные с неработоспособностью или неисправностью систем безопасности, инспекторы ГПН будут принимать соответствующие меры.

Для принятия судьей решения инспектор вынужден будет доказать обоснованность своего решения. Например, произошел пожар, повлекший смерть человека (ч. 6.1 ст.20.4 КоАП РФ), по результатам проверки по пожару, инспектор возбуждает дело об административном правонарушении, направляет в суд для рассмотрения, в случае если при проведении проверки по пожару инспектор смог доказать вину предполагаемого правонарушителя.

О приостановлении или прекращении деятельности объекта решение принимает только суд. Но если правонарушитель повторно не выполнил предписание ГПН, то в отношении него инспектор составляет протокол, получается снова направляет дело в суд (ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ). В указанном протоколе инспектор более подробно расписывает какие мероприятия выполнены, а какие не выполнены, также если есть мероприятия, которые создают угрозу причинению вреда жизни и здоровью граждан, то должны быть доказательства, подтверждающие факт нарушения требований пожарной безопасности.

После постановление о привлечении к административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности вступает в законную силу, и с этого момента, можно сказать, что начинает истекать срок до одного года для повторного привлечения к ответственности. Составляется новый протокол (ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ).

Иногда бывают ситуации, когда инспектор по результатам проверки обращается в органы прокуратуры с просьбой о применении мер прокурорского реагирования. В своем обращении более детально указывается опасность допущенных нарушений, подтверждая их нормативным обоснованием. В данном случае инспектор полностью зависит от решения прокурора. После организации проверки на соблюдение законодательства в области пожарной безопасности, в суд направляется исковое заявление о приостановлении деятельности объекта. Если инициатором проверки выступает прокурор, то инспектор ГПН привлекается в качестве специалиста.

Таким образом, приостановить деятельность объекта за нарушение требований пожарной безопасности достаточно сложно и окончательное решение всегда принимает судья, а не инспектор ГПН.

 

Список литературы:
1. «Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023).