Статья:

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Лукьянова А.В. АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 40(263). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/263/133013 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Лукьянова Анастасия Владимировна
студент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальность формирования опыта педагогической творческой деятельности у будущих учителей технологии

 

Ключевые слова: педагогический опыт, опыт педагогической творческой деятельности, творческая деятельность

 

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом приоритетной задачей современного высшего профессионального образования становится подготовка учителя технологии, владеющего определенным багажом знаний, умений и владений, обладающего творческим опытом, неприемлющего рутины и однообразия, способного нестандартно мыслить, творчески работать.

Формирования опыта педагогической творческой деятельности - это один из способов повышение качества обучения будущих специалистов, что является одной из важнейших задач высшего образования. 

Традиционно педагогический опыт представляет собой большой интерес в гносеологическом отношении, выполняя следующие функции: служит проверкой выдвинутых теоретических положений и составляет основу для новых научных обобщений.

Опыт позволяет педагогу использовать и новые подходы в работе с детьми. Он пробуждает инициативу, творчество, совершенствует профессионализм педагога. Для любого педагога, изучающего передовой опыт своих коллег, важен не только сам результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут результат. Это способствует измерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу.

Неопровержима важность опыта педагогической творческой деятельности как методологического инструмента познания предмета педагогической науки, целей и содержания педагогической деятельности, фактов и явлений объективного образовательного процесса

Педагогический опыт понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле педагогический опыт является составной и необходимой частью и разновидностью общечеловеческого опыта. Он сформировался в результате действия генетических механизмов социальной наследственности в области воспитания и обучения. В таком понимании опыт представляет собой сокровищницу профессиональных ценностей, созданных педагогами всех времен и народов, он носит массовый характер.

В узком смысле педагогический опыт рассматривается как индивидуальный, принадлежащий отдельной личности, субъективный. Опыт в данном философском контексте трактуется как чувственно-эмпирическое познание личностью действительности, основанное на практике.

Перейдём к следующему важному понятию, а именно к творческой деятельности учителя.

Творческая деятельность учителя, по мнению отечественного педагога В. В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности - необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает педагогу простор для подлинно творческой работы [2].

Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик):

• временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

• сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

• отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

• атмосфера публичного выступления;

• необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций [3].

Важность формирования опыта педагогической творческой деятельности у студентов профиля «Технология» обусловлена значимостью предмета «Технологии» в современной школе.

Если кто-то считает, что уроки технологии – это бесполезное проведение школьного времени, не приносящее учащимся знаний и умений, то, скорее всего, им не встретился учитель, который своими профессиональными действиями смог бы доказать обратное.

Урок технологи – это особая образовательная область, которая поможет сформировать и развить у школьников навыки и умения необходимые для жизни в семье и обществе. Полученные знания тесно связаны со способностями мастерить, строгать, выпиливать лобзиком, чертить на практике. Учащиеся не просто собирают по схеме табуретку, они решают настоящие инженерные задачи широкого спектра: от создания простых изделий до механических

Педагогическая деятельность учителя технологии связана с решением разнообразных конструкторских и технологических задач. Кроме того, предметная область «Технология» построена на проектной познавательно-трудовой деятельности, где на каждом этапе ответственна роль учителя-консультанта, научного руководителя, компетентного, способного к полноценной реализации технологического образования, обеспечивающего успешную социализацию подрастающего поколения.

Формирования опыта педагогической творческой деятельности- это один из способов повышение качества обучения будущих специалистов, что является одной из важнейших задач высшего образования. 

Опыт творческой педагогической деятельности будущих учителей технологии как уникальная категория сохраняет важность и порождает внимательный интерес педагогической науки на протяжении всех этапов её развития.

Обращаясь к решению множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с алгоритмом эвристического поиска, подразумевающим анализ педагогической ситуации, проектирование результата в соответствии с исходными данными, анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата, оценка полученных данных, формулировка новых задач [4].

 

Список литературы:
1. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
2. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2021. 478 с.
3. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
4. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 477 c