Статья:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПОНЯТИЯ «КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(263)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Крюковская Л.Е. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПОНЯТИЯ «КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 40(263). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/263/133016 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ПОНЯТИЯ «КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК»

Крюковская Лидия Евгеньевна
магистрант кафедры конституционного и международного права, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

Согласно нормам Конституции Российской Федерации (Основной закон РФ), Россия есть суверенное, федеративное, демократическое, правовое государство с республиканской формой правления, что определяет основные принципы конституционного строя в стране [1]. В связи с этим, основным вектором внутренней и внешней политики для нашего государства является развитие конституционно-правового порядка, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина на всей его территории.

Общее определение «правопорядок» является одной из основных характеристик государства, как правового. Вместе с тем, в доктрине отечественного конституционного права все чаще рассматривают «конституционный правопорядок». Но в настоящее время существуют различные мнения, касающиеся определения «конституционный правопорядок», термин, который бы точно описывал сущность исследуемой категории, отсутствует.

Стоит отметить, что на законодательном уровне определение «конституционный правопорядок» не закреплено ни в Конституции Российской Федерации, ни в нормах иного федерального законодательства.

С.А. Авакьян отмечает, что «конституционный правопорядок» - это соответствующие нормам действующей Конституции Российской Федерации ход государственных дел и организация жизни людей [2].

Мы не разделяем данную точку зрения, так как автор в своем определении акцентирует внимание на ходе государственных дел, т.е. органов государственной власти. Но в таком случае, что делать с деятельностью органов местного самоуправления, несмотря на то, что они не являются органами государственной власти, ход их дел тоже должен соответствовать нормам конституционного законодательства.

Х.Ю. Цвижба трактует «конституционный правопорядок», как результат воплощения в жизнь конституционно-правовых положений и норм.

Данной определение «конституционного правопорядка» является довольно узким, оно не раскрывает всей сущности «конституционного правопорядка» [4].

В.И. Червонюк предлагает под «конституционным правопорядком» понимать предусмотренные федеральным и региональным законодательством, актами органов местного самоуправления, конституционные процедуры или порядок осуществления полномочий органами власти и их должностными лицами. В качестве примера автор приводит такие конституционные процедуры, как порядок назначения на должность высших должностных лиц исполнительных органов субъекта, суде Конституционного Суда и т.д. [5].

Действительно, как правило, «конституционный правопорядок» с осуществлением органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами своих полномочий, реализуемых в ходе деятельности, предусмотренной нормами конституционного права и конституционно-правовыми положениями.

Но вместе с тем, граждане Российской Федерации имеют обязанности, закрепленные в Основном Законе страны. В частности, например, соблюдение непосредственно норм Конституции Российской Федерации и иных законов, уплачивать установленные налоги и сборы, защищать Отечество, заботиться о детях и т.д.

Следовательно, граждане тоже должны соблюдать нормы конституционного законодательства и являются субъектами «конституционного правопорядка».

На наш взгляд, одно из самых удачных определений «конституционного правопорядка» предлагает в своей диссертации А.В. Безруков.

А.В. Безруков: «конституционный правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на точном и неуклонном соблюдении требований Конституции Российской Федерации, российского законодательства со стороны прежде всего органов и учреждений публичной власти, а также иных субъектов, выполняющих организационно-управленческие функции» [3].

Безусловно, «конституционный правопорядок» - это одна из разновидностей общественных отношений, которая складывается между субъектами конституционного права в целях реализации норм Конституции Российской Федерации. Однако, как отмечалось уже нами выше, граждане тоже являются субъектами конституционного права, у них есть права и обязанности, предусмотренные законодательством.

Проанализировав, рассмотренный точки зрения, мы пришли к выводу, что «конституционный правопорядок» на территории Российской Федерации - это общественные отношения, складывающиеся в государстве в точном и строгом соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, актов органов местного самоуправления, между субъектами, которыми являются органы и учреждения публичной власти, должностные лица, а также граждане.

 

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.11.2023).
2. Авакьян С.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь. -М.: Норма. 2001. 543 с.
3. Безруков А.В., А.Ю. Письменный. Роль судебной власти в обеспечении конституционного правопорядка в России// Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2. С. 2.
4. Цвижба Х.Ю. Об определении понятия «Конституционный правопорядок» // Образование и право. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-opredelenii-ponyatiya-konstitutsionnyy-pravoporyadok (дата обращения: 27.11.2023).
5. В.И. Червонюк. Энциклопедический словарь «Конституционное право России». - М.: Юридическая литература. 2002. 423 с.