Статья:

КОРРУПЦИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Антонова Е.И., Закирова Э.М. КОРРУПЦИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 42(265). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/265/133923 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРУПЦИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Антонова Евгения Ивановна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Закирова Эльза Маратовна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Жестков Игорь Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. Сфера закупок для государственных и муниципальных нужд на сегодняшний день активно подвергается коррупционным схемам, оказывая серьезное негативное влияние на экономику страны. Снижается эффективность бюджетных средств, обеспечивающих развитие инфраструктуры и нужды общества. В данной статье проводится анализ показателей коррупционных явлений при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд и причин из возникновения, а также предлагаются пути их преодоления.

 

Ключевые слова: закупки, государственные и муниципальные нужды, коррупция, контроль, бюджет.

 

Закупки для государственных и муниципальных нужд представляют собой совокупность действий уполномоченных лиц по обеспечению мероприятий, направленных на нужды государства и в первую очередь общества. Ресурсы, выделяемы на государственные (муниципальные) закупки всегда ограничены, поэтому нуждаются в их целесообразном использовании. Поэтому деньги из бюджета для реализации проекта по государственному контракту получают с помощью проведения аукционов и конкурсов.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим сферу закупок, является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) [1].

Каждый год расходы федерального бюджета на проведение закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд сохраняют внушительные размеры. Так, отчет Минфина о результатах мониторинга закупок свидетельствует о том, что за 2022 год государственные заказчики заключили контракты на 11,1 трлн рублей — на 18% больше, чем за аналогичный период 2021 года [2].

Одним из факторов снижения эффективности целевого расходования средств на обеспечение государственных и муниципальных нужд, на сегодняшний день является коррупция. Несмотря на то, что основным направлением деятельности государственных органов по противодействию коррупции, предусмотренное Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», является проведение мероприятий по обеспечению добросовестности, открытости и объективности при осуществлении закупок, количество сумм, уходящих «в никуда», с каждым годом только растет [3].

Согласно статистическим наблюдениям, размер взятки при государственных закупках в России составляет около пятой части от всей суммы госконтракта каждый год. Общий объем коррупционных выплат в сфере госзакупок достигает почти 6,6 трлн рублей [4].

То есть, возвращаясь к результатам мониторинга закупок, сумма которых составила 11,1 трл.рублей, мы видим, что сумма, которая ушла в карман, превышает 50%. Цифры внушающие, а значит эффективность проводимых мероприятий по борьбе с коррупцией можно свести к 0.

Факторов, которые влияют на рост коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, достаточно много. Здесь можно отметить и недостаточную квалификацию лиц, осуществляющих приемку результатов исполнения контракта, отсутствие прозрачного механизма проведения экспертизы, недостаточное финансирование процесса экспертизы и др.

Мы хотим остановится на следующих ключевых проблемах: коррупционные риски, приводящие к росту коррупции и отсутствие должного контроля за результатами исполнения контракта по закупкам для государственных и муниципальных нужд.

Одной из проблем роста коррупции в сфере государственных (муниципальных) закупок является образование почвы для возникновения коррупционных рисков.

Понятие «коррупционные риски» не имеет четкого определения в действующем законодательстве. По мнению О.В. Казаченковой, «коррупционные риски — это связанные напрямую с исполнением функций органов государственной власти, в частности при осуществлении деятельности государственных служащих, явления и обстоятельства, при возникновении которых создается ситуация возможного проявления коррупции» [5].

К коррупционным рискам можно отнести следующие примеры:

  1. Обязанность о принятии решения о закупке лежит на одном сотруднике (соответственно, чтобы вынести это решение, он должен провести определенные мероприятия). Есть риск получения им взятки для принятие выгодного для определённого лица решения.
  2. Передача секретных данных третьим лицам, например, цена или условие договора, а также определение объема необходимых средств.
  3. Применение материальных ресурсов организации для личной выгоды и обогащения [6].

Все эти риски могут быть инициируемы чиновниками, сотрудниками компаний или мошенническими действиями, они могут создавать компании – однодневки, для «наличия» конкурентов и сокрытия интереса в компании – участнике.

Возникновение коррупционных рисков в первую очередь связано с тем, что региональные и муниципальные органы наделены широкими полномочиями по разработке нормативно-правовых актов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. В.В. Кикавец справедливо указывает, что, «преследуя цели повышения эффективности государственных закупок, законодатель сознательно или неосознанно исключил из Закона о конкурсах закупки для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что создало благоприятную почву для формирования отдельной правовой регламентации на региональном и муниципальном уровнях» [7].

Система государственного финансового контроля в России работает согласно действующему законодательству, и регламентируется подзаконными актами. Эти нормы часто носят противоречивый характер, не охватывают нужные сферы, не разграничивают функции и полномочия контролирующих органов, что приводит к тому, что система не имеет целостности и действенности.

Следующая проблема заключается в том, что согласно ч. 1 ст. 101 Закона № 44-ФЗ, весь объем контрольных полномочий за результатами исполнения контракта по закупкам лежит на заказчике.

По нашему мнению, данный аспект так же является ключевым фактором для роста коррупции, поскольку в данном случае не исключается вероятность договоренности с заказчиком для вынесения нужного результата по исполнению контракта.

Н. Ключевская считает, что «в системе государственных закупок, объединение информационных подсистем контролирующих органов является одним из самых значимых вариантов развития финансового контроля» [8, с. 141].

Таким образом, мы видим, что борьба с коррупцией в системе закупок, как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики, невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.

Соответственно, для снижения коррупционных преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд следует провести мероприятия по улучшению нормативно-правового обеспечения контрольной функции государства.

Мы полностью поддерживаем мнение О.И. Кирюхиной о том, что «развивать внешний независимый представительный финансовый контроль через реформирование законодательства в данном направлении, преодоление противоречий с исполнительной властью путем публичных дискуссий, разъяснения обществу роли и функции органов финансового контроля в системе государственных закупок, что, безусловно, будет способствовать успешному развитию экономики, возобновлению авторитета контролирующих органов в обществе» [9, с. 29].

Так же следует вести активный мониторинг, анализ и оценку коррупционных рисков, который поспособствует своевременному реагированию на них и их минимизации. Кроме того, регулярные проверки со стороны контролирующих органов того же заказчика, на котором лежат все контролирующие полномочия и оценка выполненной работы, а также прозрачность в процедурах отчетности и предоставления информации о результате исполнения контракта позволит достичь снижение коррупции и создать конкурентную и справедливую среду в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 14.11.2023) // Собрание законодательства РФ. 2013 г. № 14. Ст. 1652.
2. Минфин: в 2022 году госзаказчики заключили контракты на 11,1 трлн рублей [Электронный ресурс] // URL: https://www.law.ru/news/35718-minfin-v-2022-godu-goszakazchiki-zaklyuchili-kontrakty-na-111-trln-rubley (дата обращения: 17.11.2023)
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 2008 г. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
4. РБК: общий объем взяток при госзакупках в России оценивается в 6,6 трлн рублей [Электронный ресурс] // URL: https://tass.ru/ekonomika/13243751 (дата обращения: 17.11.2023)
5. Казаченкова О. В. Антикоррупционный механизм урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе // Государство и право. 2012. № 3. С. 112.
6. Порезанова Е.В. Коррупционные риски в сфере государственных закупок в России // Экономика. Управление. Право. – 2015. – Т. 5. – С. 364.
7. Кикавец В. В. История правового регулирования государственных закупок в России. Финансовый аспект Монография — М.: ООО «Проспект», 2019. — 239 с.
8. Ключевская Н. Развитие законодательства о госзакупках: проблемы и пути решения от ФАС России // Гарант. Ру. 20 февраля 2020 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.garant.ru/article/1328244/ (дата обращения 17.11.2023).
9. Кирюхина О.И. Проблемы муниципального финансового контроля в сфере государственных закупок // Достижения науки и образования. 2017. №5 (18). С 29 -31.