КОРРУПЦИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)
КОРРУПЦИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Аннотация. Сфера закупок для государственных и муниципальных нужд на сегодняшний день активно подвергается коррупционным схемам, оказывая серьезное негативное влияние на экономику страны. Снижается эффективность бюджетных средств, обеспечивающих развитие инфраструктуры и нужды общества. В данной статье проводится анализ показателей коррупционных явлений при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд и причин из возникновения, а также предлагаются пути их преодоления.
Ключевые слова: закупки, государственные и муниципальные нужды, коррупция, контроль, бюджет.
Закупки для государственных и муниципальных нужд представляют собой совокупность действий уполномоченных лиц по обеспечению мероприятий, направленных на нужды государства и в первую очередь общества. Ресурсы, выделяемы на государственные (муниципальные) закупки всегда ограничены, поэтому нуждаются в их целесообразном использовании. Поэтому деньги из бюджета для реализации проекта по государственному контракту получают с помощью проведения аукционов и конкурсов.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим сферу закупок, является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) [1].
Каждый год расходы федерального бюджета на проведение закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд сохраняют внушительные размеры. Так, отчет Минфина о результатах мониторинга закупок свидетельствует о том, что за 2022 год государственные заказчики заключили контракты на 11,1 трлн рублей — на 18% больше, чем за аналогичный период 2021 года [2].
Одним из факторов снижения эффективности целевого расходования средств на обеспечение государственных и муниципальных нужд, на сегодняшний день является коррупция. Несмотря на то, что основным направлением деятельности государственных органов по противодействию коррупции, предусмотренное Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», является проведение мероприятий по обеспечению добросовестности, открытости и объективности при осуществлении закупок, количество сумм, уходящих «в никуда», с каждым годом только растет [3].
Согласно статистическим наблюдениям, размер взятки при государственных закупках в России составляет около пятой части от всей суммы госконтракта каждый год. Общий объем коррупционных выплат в сфере госзакупок достигает почти 6,6 трлн рублей [4].
То есть, возвращаясь к результатам мониторинга закупок, сумма которых составила 11,1 трл.рублей, мы видим, что сумма, которая ушла в карман, превышает 50%. Цифры внушающие, а значит эффективность проводимых мероприятий по борьбе с коррупцией можно свести к 0.
Факторов, которые влияют на рост коррупции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, достаточно много. Здесь можно отметить и недостаточную квалификацию лиц, осуществляющих приемку результатов исполнения контракта, отсутствие прозрачного механизма проведения экспертизы, недостаточное финансирование процесса экспертизы и др.
Мы хотим остановится на следующих ключевых проблемах: коррупционные риски, приводящие к росту коррупции и отсутствие должного контроля за результатами исполнения контракта по закупкам для государственных и муниципальных нужд.
Одной из проблем роста коррупции в сфере государственных (муниципальных) закупок является образование почвы для возникновения коррупционных рисков.
Понятие «коррупционные риски» не имеет четкого определения в действующем законодательстве. По мнению О.В. Казаченковой, «коррупционные риски — это связанные напрямую с исполнением функций органов государственной власти, в частности при осуществлении деятельности государственных служащих, явления и обстоятельства, при возникновении которых создается ситуация возможного проявления коррупции» [5].
К коррупционным рискам можно отнести следующие примеры:
- Обязанность о принятии решения о закупке лежит на одном сотруднике (соответственно, чтобы вынести это решение, он должен провести определенные мероприятия). Есть риск получения им взятки для принятие выгодного для определённого лица решения.
- Передача секретных данных третьим лицам, например, цена или условие договора, а также определение объема необходимых средств.
- Применение материальных ресурсов организации для личной выгоды и обогащения [6].
Все эти риски могут быть инициируемы чиновниками, сотрудниками компаний или мошенническими действиями, они могут создавать компании – однодневки, для «наличия» конкурентов и сокрытия интереса в компании – участнике.
Возникновение коррупционных рисков в первую очередь связано с тем, что региональные и муниципальные органы наделены широкими полномочиями по разработке нормативно-правовых актов в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. В.В. Кикавец справедливо указывает, что, «преследуя цели повышения эффективности государственных закупок, законодатель сознательно или неосознанно исключил из Закона о конкурсах закупки для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что создало благоприятную почву для формирования отдельной правовой регламентации на региональном и муниципальном уровнях» [7].
Система государственного финансового контроля в России работает согласно действующему законодательству, и регламентируется подзаконными актами. Эти нормы часто носят противоречивый характер, не охватывают нужные сферы, не разграничивают функции и полномочия контролирующих органов, что приводит к тому, что система не имеет целостности и действенности.
Следующая проблема заключается в том, что согласно ч. 1 ст. 101 Закона № 44-ФЗ, весь объем контрольных полномочий за результатами исполнения контракта по закупкам лежит на заказчике.
По нашему мнению, данный аспект так же является ключевым фактором для роста коррупции, поскольку в данном случае не исключается вероятность договоренности с заказчиком для вынесения нужного результата по исполнению контракта.
Н. Ключевская считает, что «в системе государственных закупок, объединение информационных подсистем контролирующих органов является одним из самых значимых вариантов развития финансового контроля» [8, с. 141].
Таким образом, мы видим, что борьба с коррупцией в системе закупок, как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики, невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.
Соответственно, для снижения коррупционных преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд следует провести мероприятия по улучшению нормативно-правового обеспечения контрольной функции государства.
Мы полностью поддерживаем мнение О.И. Кирюхиной о том, что «развивать внешний независимый представительный финансовый контроль через реформирование законодательства в данном направлении, преодоление противоречий с исполнительной властью путем публичных дискуссий, разъяснения обществу роли и функции органов финансового контроля в системе государственных закупок, что, безусловно, будет способствовать успешному развитию экономики, возобновлению авторитета контролирующих органов в обществе» [9, с. 29].
Так же следует вести активный мониторинг, анализ и оценку коррупционных рисков, который поспособствует своевременному реагированию на них и их минимизации. Кроме того, регулярные проверки со стороны контролирующих органов того же заказчика, на котором лежат все контролирующие полномочия и оценка выполненной работы, а также прозрачность в процедурах отчетности и предоставления информации о результате исполнения контракта позволит достичь снижение коррупции и создать конкурентную и справедливую среду в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.