ЦИФРОВОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)
ЦИФРОВОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Цифровое правотворчество – это относительно новая область, которая представляет собой процесс создания и разработки правовых норм с использованием цифровых технологий. Оно предполагает использование различных онлайн-сервисов, платформ и инструментов, чтобы обеспечить участие граждан в формировании законов и принятии решений, а также улучшить доступность правовых услуг и процессов. Цифровизация правотворчества является одним из направлений функционирования электронного государства, в рамках которого соотношение субъектов («человек-общество-государство») переводится в цифровую плоскость [2, с. 6]. В современном мире, где цифровые технологии проникают во все сферы жизни, цифровое правотворчество становится все более актуальным и необходимым.
В разных странах законодательство в области цифровых технологий имеет свои особенности и отличия. Некоторые государства уже активно используют их для улучшения правотворчества, предоставляя гражданам возможность предлагать и обсуждать новые идеи законодательства, участвовать в публичных консультациях и голосовать на референдумах и выборах.
Одним из лидирующих государств в сфере цифрового правительства является Эстония. Ее часто называют электронной столицей мира. Эта страна была одной из первых, которая внедрила широко доступное электронное голосование, электронные государственные услуги и электронную идентификацию. В свою очередь правительство Эстонии активно работает над защитой данных и цифровой безопасностью своих граждан.
Электронное правительство Эстонии представляет собой единый портал совершения различных операций. Через электронное правительство действуют услуги: е-школа, е-полиция и е-медицина. Основной причиной развития данного направления стала экономия бюджета [4].
Другим примером является Финляндия, которая также считается одним из лидеров в области цифрового правотворчества. В стране реализуются различные цифровые программы, включающие в себя повышение уровня кибербезопасности, разработку блокчейн-технологий и цифровую грамотность.
Финский опыт часто используется как благоприятный пример цифрового развития для других стран. Цифровые технологии проникли во многие области производства, сферы обслуживания и системы обучения населения компьютерным навыкам и цифровой грамотности [1].
В Канаде также наблюдается значительный прогресс в цифровом правотворчестве. Политика в сфере перевода сервисов Правительства в онлайн режим начала реализоваться там еще в конце 1990 годов. В настоящее время страна активно участвует над разработкой законодательства по защите персональных данных и регулированию свободы информации в цифровой сфере. Правительство Канады все чаще стремится использовать искусственный интеллект для принятия или оказания помощи в принятии административных решений с целью улучшения предоставления услуг. Государство делает это таким образом, чтобы данный процесс соответствовал основным принципам прозрачности, подотчетности, законности и процессуальной справедливости. Для Канады развитие цифровых технологий является одним из приоритетных направлений деятельности государства [3].
На сегодняшний день в Республике Беларусь также идет процесс развития цифрового правотворчества. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» устанавливает юридические рамки использования современных технических средств в нормотворчестве. В нем четко закреплены возможности применения электронного документооборота при подготовке проектов нормативных правовых актов. В последние годы правительство активно предпринимает шаги для создания благоприятной инфраструктуры для цифровой экономики и правительства.
Значимая роль отводится новейшим инструментам электронного правительства, последовательно проводится работа по автоматизации административных процедур, делая их более открытыми и комфортными для населения и бизнеса. Работа по внедрению и совершенствованию мер, обеспечивающих открытость публичного управления, проводится практически всеми органами государства с учетом их отраслевой и функциональной специфики.
Беларусь также предпринимает меры для повышения уровня кибербезопасности и защиты персональных данных. В мае 2021 года в нашей стране вступил в силу Закон Республики Беларусь № 99-З «О защите персональных данных» и был создан Национальный центр защиты персональных данных Республики Беларусь.
Тема защиты персональных данных получила конституционное звучание и находит дальнейшее закрепление в стратегических документах: Концепции правовой политики и Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Скорость перехода общественных отношений в цифровую плоскость и стремительное развитие технологий выводят задачу эффективной защиты личной информации в число наиважнейших.
Создаются условия для функционирования электронного судопроизводства и нотариата. Совершенствуются единые автоматизированные информационные системы судов общей юрисдикции и следственных органов. На уровне кодексов закреплены возможности применения технических средств при проведении судебных заседаний, следственных действий с использованием систем видеоконференцсвязи.
Вместе с тем, опыт зарубежных стран в области цифровизации правотворчества, по нашему мнению, представляет большой научный и практический интерес для Республики Беларусь, так как он может быть заимствован, как на республиканском, так и на местном уровнях.
Во-первых, важно разработать эффективную систему электронного государственного управления для повышения доступности и удобства взаимодействия граждан и органов власти. Это включает в себя создание удобных онлайн-платформ для подачи документов, получения информации о законодательстве и взаимодействия с органами власти.
Хорошим примером функционирования такой системы является Портал государственных услуг Российской Федерации, который обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в России, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг.
Во-вторых, важно внедрение электронной системы обратной связи и участия граждан, позволяющей широкому кругу лиц принимать участие в обсуждении проектов законов, высказывать свои мнения и предложения по поводу законопроектов через специальные онлайн-платформы.
Несомненно, в нашей стране функционируют различные площадки и форумы, где консолидируется мнение граждан государства, однако создание централизованной онлайн-системы и распространение ее среди населения будет способствовать более эффективному взаимодействию граждан с органами власти, улучшению транспарентности принятия решений и повышению уровня демократии в стране.
Также стоит обратить внимание на внедрение электронного голосования, которое увеличит удобство и доступность для избирателей. Это позволит голосовать из любой точки страны без необходимости посещения избирательных участков. Данные будут обрабатываться автоматически и не будет необходимости вручную пересчитывать бюллетени, что позволит оперативно обработать и объявить результаты выборов в короткие сроки.
Однако внедрение электронного голосования также может столкнуться с рядом проблем, одной из которых является доступность для всех групп населения, в том числе пожилых и маломобильных граждан. Следовательно, важно обеспечить обучение граждан работе с цифровыми технологиями, чтобы повысить их цифровую грамотность и уровень понимания цифровых прав и возможностей.
Цифровое правотворчество является непрерывным процессом, который требует постоянного внимания и адаптации к новым технологиям и вызовам в цифровой сфере. В этой области всегда будет пространство для улучшений и развития, чтобы соответствовать быстро меняющемуся цифровому миру.