Статья:

ЦИФРОВОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Конончук Ю.В., Леончик Е.А. ЦИФРОВОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 43(266). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/266/134267 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Конончук Юлия Владимировна
магистрант, УО Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Леончик Евгения Андреевна
магистрант, УО Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Шафалович Анна Анатольевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории права УО Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Цифровое правотворчество – это относительно новая область, которая представляет собой процесс создания и разработки правовых норм с использованием цифровых технологий. Оно предполагает использование различных онлайн-сервисов, платформ и инструментов, чтобы обеспечить участие граждан в формировании законов и принятии решений, а также улучшить доступность правовых услуг и процессов. Цифровизация правотворчества является одним из направлений функционирования электронного государства, в рамках которого соотношение субъектов («человек-общество-государство») переводится в цифровую плоскость [2, с. 6]. В современном мире, где цифровые технологии проникают во все сферы жизни, цифровое правотворчество становится все более актуальным и необходимым.

В разных странах законодательство в области цифровых технологий имеет свои особенности и отличия. Некоторые государства уже активно используют их для улучшения правотворчества, предоставляя гражданам возможность предлагать и обсуждать новые идеи законодательства, участвовать в публичных консультациях и голосовать на референдумах и выборах.

Одним из лидирующих государств в сфере цифрового правительства является Эстония. Ее часто называют электронной столицей мира. Эта страна была одной из первых, которая внедрила широко доступное электронное голосование, электронные государственные услуги и электронную идентификацию. В свою очередь правительство Эстонии активно работает над защитой данных и цифровой безопасностью своих граждан.

Электронное правительство Эстонии представляет собой единый портал совершения различных операций. Через электронное правительство действуют услуги: е-школа, е-полиция и е-медицина. Основной причиной развития данного направления стала экономия бюджета [4].

Другим примером является Финляндия, которая также считается одним из лидеров в области цифрового правотворчества. В стране реализуются различные цифровые программы, включающие в себя повышение уровня кибербезопасности, разработку блокчейн-технологий и цифровую грамотность.

Финский опыт часто используется как благоприятный пример цифрового развития для других стран. Цифровые технологии проникли во многие области производства, сферы обслуживания и системы обучения населения компьютерным навыкам и цифровой грамотности [1].

В Канаде также наблюдается значительный прогресс в цифровом правотворчестве. Политика в сфере перевода сервисов Правительства в онлайн режим начала реализоваться там еще в конце 1990 годов. В настоящее время страна активно участвует над разработкой законодательства по защите персональных данных и регулированию свободы информации в цифровой сфере. Правительство Канады все чаще стремится использовать искусственный интеллект для принятия или оказания помощи в принятии административных решений с целью улучшения предоставления услуг. Государство делает это таким образом, чтобы данный процесс соответствовал основным принципам прозрачности, подотчетности, законности и процессуальной справедливости. Для Канады развитие цифровых технологий является одним из приоритетных направлений деятельности государства [3].

На сегодняшний день в Республике Беларусь также идет процесс развития цифрового правотворчества.          Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 года № 130-З «О нормативных правовых актах» устанавливает юридические рамки использования современных технических средств в нормотворчестве. В нем четко закреплены возможности применения электронного документооборота при подготовке проектов нормативных правовых актов. В последние годы правительство активно предпринимает шаги для создания благоприятной инфраструктуры для цифровой экономики и правительства.

Значимая роль отводится новейшим инструментам электронного правительства, последовательно проводится работа по автоматизации административных процедур, делая их более открытыми и комфортными для населения и бизнеса. Работа по внедрению и совершенствованию мер, обеспечивающих открытость публичного управления, проводится практически всеми органами государства с учетом их отраслевой и функциональной специфики.

Беларусь также предпринимает меры для повышения уровня кибербезопасности и защиты персональных данных. В мае 2021 года в нашей стране вступил в силу Закон Республики Беларусь № 99-З «О защите персональных данных» и был создан Национальный центр защиты персональных данных Республики Беларусь.

Тема защиты персональных данных получила конституционное звучание и находит дальнейшее закрепление в стратегических документах: Концепции правовой политики и Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. Скорость перехода общественных отношений в цифровую плоскость и стремительное развитие технологий выводят задачу эффективной защиты личной информации в число наиважнейших.

Создаются условия для функционирования электронного судопроизводства и нотариата. Совершенствуются единые автоматизированные информационные системы судов общей юрисдикции и следственных органов. На уровне кодексов закреплены возможности применения технических средств при проведении судебных заседаний, следственных действий с использованием систем видеоконференцсвязи.

Вместе с тем, опыт зарубежных стран в области цифровизации правотворчества, по нашему мнению, представляет большой научный и практический интерес для Республики Беларусь, так как он может быть заимствован, как на республиканском, так и на местном уровнях.

Во-первых, важно разработать эффективную систему электронного государственного управления для повышения доступности и удобства взаимодействия граждан и органов власти. Это включает в себя создание удобных онлайн-платформ для подачи документов, получения информации о законодательстве и взаимодействия с органами власти.

Хорошим примером функционирования такой системы является Портал государственных услуг Российской Федерации, который обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в России, государственных функциях по контролю и надзору, об услугах государственных и муниципальных учреждений, об услугах организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг.

Во-вторых, важно внедрение электронной системы обратной связи и участия граждан, позволяющей широкому кругу лиц принимать участие в обсуждении проектов законов, высказывать свои мнения и предложения по поводу законопроектов через специальные онлайн-платформы.

Несомненно, в нашей стране функционируют различные площадки и форумы, где консолидируется мнение граждан государства, однако создание централизованной онлайн-системы и распространение ее среди населения будет способствовать более эффективному взаимодействию граждан с органами власти, улучшению транспарентности принятия решений и повышению уровня демократии в стране.

Также стоит обратить внимание на внедрение электронного голосования, которое увеличит удобство и доступность для избирателей. Это позволит голосовать из любой точки страны без необходимости посещения избирательных участков. Данные будут обрабатываться автоматически и не будет необходимости вручную пересчитывать бюллетени, что позволит оперативно обработать и объявить результаты выборов в короткие сроки.

Однако внедрение электронного голосования также может столкнуться с рядом проблем, одной из которых является доступность для всех групп населения, в том числе пожилых и маломобильных граждан. Следовательно, важно обеспечить обучение граждан работе с цифровыми технологиями, чтобы повысить их цифровую грамотность и уровень понимания цифровых прав и возможностей.

Цифровое правотворчество является непрерывным процессом, который требует постоянного внимания и адаптации к новым технологиям и вызовам в цифровой сфере. В этой области всегда будет пространство для улучшений и развития, чтобы соответствовать быстро меняющемуся цифровому миру.

 

Список литературы:
1. Жилкин В.А. Искусственный интеллект и цифровые технологии в юридической деятельности в цифровой реальности (на примере Финляндии) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2018. – № 5. – С. 16-21.
2. Зенин С.С. Понятие и принципы цифровизации законодательного процесса: теоретико-правовая трансформация // Российская юстиция. – 2019. – № 8. – С. 4-9.
3. Золоева З.Т. Правовые основы цифровой трансформации в Канаде [Электронный ресурс] // – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-tsifrovoy-transformatsii-v-kanade/viewer (дата обращения: 16.12.2023).
4. Швайковский О. Информационное общество – эстонский опыт [Электронный ресурс] // – URL: http:// shvaikovsky.blogspot.ru (дата обращения: 15.12.2023).