Статья:

Личность преступника как объект изучения криминологии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Робеж А.Г. Личность преступника как объект изучения криминологии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 28(49). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/49/44554 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Личность преступника как объект изучения криминологии

Робеж Алёна Григорьевна
магистрант, Санкт-Петербургский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», РФ, Санкт-Петербург

 

Понятие «личность преступника» является весьма условным, поскольку от законодателя зависит круг деяний, признаваемых преступными. Либерализация действующего уголовного закона, неверное определение общественной опасности тех или иных деяний человека для общества и отнесение их к области регулирования административного законодательства, неэффективность норм существующего уголовного законодательства приводят к декриминализации и криминализации в процессе правотворческой деятельности. Однако всякое преступное поведение порождено лицом, его совершившим, а для успешного предупреждения совершения преступлений необходимо тщательно изучить личность преступника как носителя причин их совершения.

Понятие «личность преступника» включает две образующие его составляющие, а именно - социологическую и юридическую. Социологический аспект выражен в термине «личность», юридический - в термине «преступник».

С точки зрения социологии понятие «личность» принципиально отличается от таких социологических понятий, как «индивид» и «индивидуальность». При этом индивидуальность составляет такую совокупность черт, которая позволяет отличить физическое лицо от других представителей человеческого рода, то есть индивидов, тогда как становление личности происходит в социуме, в результате усвоения базовых социальных, моральных ценностей и принципов, исполнения социальных ролей. В процессе социализации индивидуальности формируется такая совокупность черт и качеств, которая является социально-значимой и реализуется в общественной жизни.

Юридический аспект, выражающийся в термине «преступник», позволяет ограничить круг лиц, указывая на лиц, виновно совершивших общественно опасное деяние, закрепленное в уголовном законе и влекущее установленное наказание.

В истории изучения причин преступного поведения криминологи обращались к биологической и социальной природе преступника.

В XIX веке итальянскими юристами и криминологами Рафаэле Горафало и Энрико Ферри была разработана концепция, согласно которой цель исправления преступника могла быть достигнута не путем назначения уголовного наказания, а посредством клинического воздействия. Согласно данной концепции преступник пребывает в состоянии склонности к совершению преступлений, легкости выбора между преступным и непреступным поведением в пользу первого. Преступник в таком состоянии должен быть изолирован до тех пор, пока не будет выведен из него. Указанная концепция была основой нетрадиционного направления науки о методах воздействия на преступность - клинической криминологии. Представители данного научного направления практически отрицали кару как превентивное сдерживающее средство. Если речь идет о клиническом воздействии, то это – диагноз, прогноз, перевоспитание [4, с. 90].

Диагностика направлена на выявление порога, при котором преступник предпочитает вариант преступного поведения. Процесс перевоспитания направлен на улучшение социальных реакций преступника, снижение уровня агрессивности, изменение привычного уклада жизни, взглядов на различные социальные факты.

Методами воздействия клинической криминологии являются такие, как использование электрошока, проведение нейрохирургических операций, среди которых лоботомия и таламотомия, а также воздействие медикаментозными препаратами. Среди всех практикуемых клиницистами методов к наиболее гуманным относится психоанализ.

Идея клинического воздействия была воспринята многими юристами и криминологами, в период конца 60-х – начала 70-х годов концепция клинической криминологии признавалась авторитетной и на ее методы воздействия возлагались большие надежды. Однако проведенные исследования не привели к ожидаемым результатам, что привело к возрождению в 80-х годах интереса к выработанной классической школой практикой назначения уголовного наказания.

Антропологическая теория, основанная на ломброзианском учении, утвердила существование у преступников наследственной предрасположенности к совершению преступлений. По утверждениям французских ученых Буза и Пинателя, такая предрасположенность заключается в еще неопределенном специфическом содержании. Дальнейшие исследования связывали наличие склонности к преступности с хромосомами.

Сторонники биологического происхождения преступного поведения встречались и в отечественной криминологии. В своих публикациях профессор И.С. Ной указывал: «Независимо от среды человек может не стать ни преступником, ни героем, если родится с иной программой поведения» [3, с. 107].

В.П. Емельянов сделал следующий вывод: «Только определенный состав экономических, идеологических, социальных, биологических факторов дает реакцию, называемую преступлением… причина преступности – это синтез различных явлений социального и биологического свойства…» [2, с. 33].

Психолого-психиатрическое направление в изучении личности преступника можно рассмотреть на идеях Зигмунда Фрейда. Австрийский ученый выделял несколько составляющих психики: Оно, сознательное Я, а также сверх-Я, представляющее что-то, расположенное как бы над человеком: это принятые в обществе нормы, идеалы, все, с чем человеку в социуме необходимо считаться. Первая составляющая, называемая «оно», представляет собой природное в человеке, совокупность двух основных инстинктов: самосохранения и разрушения. Разрушение может быть направлено как внутрь, выражаясь, например, совестью, так и вовне, проявляясь в агрессивном поведении. «Я» является посредником между двумя другими составляющими и представляет собой в отличие от «оно» сферу сознательного. Фрейд сравнивал эту категорию с всадником, который не может справиться со своим конем, но, не желая расставаться с ним, ведет коня туда, куда хочет конь; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля.

Личность как система представляет собой совокупность интегрированных в ней социально значимых свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимосвязей с другими людьми и делающих, в свою очередь, ее субъектом деятельности, познания и общения [1, с. 76].

Специалистами в области социальной психологии и социологии отмечается, что особую важность для человека представляют социальные позиции, также важна значимость субъекта, от которого исходят нормы-ожидания. Принципиальное значение имеют условия исполнения каждой роли. Пребывание в той или иной социальной роли продолжительное время непосредственно оказывает влияние на формирование личности, способствует развитию одних качеств, при этом подавляя другие. Так, в процессе исследования правонарушений, совершаемых несовершеннолетними лицами, выявилась закономерность, заключающаяся в том, что противоправные деяния совершаются при непосредственном влиянии на указанных лиц со стороны сверстников, либо при вовлечении в совершение преступлений взрослыми лицами. Чаще всего становлению личности «проблемного» ребенка способствуют неблагополучная атмосфера в семье такого ребенка, злоупотребление спиртными напитками родителями, аморальное поведение окружающих взрослых как наглядный пример поведения.

Социально-ролевой подход не исключает активности личности, однако ограничивает такую активность социальными пределами. Позиция личности оказывает влияние на выбор социальных ролей, а также на их исполнение. Такой круг лиц, как несовершеннолетние, осужденные, отбывающие наказание, практически ограничены в выборе.

Статистические данные, основанные на сборе информации за период с января по октябрь 2018 года и характеризующие состояние преступности в России, указывают на следующие показатели: органами внутренних дел выявляется около 93% всех зарегистрированных преступлений, на стадии приготовления и покушения - 4,6%. Статистические данные состояния преступности за период с января по ноябрь 2017 года указывают, что более 840 тысяч преступлений предварительно расследовано сотрудниками органов внутренних дел, это 81,5% всех предварительно расследованных преступлений [5]. При этом отмечается, что из них каждое второе совершено лицом, уже ранее совершавшим преступление, а при совершении каждого третьего преступления субъект находился в состоянии алкогольного опьянения.

Данные МВД РФ позволяют сделать вывод, что показатели предупреждения и пресечения преступных деяний невысоки, что только подтверждает, насколько значимо и актуально изучение личности преступника для повышения процента предупреждения и пресечения совершения преступлений и в целом в целях более эффективной борьбы с преступностью. Опубликованные показатели также свидетельствуют о том, что преступное поведение является не резким скачком от нормального к общественно опасному, а формируется постепенно в результате нарастания интенсивности и опасности для общества негативного поведения личности.

В результате рассмотрения различных аспектов личности преступника наиболее обоснованным представляется ее определение как сочетания комплекса всех отрицательных факторов, как социологических, духовных, так и биологических, обуславливающих совершение какого-либо преступного деяния. Такой комплексный подход к определению понятия «личность преступника», соответственно, предполагает и комплексный подход в борьбе с преступностью, при разработке научно разработанных рекомендаций по предупреждению и пресечению совершения преступлений.

 

Список литературы:
1. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 368 с.
2. Емельянов В.П. Преступность лиц с психическими аномалиями. - Саратов, 1980. - 97 с.
3. Ной И.С. Методологические проблемы советской криминологии. -Саратов, 1975. - 224 с.
4. Пинатель Ж. Методология сравнительной криминологии // Проблема сравнительного правоведения. М., 1978. С. 78 - 91.
5. Состояние преступности – январь-ноябрь 2017 года // [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://mvd.ru/folder/101762/item/6917617 (дата обращения 12.12.2018).