Статья:

ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАССЛЕДОВАНИЕМ

Конференция: CCLXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научные форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Ходосовцев В.А. ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАССЛЕДОВАНИЕМ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(270). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(270).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАССЛЕДОВАНИЕМ

Ходосовцев Василий Алексеевич
магистрант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Университет «Дубна», РФ, г. Дубна

 

PRINCIPLES OF ENSURING THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS IN THE SUPERVISION OF А PRELIMINARY INVESTIGATION

 

Vasily Khodosovtsev

Undergraduate student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Dubna University», Russia, Dubna

 

Аннотация. В статье рассматривается один из видов прокурорского надзора, установленный Законом «О прокуратуре Российской Федерации» - надзор за предварительным расследованием в аспекте влияния на его содержание принципа обеспечения прав и свобод граждан. Надзор за соблюдением конституционных прав граждан должностными лицами органов следствия и дознания является частью надзора, а их защита основной целью деятельности прокуратуры.

Abstract. The article examines one of the types of prosecutorial supervision established by the Law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" - supervision of a preliminary investigation in terms of the influence on its content of the principle of ensuring the rights and freedoms of citizens. The supervision of the observance of the constitutional rights of citizens by officials of the investigation and inquiry bodies is part of the supervision, and their protection is the main purpose of the Prosecutor's office.

 

Ключевые слова: права и свободы человека; гарантии; принципы; предварительное расследование; охрана прав; надзор; прокурор; полномочия; органы следствия и дознания.

Keywords: human rights and freedoms; guarantees; principles; preliminary investigation; protection of rights; supervision; prosecutor; powers; bodies of investigation and inquiry.

 

Прокуратура Российской Федерации занимает значимое положение в системе охраны и защиты прав и свобод человека, общества и государства, функционируя на основе принципов демократического и правового государства. Выстраивание идеалов правового государства невозможно осуществить только путем законотворчества, требуются механизмы по обеспечению их соблюдения и формированию правоприменительной практики.

Основополагающий принцип приоритета прав и свобод граждан получил признание на международном уровне в положениях Пакта о гражданских и политических правах, формирующего требование всесторонней и постоянной «охраны личности законом».  Этот принцип оказал влияние на систему принципов уголовного судопроизводства, в которой выделяют: законность производства по уголовным делам, осуществление правосудия судами, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность личности, охрану прав и свобод личности, неприкосновенность жилища, переписки и переговоров, презумпцию невиновности, состязательность сторон, обеспечение права на защиту для обвиняемого, свободу оценки доказательств, язык уголовного судопроизводства и право обжалования процессуальных действий. Особенность этой системы в том, что она является обобщением самых распространенных нарушений прав обвиняемого в процессе предварительного расследования.

Прокуратура как орган целевого предназначения наделяется законодателем широкими процессуальными полномочиями при осуществлении надзора за органами предварительного расследования. На прокуроре лежит обязанность по своевременной и полной защите граждан от преступных действий, влекущих необоснованное и незаконное обвинение. Участие прокурора – это «специальная гарантия», формирующая уверенность граждан в том, что их права находятся под реальной защитой от злоупотреблений и формализма должностных лиц правоохранительных органов.

Защита и соблюдение принципов прав и свобод граждан – это главный принцип деятельности прокуратуры, отмеченный в приказах Генерального прокурора Российской Федерации и определяющий ее цели и содержательное наполнение.

Реализация данного принципа в ходе предварительного расследования предполагает:

  • использование средств прокурорского реагирования;
  • выбор из системы законом установленных форм и методов надзора, только способные обеспечить беспрекословное соблюдение прав граждан при применении мер предупреждения и пресечения со стороны сотрудников следствия и дознания, применяющих меры предупредительного и пресекательного назначения;

- обеспечение полного и действенного руководства ходом предварительного расследования для недопущения вероятности привлечения к уголовной ответственности невиновного;

-    проверку на соответствие правилам законодательных актов, межведомственным предписаниям соблюдения порядка работы с обращениями, поступающими от граждан.  Без соблюдения принципа законности не может быть гарантирована реализация принципа защиты прав граждан и принадлежащих им свобод. Все решения, принимаемые в процессе практического осуществления и по результатам предварительного расследования, должны быть обоснованными и законными. Такое требование обусловлено сущностью данной деятельности, которая носит распорядительно-властный аспект, позволяющий в законом обозначенных рамках ограничить конституционный статус граждан – участников уголовного процесса, претерпевающих негативные результаты воздействие мер принуждения. Централизация правового обеспечения общественных отношений по уголовному преследованию вокруг принципа соблюдения и защиты прав человека – это элемент основ конституционного строя. Для этого прокурор осуществляет действия по уголовному судопроизводству и надзор за органами следствия и дознания. Он обращает внимание на соблюдение компетенции, общего обязательного порядка проверки, поступивших сообщений, производства неотложных следственных действий, процессуальных сроков должностными лицами органов следствия и дознания. Нарушения уголовно-процессуального законодательства, допущенные в ходе предварительного расследования, становятся детерминантами для его деструктуризации и снижения авторитета правоохранительных органов в обществе.

Прокурорский надзор как средство обеспечения претворения в жизнь принципа законности решает две важные задачи:

  1. обеспечение положения верховенства конституционных предписаний и защиты прав и свобод граждан;
  2. надзор за соблюдениями правил и требований законов для правильного и продуктивного уголовного преследования, так как любые действия, встающие в разрез с установленным уголовно-процессуальным порядком проведения следственных действий, не будут приобретать статус доказательства.

Согласно статье 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» к «надзорным» полномочиями прокурора относят следующие права:

- беспрепятственно посещать органы и учреждения, исполняющие наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, и т.д.;

- требовать от администрации создания условий, которые обеспечивают права задержанных, заключенных под стражу, и.т.д.;

- вносить протесты и представления;

- возбуждать производства об административных правонарушениях;

- отменять дисциплинарные взыскания, наложенные с нарушением закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, и т.д. [1].

Следует согласиться с позицией В.С. Михайлова, что «деятельность прокурора в данном случае основывается на контроле за соблюдением полицией законодательства, чтобы не нарушить права и свободы человека и гражданина. Осуществление указанных действий позволяет не только проводить контроль за деятельностью полиции, но и осуществлять проверку по факту заявлений о возможных нарушениях органов и должностных лиц» [2, с. 65].

Вышеуказанный перечень полномочий позволяет заключить, что именно надзор за предварительным расследованием становится условием обеспечения гарантии прав и свобод человека и гражданина. Принцип защиты прав и свобод человека и гражданина объединяет под одной общей целью деятельность органов полиции и прокуратуры, обеспечивая их постоянное взаимодействие друг с другом.

Прокурор становится лицом, контролирующим весь процесс процессуальной работы полиции до и после возбуждения уголовного дела, организуя мониторинг всех этапов предварительного расследования.  

Усиление законности в направлении ограждения конституционных прав граждан от злоупотреблений – это задача надзора за исполнением правовых предписаний органами предварительного следствия. Реализуя ее, прокурор, проводит проверочные мероприятия, основанные на полученных сведениях и данных от граждан, СМИ и т.д., а также использует иные вверенные ему законодателем полномочия.

Основанием прокурорской проверки становятся нарушения, выявленные при изучении документов-материалов дела, содержащих обвинительное заключение и иные акты, обязательные для рассмотрения прокурором, анализе статистических показателей и правоприменительной практики.

Обращения граждан с жалобами на действия и решения лиц, осуществляющих предварительное расследование, также становятся поводом для активной реализации прокурором своих полномочий. Каждая поступившая жалоба нуждается в полной и всесторонней проверке, развернутом объяснении по каждому приведенному в ней доводу и в ситуации выявления нарушений, разъяснении алгоритма обжалования действий должностных лиц органов дознания и следствия. Прокурор должен добиваться привлечения виновных к ответственности.

В случае применения в ходе расследования мер процессуального принуждения, ограничивающих конституционные права граждан, требуется пристальное внимание прокурора на оправданность ее применения обстоятельствам преступления и соответствие порядка уголовно-процессуальному законодательству.

При поступлении дела с обвинительным заключением прокурором проверяются факты отправки уведомлений потерпевшему и подозреваемому, обеспечения сторонам доступа к материалам дела и иных процессуальных прав в полном объеме.

Следует сказать, что о проблемах, которые становятся препятствием для обеспечения в процессе прокурорского надзора полной реализации принципа охраны и защиты прав и интересов человека. Главная проблема – это отсутствие у прокурора достаточных возможностей для реального воздействия на итоги проведения предварительного расследования. Прокурор был лишен правомочия возбуждать уголовные дела. П. 2 ч. 2 статьи 37 УПК РФ ограничивает его процессуальные статус правом при обнаружении нарушений уголовно-процессуальных норм выносить мотивированное постановление с указанием о перенаправлении материалов дела в органы, осуществляющие предварительное расследование [3]. На практике следователь имеет возможность вынести отказ в мотивированном постановлении работника прокуратуры, что препятствует прокурору корректно реагировать на выявленные им нарушения. Также у прокурора нет полномочия по самостоятельной отмене постановлений следователя незаконного и необоснованного содержания, возбуждать уголовные дела, проводить процедуру отстранения следователя от производства при условии совершения им процессуальных нарушений. По существу, прокурор в подобных ситуациях выступает в роли «жалобщика». Как справедливо отмечает В. Божьев, «прокурор, следователь, руководитель следственного органа представляют в уголовном процессе одну сторону - сторону обвинения, их действия должны быть направлены не на продвижение собственных, служебных, ведомственных интересов, а на защиту прав граждан и соблюдение законности в целом» [4, c. 75-78].

Представляется, что, несмотря на различия процессуального положения, в стадии предварительного расследования прокурора и следователя, они не могут автоматически становится противоборствующими сторонами, поскольку цель их деятельности единая – это обеспечение защиты прав и интересов человека, в связи с чем они оба выступают на стороне обвинения.

Таким образом, можно заключить, что препятствием для полноценной реализации принципа защиты прав и интересов человека на стадии предварительного расследования становится ограниченность полномочий прокурора как участника уголовного процесса.  На наш взгляд, наиболее целесообразным будет предоставить прокурору те полномочия, которые были отмечены нами в данной работе, поскольку их отсутствие и создаёт проблемы, ограничивая процессуальный статус прокурора, так как качество предварительного расследования может быть повышено только при своевременном и быстром реагировании на любые факты нарушения федерального законодательства, что в свою очередь, обеспечит защиту прав и законных интересов участников уголовно-процессуальной деятельности.

 

Список литературы:
1. Божьев В.П. Процессуальное руководство производством предварительного следствия / В.П. Божьев // Уголовное право. - 2008. - № 3. - С. 65.
2. Михайлов В.C., Григорьева А.А. Актуальные проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции / Н. Д. Туркина, А. А. Суханова // Правопорядок: история, теория, практика. – 2019. – № 3(22). – С. 75-78.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // "Парламентская газета", N 241-242, 22.12.2001
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.05.2024) "О прокуратуре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472