КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Конференция: CCLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
В России из налоговых поступлений формируется основа доходной части бюджетов всех уровней. Это обусловливает необходимость обеспечения стабильности, своевременности и полноты собирания налогов в казну. Данная функция реализуется через систему государственных органов, к полномочиям которых относится, в том числе налоговый контроль. Его осуществление регулируется нормами налогового законодательства, но вопросу определения конкретных видов налогового контроля законодатель не придал особого значения. Его виды в нормах Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) не указываются, что приводит к научным размышлениям в этом вопросе.
В зависимости от оснований, положенных в основу, учеными предлагаются различные классификации видов налогового контроля. Среди них можно выделить следующие.
1. По субъектам осуществления контроля отмечают:
государственный налоговый контроль – осуществляется должностными лицами налоговых органов и является неотъемлемой частью государственного управления [3, с. 65]; его формы и методы регулируются положениями гл. 14 НК РФ;
аудиторский контроль – это независимый вневедомственный финансовый контроль, который проводит аудиторская фирма, имеющая лицензию на осуществление данной аудиторской деятельности, которая оказывает услуги по налоговому консультированию, аудиту и анализу финансово-хозяйственной деятельности организации [1, с. 26], либо управление налоговыми потоками и рисками компании осуществляется ею самостоятельно путем анализа налоговых платежей и контроля за ними. При этом, исходя из ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», проведение аудита бухгалтерской отчетности может являться обязательным, т.е. обязательным в таких случаях становится осуществление негосударственного налогового контроля.
2. По месту проведения проверок налоговый контроль бывает:
камеральный – проводится по месту нахождения налогового органа (ст. 88 НК РФ);
выездной – проводится по месту нахождения налогоплательщика, чтобы не только проанализировать документы, но и осуществить другие мероприятия (ст. 89 НК РФ).
3. По времени осуществления:
предварительный – проводится до совершения финансово-хозяйственной операции, чтобы предотвратить нарушение законодательства; как правило, осуществляется на стадии планирования финансовых операций хозяйствующего субъекта и позволяет избежать ошибок, повысить налоговую дисциплину;
текущий – подразумевает под собой проверку соблюдения налогового законодательства в процессе совершения финансово-хозяйственной операции;
последующий – осуществляется после завершения отчетного периода; позволяет выявить те нарушения законодательства, которые уже совершены, и принять меры по их устранению, а также по привлечению виновных лиц к налоговой, административной или уголовной ответственности [2, с. 20].
4. По объекту:
комплексный – проверка исчисления и уплаты всех видов налогов, в отношении которых у проверяемого лица имеются обязательства;
тематический – по конкретному виду налога.
5. По характеру контрольных мероприятий:
плановый – осуществляется в соответствии с утвержденными планами работы налоговых органов; плановыми могут быть как камеральные, так и выездные проверки;
внеплановый – обусловлен внезапно возникшими обстоятельствами; инициируется на основании информации о возможных нарушениях законодательства, полученной из различных источников.
6. По методу проверки документов налоговый контроль может быть:
сплошной – проверяются все бухгалтерские документы и записи за некоторый длительный период; возможен в форме камеральных или выездных проверок;
выборочный – анализируется часть документов или конкретные операции налогоплательщика за определенный период; проводится в тех случаях, когда подозрений в совершении налоговых правонарушений не имеется, но существует необходимость в проверке отдельных операций или документов; также возможен в форме камеральных либо выездных проверок [4, с. 74].
7. По источнику данных налоговый контроль классифицируется на:
документарный – осуществляется путем анализа документов и сведений, представленных налогоплательщиком; может проводится как в рамках камеральных, так и при выездных проверках; позволяет выявить нарушения, которые связаны с неправильным исчислением налогов, неуплатой налогов, предоставлением недостоверных сведений и т.п.;
фактический – возможен только в рамках выездных проверок, поскольку включает в себя такие мероприятия, как осмотр территории и помещений налогоплательщика, инвентаризацию его имущества и пр.; его целью является установление соответствия информации в документах реальному положению финансово-хозяйственной деятельности.
Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков может быть структурировано законодателем в различные виды налогового контроля. Каждый из этих видов должен быть надлежащим образом урегулирован законодательством, чтобы разрешение противоречий в сфере налогообложения было максимально эффективным.