Статья:

БУДУЩЕЕ ПОД КОНТРОЛЕМ: ОПТИМИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нугманов Е.М. БУДУЩЕЕ ПОД КОНТРОЛЕМ: ОПТИМИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 43(266). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/266/134477 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

БУДУЩЕЕ ПОД КОНТРОЛЕМ: ОПТИМИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Нугманов Егор Максимович
студент, ГБПОУ Юридический колледж, РФ, г. Москва
Котова Людмила Владимировна
научный руководитель, преподаватель, ГБПОУ Юридический колледж, РФ, г. Москва

 

Современное общество переживает период стремительного развития технологий, включая развитие искусственного интеллекта, который оказывает значительное влияние во всех сферах жизни.

В современном мире, находясь на пороге цифровой эры, возникает острая необходимость в интеграции передовых технологических решений в различные области жизни общества. Сфера государственного управления не должна оставаться в стороне от этого процесса. Подъем искусственного интеллекта, его возможности в анализе данных и автоматизации процессов открывают новые перспективы для усовершенствования правовой системы государства в целом. Применение специфических технологических решений, основанных на искусственном интеллекте, в административном правоприменении может проявиться в различных аспектах.

Искусственный интеллект представляет собой систему анализа данных, способную обучаться на основе имеющегося опыта, решать задачи и выполнять действия, которые обычно требуют человеческого вмешательства.

Аналитика данных представляет собой процесс анализа больших объемов данных для выявления закономерностей, тенденций, шаблонов и важных информационных показателей. Она включает в себя применение различных методов, алгоритмов и инструментов для извлечения ценной информации и принятия информированных решений.

На данный момент применение искусственного интеллекта в административном праве только набирает обороты, исследуется и тестируется в рамках пилотных проектов. Тем не менее, внедрение искусственного интеллекта в административное право ставит перед нами важные этические, юридические и социальные вопросы, которые требуют серьезного исследования и разработки соответствующих нормативных оснований. [2, c.9]

«Искусственный интеллект – это, безусловно, основа очередного рывка вперёд всего человечества в своем развитии. Это так называемые сквозные технологии, которые, как Вы только что сказали, пропитывают и будут пропитывать все сферы нашей жизни: производство, социальную сферу, науку и даже культуру – всё это будет сочетаться между собой.» - Владимир Владимирович Путин [4].

Использования искусственного интеллекта в административном правоприменении демонстрируют потенциал технологических инноваций для оптимизации работы государственных органов. Одним из ключевых аспектов применения ИИ заключается в создании интеллектуальных систем обработки данных и анализа информации. Эти системы могут осуществлять высокоточное распознавание шаблонов и анализ больших объемов данных, что существенно ускоряет принятие решений органами власти.

Одним из ярких примеров использования искусственного интеллекта является система безопасности «Сфера». Она имеет ряд преимуществ, перед иными подобными системами безопасности:

Во-первых, она осуществляет мониторинг общественных мест, автоматически анализируя видеопотоки с камер наблюдения. Это позволяет оперативно реагировать на возможные инциденты.

Во-вторых, система способна распознавать лица на видеозаписях и сравнивать их с базой данных правонарушителей, что значительно упрощает их поиски и арест.

В-третьих, благодаря анализу данных из различных источников, включая социальные сети и открытые источники, «Сфера» выявляет потенциальные угрозы безопасности. А также, система использует искусственный интеллект для предсказания правонарушений, что позволяет правоохранительным органам принимать активные меры [5].

Искусственный интеллект является перспективным инструментом, способным кардинально изменить способы управления и принятия решений в государственном аппарате. К преимуществам применения искусственного интеллекта в административном управлении можно отнести повышение эффективности работы государственных структур, ускорение процессов принятия решений, оптимизацию использования ресурсов и улучшение качества обслуживания граждан.

Внедрение искусственного интеллекта в управление государственными органами произведет положительное влияние практически на все сферы административного управления. Например, использование ИИ в обработке заявлений и запросов граждан может значительно ускорить процедуры ответа и решение их проблем. [3]

Ключевыми аспектами, влияющими на эффективность применения искусственного интеллекта в административном управлении, являются наличие квалифицированных специалистов, способных правильно настроить и использовать ИИ, а также обеспечение бесперебойной работы технической инфраструктуры. Кроме того, важно учитывать аспекты безопасности и конфиденциальности данных при использовании технологий искусственного интеллекта.

Сравнивая эффективность ИИ с человеческим принятием решений, можно отметить, что ИИ обладает рядом преимуществ, особенно в решении рутинных задач:

Во-первых, ИИ способен обрабатывать и анализировать огромные объемы данных в реальном времени, что позволяет принимать решения на основе актуальной информации и эффективно реагировать на изменяющиеся ситуации. Это приводит к более быстрому и точному принятию решений, что критически важно в административной сфере, где время и точность имеют весомое значение.

Во-вторых, ИИ лишен субъективности и эмоций, которые могут повлиять на человеческое принятие решений. Это уменьшает вероятность ошибок, вызванных предвзятостью или эмоциональными факторами, и способствует более объективному анализу ситуации.

В-третьих, в отличие от человека, искусственный интеллект не подвластен внешнему давлению, лоббированию интересов или подкупу, что значительно повышает прозрачность и надежность принимаемых решений. Это способствует уменьшению риска коррупционных проявлений и содействует честному и эффективному управлению в сфере государственного администрирования.

Кроме того, искусственный интеллект способен работать в режиме непрерывного функционирования, что дает возможность эффективно управлять процессами круглосуточно. Это повышает производительность и экономическую эффективность, снижая затраты времени и ресурсов.

Однако следует также учесть некоторые недостатки. Решение, принимаемое ИИ может оказаться неполным или ошибочным, если используемые алгоритмы недостаточно точны или основаны на неправильных данных. Это может привести к неверному анализу ситуации и, как следствие, к неправильным решениям.

Для наглядного примера, рассмотрим мною сконструированную систему, использующую ИИ для оптимизации процессов административного обслуживания.

Система начинает свою работу со сбора информации о каждом гражданине, включая его индивидуальные потребности и предпочтения. Эта информация может быть получена из различных источников, таких как базы данных государственных органов, анкеты, предоставленные гражданами, и даже анализ поведения в интернете.

Далее, ИИ анализирует собранную информацию, создавая уникальный профиль каждого гражданина. На основе этого профиля система предлагает гражданам персонализированные решения и услуги. Например, если гражданин ищет информацию о налоговых обязательствах, ИИ предоставляет ответы, специфичные для его ситуации, учитывая доходы, семейное положение и другие факторы.

Искусственный интеллект также может эффективно функционировать в качестве виртуального помощника в службе поддержки, предоставляя гражданам необходимую помощь и информацию. Одним из ключевых преимуществ данного применения будет является то, что граждане не смогут различить общение с ИИ от реальных людей, обеспечивая тем самым комфорт и уверенность во взаимодействии. Это помогает снять барьеры и избежать возможных предубеждений, которые могли бы возникнуть, осознавая, что они общаются с «машиной». Благодаря анализу большого объема данных, ИИ способен предоставить персонализированные и точные рекомендации, учитывая контекст запроса и предыдущий опыт взаимодействия с каждым гражданином. [1, c.65]

Прозрачность - ключевой аспект этических принципов внедрения искусственного интеллекта. Она подразумевает не только ясное представление о том, как алгоритмы ИИ принимают решения, но и доступность этой информации для общества. Прозрачность обеспечивает доверие граждан и организаций к системам искусственного интеллекта, исключая возможность скрытых дискриминаций и непредвзятости. Важно подметить, что под прозрачностью информации подразумевается не личная информация граждан, используемая для анализа, а то, что заставляет ИИ «жить». То есть это исходный код, программное и аппаратное обеспечение, открытое применение.

Важным аспектом является проблема конфиденциальности и безопасности данных. При использовании искусственного интеллекта для обработки и анализа данных граждан и организаций необходимо обеспечивать надежную защиту конфиденциальности этих данных и предотвращать утечки информации. Следует также гарантировать безопасность данных, чтобы предотвратить несанкционированный доступ и злоупотребление информацией. С другой стороны, внедрение искусственного интеллекта может вызвать опасение по поводу потери рабочих мест. Автоматизация административных процессов может привести к сокращению рабочей силы и социальным нестабильностям. Поэтому важно разрабатывать стратегии переквалификации и обучения для тех, чьи рабочие места могут быть замещены вычислительной техникой. В современном мире, пронизанном быстрыми темпами технологического прогресса, внедрение искусственного интеллекта в процессы государственного управления является привлекательной возможностью, для трансформации административных структур.

Хочется подчеркнуть, что искусственный интеллект – это не просто инструмент оптимизации, но и ключевой элемент переосмысления самого процесса управления в современном обществе. ИИ не является панацеей, но, безусловно, представляет собой мощный инструмент для оптимизации административных процессов, повышения их эффективности и сокращения временных затрат.

Надеемся, что данная работа будет способствовать более глубокому пониманию перспектив и вызовов, связанных с использованием искусственного интеллекта в административном праве, и станет отправной точкой для дальнейших исследований в этом захватывающем направлении.

 

Список литературы:
1. Талапина Э. В. Автоматизированное принятие решений в государственном управлении: теоретический разбор возможностей // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 11. С. 60—73. 
2. Черногор Н. Н. Искусственный интеллект и его роль в трансформации современного правопорядка // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 4. С. 5—15. 
3. https://www.garant.ru/news/1401154/?ysclid=lpp7wmi3il289516417 (дата обращения 13.12.2023).
4. http://kremlin.ru/catalog/persons/244/events/64545 (дата обращения 13.12.2023).
5. https://mvdmedia.ru/publications/shield-and-sword/sluzhba/u-sfery-pod pritselom/ (дата обращения 13.12.2023).