Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №2 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №44(267)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Мешалкина А.Е., Мухаметов Н.Р., Сычева А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №2 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 44(267). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/267/134675 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №2 МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"

Мешалкина Аделина Евгеньевна
студент Ижевской государственной медицинской академии МЗ УР, РФ, г. Ижевск
Мухаметов Нияз Ришатович
студент Ижевской государственной медицинской академии МЗ УР, РФ, г. Ижевск
Сычева Анастасия Андреевна
студент Ижевской государственной медицинской академии МЗ УР, РФ, г. Ижевск
Савельев Владимир Никифорович
научный руководитель, д-р мед. наук, профессор Ижевской государственной медицинской академии, РФ, г. Ижевск

 

Аннотация. В статье представлена оценка качества социальной эффективности оказания медицинской помощи в БУЗ УР "ГКБ №2 МЗ УР".

 

Ключевые слова: социальная эффективность, медицинская помощь, амбулаторно-поликлинические учреждения.

 

Актуальность

С июля 2022 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.07.2022 № 495 "Об утверждении методики расчета дополнительного показателя "Оценка общественного мнения по удовлетворенности населения медицинской помощью, процент" необходимо оценивать удовлетворенность населения медицинской помощью и определение данного показателя является одной из приоритетных задач, поставленных в сфере здравоохранения.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе "БУЗ УР "ГКБ №2 МЗ УР" г. Ижевска. В анонимном анкетировании приняло участие 300 человек старше 18 лет. Оценка качества социальной эффективности оказания медицинской помощи  проводилось с использованием анкеты, составленной на основе рекомендаций министерства здравоохранения Российской Федерации для оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в субъектах Российской Федерации. Анкетирование люди проходили отдельно друг от друга. Анкетирование состоит из 14 вопросов, которые отражают возраст, пол, социальное положение и другие социальные аспекты, а также отношение пациентов к состоянию поликлиники. После анкетирования складывается процентное соотношение эффективности медицинской помощи.

Результаты, обсуждение

Среди респондентов больше всего проявили интерес к опросу лица в возрасте 18-25 лет (94,3%), 46-50 лет – 2,9%, 41-45 лет - 2,9%, из которых женщин (57,1%) было больше чем мужчин (42,9%). По разделу «Образование» опрошенных с средним общим образованием было 74,3%, средним профессиональным - 11,4%, высшим профессиональным образованием - 14,3%. По социальному положению было опрошено 77,1% обучающихся,  17,1% работающих и совмещающих работу с учебой 5,8% . Уровень дохода респондентов в основном выше прожиточного минимума - 57,1 %.

При первом обращении в медицинскую организацию смогли записаться к врачу 71,4%. Время ожидания приема врача составило  менее 7 календарных дней - 31,4%, более 14 календарных дней - 28,6%, 7 календарных дней - 17,1%, 10-13 календарных дней - 11,4%, 8-10 календарных дней - 11,4%. Большая часть опрошенных оказались  удовлетворены отношением работников медицинской организации (85,7%). Оставшаяся часть людей отмечает следующие основные причины неудовлетворенности: "недостаточно времени на прием" и "врач, не осмотрев, направил к другому специалисту". Врачи вовремя приняли пациентов в 80% случаев, при этом время ожидания приема в очереди составило 5-10 минут - 45,7%, 11-30 минут - 42,9%, 31-60 минут - 8,6%, более 2 часов - 2,9%. Респонденты в основном отмечают удовлетворенность санитарными условиями (80%).

Основными причинами неудовлетворенности медицинской организации оказалось наличие очередей на прием к врачу или регистратуру (51,4%), внутреннее состояние поликлиники (45,7%).

Коэффициент социальной эффективности показал, что пациенты удовлетворены в большей степени отношением медицинских работников, санитарным состоянием поликлиники, чем эффективностью оказания медицинской помощи.

 

Рисунок 1. Коэффициент социальной эффективности

 

Коэффициент корреляции отражает то, что удовлетворенность медицинской помощью коррелирует с полом и уровнем дохода людей.

Таблица 1.

Значения

Коэффициент корреляции

БУЗ УР "ГКБ №2 МЗ УР"

Возраст

0,49

Пол

0,97

Уровень образования

0,46

Социальное положение

0,62

Уровень дохода

0,96

 

Вывод

По данным опроса, проведенным среди пациентов БУЗ УР "ГКБ №2 МЗ УР" г. Ижевск, было установлено, что социальная эффективность медицинской помощи в данной больнице на 2023 год почти в 1,5 раза ниже, чем по Удмуртской Республике за 2022 год по данным ТФОМС УР.

В основном пациенты предъявляют жалобы на то, что им было мало уделено времени на прием, а также что врач, не осмотрев, перенаправил к другому специалисту, наличие больших очередей на прием или в регистратуру, внутреннее состояние поликлиники. С другой стороны пациенты удовлетворены отношением медицинских работников и санитарным состоянием поликлиники.

Анализ показал, что удовлетворенность медицинской помощью коррелирует с полом и уровнем дохода людей.

 

Список литературы:
1. Лесина Т.В., Тютин Д.В. Развитие методик оценки эффективности и результативности в управлении качеством медицинской помощи // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, стр. 3.
2. Приказ Минздрава России от 19.07.2022 N 495 "Об утверждении методики расчета дополнительного показателя "Оценка общественного мнения по удовлетворенности населения медицинской помощью, процент" федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации", входящего в национальный проект "Здравоохранение".
3. Яковлева Н.Ф. Социологическое исследование: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. Стр.5-17.
4. Лисицин Ю. П. - Общественное здоровье и здравоохранение: учебник.– 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 512 с.: ил. Стр. 241-242.
5. О. И. Жидкова - «Медицинская статистика»: ЭКСМО; Москва; 2007.
6. Алгоритм решения задач по медицинской статистике: уч.-метод. пособие / сост. И. С. Чумараева, А. В. Лазуткина; под ред. проф. В. Н. Савельева.- Изд. 2-е, стереотип. - Ижевск, 2012.  Стр. 29-33.