МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ 4-ОЙ СТЕПЕНИ С ПАРАМЕТРОМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)
Рубрика: Физико-математические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(268)
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ УРАВНЕНИЙ 4-ОЙ СТЕПЕНИ С ПАРАМЕТРОМ
В данной работе рассматривается метод моделирования уравнений 4-ой степени относительно переменной и как квадратное относительно параметра.
Уравнения такого типа появлялись на вступительных экзаменах уже в 70-ые годы прошлого века [1, с. 26]. Данная статья направлена на популяризацию задач с параметрами среди школьников, студентов и учителей.
Задачи с параметрами на ЕГЭ профильного уровня решают на 4/4 баллов в среднем 3-4% школьников. К сожалению, около 90% школьников даже не приступают к решению данной задачи. Кроме этого, существует еще одна значимая проблема: для учителей и учеников по некоторым типам задач бывает просто-напросто недостаточно вариантов, предложенных в дидактических материалах. Поэтому в данной статье представим методику составления вышеуказанных уравнений. Эту задачу может осилить большинство учеников 8 класса, которые умеют решать квадратные уравнения.
Действительно, главная идея состоит в том, что, если квадратное уравнение имеет корни и , то это уравнение можем записать в виде:
или по теореме Виета: .
Суть составления таких уравнений: берем два квадратных трехчлена и , составляем квадратное уравнение относительно параметра .
(1)
Очевидно, корнями квадратного уравнения относительно параметра будут и , а это уравнение фактически равносильно совокупности двух квадратных уравнений с параметром . Следовательно объединение решения двух квадратных уравнений относительно , будет решением исходного уравнения 4-ой степени.
Давайте реализуем алгоритм на конкретном примере.
Пусть и .
Тогда, уравнение (1) примет вид:
Раскрыв скобки, получим:
Давайте решим полученное уравнение относительно как квадратное уравнение.
Очевидно, мы получили:
Итак, наше уравнение свелось к решению совокупности двух квадратных уравнений с параметрами, о которых говорили выше.
Начнем с решения первого уравнения:
1) , ,
2) , ,
Нет действительных корней
Рассмотрим второе уравнение:
1) , ,
2) , ,
3) , ,
Нет действительных корней
Давайте объединим полученные результаты в таблицу:
Таблица 1.
Количество решений в зависимости от значения параметра
|
1-ое уравнение |
2-ое уравнение |
Итого |
0 |
0 |
0 |
|
1 |
0 |
1 |
|
2 |
0 |
2 |
|
2 |
1 |
3 |
|
2 |
2 |
4 |
Ответ: при , нет действительный корней
при ,
при , ,
при , , ,
при , , ,
,
Мы рассмотрели уравнения, корни которого при решении как квадратного уравнения относительно параметра – квадратные трехчлены. Для решения таких уравнений достаточно уметь решать квадратные уравнения с параметром, например, [2, с. 143]. Подобные уравнения встречаются в учебниках 8 класса.
Таким образом, мы получили простой способ составления уравнений 4-ой степени относительно с параметром , которые сводятся к совокупности двух квадратных уравнений с параметром. Учитель, взяв любые два квадратных трехчлена, может составить аналогичные уравнения, тем самым, становится возможным составление множества задач, необходимых для закрепления пройденного материала.