УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(269)
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF PROJECT LEARNING TECHNOLOGY
Maria Shainurova
Student, Ural State Pedagogical University, Russia, Ekaterinburg
Olga Lazareva
Scientific adviser, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Ural State Pedagogical University, Russia, Ekaterinburg
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования у детей младшего школьного возраста познавательных универсальных учебных действий на уроках «Окружающего мира» средствами технологии проектного обучения. Уточняется содержание понятий «познавательные универсальные учебные действия», «технология проектного обучения». Выделены педагогический условия для результативности данного процесса. Предложены эффективные условия формирования познавательных универсальных учебных действий средствами технологи проектного обучения. Формирование познавательных универсальных действий в рамках естественнонаучного обучения младших школьников будет результативнее, если использовать для этого технологию проектной деятельности.
Abstract. The article examines the problem of forming cognitive universal educational actions in children of primary school age during the lessons of “The World around us” using the technology of project-based learning. The content of the concepts “cognitive universal educational actions” and “project-based learning technology” is clarified. Pedagogical conditions for the effectiveness of this process are identified. Effective ways of forming cognitive universal educational actions using project-based learning technologies are proposed. The formation of cognitive universal actions within the framework of natural science education for younger schoolchildren will be more effective if the technology of project activities is used for this.
Ключевые слова: познавательные УУД, познание, технология проектного обучения, способы, условия.
Keywords: cognitive universal educational actions, cognition, technology of project-based learning, methods, conditions.
Одной из целей в области образования в период младшего школьного возраста является общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, обеспечивающее ключевую компетенцию образования – «научить учиться». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования гласит нам о том, что ребенок должен владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем.
Как показывает практика, большинство обучающихся начальной школы испытывают трудности или совсем не способны самостоятельно работать с разными источниками информации. Проанализировать, сопоставить, обобщить, а также преобразовать информацию – все это вызывает у ребенка трудности. А это, в свою очередь, показывает нам недостаточную сформированность познавательных универсальных учебных действий.
Теоретический анализ проблемы формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий предполагает уточнение существенных характеристик понятия «Познавательные универсальные учебные действия». ФГОС определяет универсальные познавательные учебные действия как совокупность базовых логических и начальных исследовательских действий, а также работу с информацией.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира. В философии процесс познания рассматривается как категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействия человека с миром и обществом в ходе синтеза различных контекстов опыта.
В психологии познание определяется термином «когнитивность», и под ним понимают способность умственного восприятия внешней информации для дальнейшей переработки.
В педагогике познавательные универсальные учебные действия носят поисковый характер и являются основой положительного отношения к обучению. Они могут и являются устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие при условии правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической целенаправленной воспитательной деятельности.
По утверждению О. В. Степановой, в условиях обучения познавательные универсальные учебные действия выражены интересом школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов. В то же время познавательный интерес – глубоко личное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. [4; 23]
Активизация познавательной деятельности обучающегося без развития у него познавательного интереса очень трудна и практически невозможна. Таким образом, педагогу необходимо постоянно возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес ребенка, т.к. он является и мотивом учения, и чертой личности, и средством воспитания.
Работы П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. А. Люблинской, Д. Б. Эльконина доказывают нам то, что в результате правильно организованного процесса обучения младшие школьники довольно быстро приобретают навыки познавательных УУД.
Данный вопрос в своих диссертациях раскрывали современные авторы Н.А. Чуланова, И.В. Петрова, Н.В. Шигапова. В своих работах они указывают на то, что познавательные универсальные учебные действия младших школьников наиболее эффективно реализуются в процессе изучения курса «Окружающий мир», направленного на самостоятельный процесс познания окружающей природы, являющийся инструментом организации активной работы мысли, памяти и восприятия младшего школьника.
Исходя из вышесказанного, понятие «познавательные познавательных универсальные учебные действия», трактуется как система построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации, включающая в себя базовые логические действия, базовые исследовательские действия и работу с информацией.
Овладение обучающимися познавательными универсальными учебными действиями выступает как способность к сознательному и успешному усвоению новых знаний, умений, компетентностей в процессе построения самостоятельного процесса поиска, исследования и операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Рассматривая педагогические технологии, позволяющие развивать познавательные универсальные учебные действия, мы остановили свой выбор на технологии проектного обучения.
Е. С. Полат в своей книге «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» уточняет понятие «Технология проектного обучения» как способ организации образовательного процесса, в котором деятельность детей имеет характер проектирования; обучающиеся создают конкретный материальный (осязаемый) продукт; необходима публичная презентация продукта.
Труды Дж. Дьюи, У. Килпатрика, С.Т. Шацкого знакомят нас с целью технологии проектного обучения, которая заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизация учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.
Рассматривая особенности применения данной технологии в начальных классах, мы выявили: проектная деятельность учеников зависит от подготовленности учителя, должна иметь практическую направленность, проектная деятельность одного ученика должна отличаться от проектной деятельности другого, в процессе реализации проектной деятельности следует учитывать потенциал урочной и внеурочной деятельности.
В результате анализа программы по предмету «Окружающий мир» для обучающихся начальной школы установлено, что данная программа предусматривает формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий средствами технологии проектного обучения. Проанализирована рабочая программа по предмету «Окружающий мир», УМК «Школа России» (А.А. Плешаков). Выявлено следующее: в данном УМК в учебном материале для проектной деятельности предложены задания, позволяющие формировать узкий спектр познавательных универсальных учебных действий; в заданиях не раскрыта структура (поэтапность) формирования того или иного познавательного универсального учебного действия; преобладают проекты (по характеру доминирующей в проекте деятельности) информационного типа.
В рамках исследования были выделены педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами технологии проектного обучения:
– интеграция урочной и внеурочной деятельности. Прежде чем приступить к проектной деятельности, был составлен комплексно-тематический план работы по формированию познавательных УУД на основе проектной технологии в процессе обучения предмету "Окружающий мир".
Рассмотрим реализацию данного условия в рамках проекта «По дорожным знакам». На уроке дети познакомились с разными группами дорожных знаков в процессе выполнения задания «На какие группы можно разделить предложенные знаки?», формировали умение сравнивать и классифицировать. После, в процессе наблюдения, выяснили, что многие дети и водители не соблюдают дорожные знаки, расположенные возле школы. Для родителей ученики предложили сделать плакаты, которые были размещены на крыльце школы, а для детей – настольную игру.
- реализация проектной деятельности в тандеме с исследовательской деятельностью. В каждом реализуемом нами проекте обязательно присутствовало какое-либо исследование, протекающее в процессе анализа текстов, поиска информации в научно-популярной литературе, анкетирования, наблюдение в природе, и др.
- поэтапное формирование познавательных учебных действий. Мы представляли каждое познавательное УУД в виде алгоритма последовательных действий, состоящего из последовательно производимых операций. Подбирали задания проектной деятельности, позволяющие формировать данное познавательное УУД. Например, при формировании действия сравнения, мы выделили следующие операции: называние сравниваемых объектов; установление признака (основания) для сравнения; выделение сходных свойств, качеств объектов (предметов, явлений, событий); определение различия в сравниваемых объектах (предметах, явлениях, событиях); установление тождества; констатация индивидуальных свойств.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы разработаны критерии и показатели оценки уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты показали, что количество школьников низкого уровня сократилось (с 33% до 11%), количество обучающихся среднего уровня осталось стабильным (45%), выявлено повышение среднего уровня (с 22% до 44%).
Апробация вышеуказанных условий показала качественное повышение уровня сформированности познавательных универсальных действий у младших школьников.
Положительные результаты проведенных нами исследований являются основанием для заключения об эффективности разработанных педагогических условий формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами технологии проектного обучения.
Формирование познавательных универсальных действий в рамках естественнонаучного обучения младших школьников будет результативнее, если использовать для этого технологию проектной деятельности.