ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Правильная речь – одно из главных условий всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста. На современном этапе развития логопедии проблема нарушений речи у дошкольников является актуальной. Среди данных нарушений большое место занимает фонетико-фонематическое недоразвитие (далее - ФФН).
ФФН определяется как неспособность ребенка дошкольного возраста на слух различать фонемы своего языка.
Современная эпидемиологическая ситуация с COVID-19 внесла свои коррективы в организацию логопедической помощи для детей дошкольного возраста. Отмечаются трудности в своевременной диагностике речи дошкольников, что увеличивает число детей, которые поступают в начальную школу, имея нарушения в звуковосприятии, звукопроизношении, в процессах анализа и синтеза языка.
В целом, в условиях пандемии COVID-19, большинство ДОО оказались в ситуации неопределенности, а процесс дистанционного обучения происходил спонтанно, был мало управляемым со стороны администрации и педагогических работников дошкольной образовательной организации.
ФФН возникает в результате нарушения процессов в формировании у дошкольников произносительной системы родного языка, дефектов в восприятии и произношении фонем, которые можно отнести к группе нарушения средств общения. При ФФН структура дефекта определяется несформированностью звукопроизношения, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторно-акустическим признакам, нарушение слоговой структуры слова, часто отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения.
Использование технологии дистанционного обучения способствует организации профессиональным сообществом логопедов процесса формирования инновационного, современного направления - дистанционной коррекционной педагогики, являющейся доступной для множества семей, повышающая компетенцию сообщества родителей.
Экспериментальная работа по организации индивидуального подхода к коррекции фонетико-фонематической стороны речи детей на логопедическом пункте дошкольной образовательной организации в условиях пандемии COVID-19 проходила на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка - детского сада № 65 «Улыбка» города Ставрополя (МБДОУ ЦРР – д/с № 65 «Улыбка» г. Ставрополя).
В экспериментальной работе принимали участие 20 дошкольников в возрасте 5-7 лет (экспериментальная группа - 10 человек, имеющие ФФН и посещающие логопедический пункт образовательного учреждения и 10 человек, посещающие группы общеразвивающей направленности.
Организация исследования предполагает три основных этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Диагностическое исследование проводилось по следующим направлениям: исследование сформированности умений в выделении звука в слове; исследование функций фонематического слуха; исследование навыков звукоанализа слова; исследование звукопроизношения.
В исследовании применены диагностические методики Л.С. Волковой, Г.Г. Голубевой, М.Ф. Фомичевой, Е.Ф. Архиповой.
Полученные результаты на констатирующем этапе по всем диагностическим сериям в экспериментальной группе позволили условно разделить детей на 3 группы:
- респонденты, имеющие высокий уровень формирования фонематического восприятия, звукопроизношения, анализа и синтеза – группа не представлена ни одним ребенком.
- респонденты, имеющие средний уровень формирования фонематического восприятия, звукопроизношения, анализа и синтеза – группа представлена 4 (40%) дошкольниками.
- респонденты, имеющие низкий уровень формирования фонематического восприятия, звукопроизношения, анализа и синтеза – группа представлена 6 (60%) дошкольниками.
Задачей формирующего этапа экспериментальной работы является разработка и реализация в экспериментальной группе индивидуального подхода к коррекции фонетико-фонематической стороны речи детей на логопедическом пункте дошкольной образовательной организации в условиях пандемии COVID-19.
На формирующем этапе эксперимента дети контрольной группы были включены в образовательную деятельность на основе основной образовательной программы дошкольного образования, разработанная на основании примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией В.Н. Веракса.
На основании полученных результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента было разработано содержание работы по реализации индивидуального подхода к коррекции фонетико-фонематической стороны речи детей на логопедическом пункте дошкольной образовательной организации в условиях пандемии COVID-19, которая направлена на преодоление фонетико-фонематических нарушений через организацию индивидуальных и подгрупповых занятий.
Задачами коррекционно-развивающей работы выступают: расширение кругозора, лексики, развитие умений звукоанализа и синтеза, фонематического слуха и фонематического восприятия, звукопроизношения и др.
Индивидуальные занятия с дошкольниками проводятся учителем – логопедом при тесном взаимодействии с воспитателями старшей группы, которые опираются на методические рекомендации, разработанные учителем-логопедом.
На контрольном этапе экспериментальной деятельности была организована и осуществлена повторная диагностика и интерпретация полученных данных об эффективности коррекционно-развивающей программы по реализации индивидуального подхода к коррекции фонетико-фонематической стороны речи детей на логопедическом пункте дошкольной образовательной организации в условиях пандемии COVID-19.
Обобщение полученных результатов по всем диагностическим сериям на контрольном этапе эксперимента показало, что дети старшего дошкольного возраста с ФФН экспериментальной группы значительно повысили свои показатели фонетико-фонематического развития; у дошкольников стал преобладать высокий и средний уровни сформированности фонетического развития; проявился интерес с выполняемым заданием, самостоятельность; отмечается высокий уровень формирования фонематического восприятия, звукопроизношения, анализа и синтеза - 2 ребенка (20%); имеющие средний уровень формирования фонематического восприятия, звукопроизношения, анализа и синтеза – 6 (60%) дошкольников; имеющие низкий уровень формирования фонематического восприятия, звукопроизношения, анализа и синтеза – группа представлена 2 (20%) дошкольниками.