Статья:

SWOT анализ как эффективное средство оценки предприятия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Грудев С.М. SWOT анализ как эффективное средство оценки предприятия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 6(27). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/27/33024 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

SWOT анализ как эффективное средство оценки предприятия

Грудев Семён Михайлович
магистрант Московского политехнического университета, РФ, г. Москва

 

Для эффективного управления качеством товара или услуги, специальные отделы различных компаний проводят исследования и оценку своего товара, услуги или процесса, так же исследуются показатели конкурентных предприятий.

Одним из наиболее распространенных матричных методов оценки, является SWOT анализ. Он наиболее комплексно и полно позволяет оценить ситуацию в компании. SWOT анализ – это оценка сильных и слабых сторон предприятия, а так же оценка возможностей и угроз. Данный анализ позволяет систематизировать информацию о компании и получить данные о текущей и будущей конкурентоспособности.

SWOT анализ для более простого восприятия и понимания можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – это определение сильных и слабых сторон продукта компании, будь то товар или услуга. Для этого проводится сравнение своего товара или услуги с аналогичными товарами или услугами у конкурентов.

Делать это удобнее с помощью таблицы.

 Таблица 1.

Определение сильных и слабых сторон

Ключевые факторы успеха компании, товара или услуги на рынке

Лучше, чем у конкурентов – сильная сторона

Хуже чем у конкурентов – слабая сторона

Фактор 1

V

 

Фактор 2

 

V

И т.д.

V

 

 

Показатели, которые оказались лучше, чем у конкурента – сильные стороны.

Показатели, которые хуже чем у конкурента – слабые стороны вашего продукта или услуги.

Сильные стороны (S= Strengths) – внутренние характеристики компании, которые позволяют оказаться в более выгодном положении относительно конкурентов на рассматриваемом рынке.

Слабые стороны (W=Weaknesses) – внутренние характеристики компании, которые тормозят рост продаж, и препятствуют развитию бизнеса, мешают товару стать лидером рынка.

Второй этап на пути проведения SWOT анализа – это определение угроз и возможностей для роста бизнеса в будущем. Для этого определяется влияние внешних факторов окружающей среды, оценивается влияние этих факторов на продажи компании, а так же оценивается вероятность возникновения возможностей и угроз.

Возможности компании (O=Opportunities) – факторы внешний среды которые позволяют увеличить прибыль и объем продаж.

Угрозы компании (T=Threats) – факторы внешней среды, которые могут негативно повлиять на объем продаж и прибыль компании в будущем.

Третий этап – это составление таблицы SWOT анализа.

Данная таблица помогает структурировать все полученные данные. Таблица состоит из четырех квадрантов, в которых последовательно перечисляются сильные стороны, слабые стороны, угрозы и возможности. Важно отметить, что все факторы, внесенные в таблицу, записываются по возрастанию степени важности и влияния на объем продаж.

 Таблица 2.

SWOT анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

 

 

Возможности

Угрозы

 

 

 

Далее следуют четыре этапа проверки.

Первый этап это проверка найденных сильных сторон. Нужно удостовериться, действительно ли они повышают прибыль и конкурентоспособность выпускаемого товара.

 Таблица 3.

Проверка сильных сторон

Описание сильных сторон

Каким образом сильные стороны повышают удовлетворенность покупателя товаром или прибыльность бизнеса?

Каким образом сильные стороны влияют на отличие товара от конкурентов?

Сильная сторона №1

 

 

Сильная сторона №2

 

 

 

 

 

Второй этап это проверка найденных слабых сторон. Действительно ли слабые стороны снижают прибыль и т.д.

 Таблица 4.

Проверка слабых сторон

Описание слабых сторон

Каким образом слабые стороны снижают удовлетворенность покупателя товаром или прибыльность бизнеса?

Каким образом слабые стороны влияют на отличие компании от конкурентов?

Сильная сторона №1

 

 

Сильная сторона №2

 

 

 

 

 

Третий этап – проверка возможностей. Смогут ли найденные возможности удовлетворить запросы покупателей?

 Таблица 5.

Проверка возможностей

Описание возможностей

Каким образом возможности могут повысить удовлетворенность покупателя товаром, повысить прибыльность бизнеса?

Возможные сроки реализации возможности

Возможность №1

 

 

Возможность №2

 

 

 

 

 

Четвертый этап проверка угроз. Правда ли, что выявленные угрозы отрицательно повлияют на прибыль компании и удовлетворенность продуктом в течение следующих 5 лет.

 Таблица 6.

Проверка угроз

Описание угроз

Каким образом угрозы могут снизить удовлетворенность покупателя товаром, снизить прибыльность бизнеса?

Возможный срок возникновения угрозы

Угроза №1

 

 

Угроза №2

 

 

 

 

 

При проведении SWOT анализа, необходимо проанализировать сильные и слабые стороны компании. Существует определенная методика, которая позволяет сделать это быстро и удобно. Рассмотрим ее.

Для проведения анализа сильных и слабых сторон – проще всего сравнить себя с ключевыми конкурентами. То, в чем ваша компания лучше конкурентов – ваша сильная сторона, то в чем хуже – ваша слабая сторона.

Существуют несколько основных групп факторов, которые стоит рассмотреть.

Свойства товара. Нужно написать какие свойства товара являются наиболее важными для потребителя. Какие потребности стремятся удовлетворить потребители, покупая товар. Если ваш товар удовлетворяет эти потребности наилучшим образом, то это сильная сторона, если нет, то слабая.

Уровень осведомленности. Если узнаваемость вашей марки выше чем у конкурентов или выше среднего значения по рынку, то это, безусловно, сильная сторона.

Уровень лояльности. Это свойство совершать повторные покупки одного и того же бренда, если уровень лояльности высок, то это сильная сторона.

Восприятия вашей торговой марки. Если ваша торговая марка уже имеет хорошую устойчивую репутацию, то это сильная сторона, если на рынке сложилось негативное мнение о вашей марке/имидже, то это слабая сторона.

Потребительские качества.

Внешний вид товара. Внешний вид товара может стать существенной сильной стороной.

Стоимость товара. Повышать цену не теряя клиентов – сильная сторона. Постоянное приспособление к изменениям на рынке – слабая.

Ассортиментный ряд. Широкий ассортимент это конечно хорошо, наличие большого выбора может привлечь покупателей. Но тут может таиться и минус – производство большого количества разнообразного товара может быть весьма накладным и не оправдаться.

Патенты и технологии. Наличие уникальных разработок обеспечивает компании устойчивое длительное преимущество. Если компания использует стандартные легко копируемые технологии и разработки то это снижает конкурентоспособность.

Персонал и интеллектуальный капитал. Хорошо подготовленный и квалифицированный персонал может быть сильной стороной компании. Высокая текучка кадров может заметно снизить конкурентоспособность.

Расположение или местонахождение товара. Удобное и доступное расположение торговых точек очень важный аспект. Не редко бывало, что из-за плохого и труднодоступного расположения компании они даже прогорали.

Преимущество в затратах на производство.

Возможность инвестирования. Способность компании к высоким инвестициям – тем, что выше средне рыночных – сильная сторона компании. Не возможность инвестирования на уровне рынка или выше – слабая сторона компании.

Реклама и методы продвижения товара.

Гибкость и скорость реакции на изменение рыночных условий.

Так же существует удобная методика определения угроз и возможностей.

Факторы, которые следует рассмотреть, при анализе возможностей:

·      Возможности по расширению влияния компании – новые рынки сбыта, например новые страны или регионы. Охват новых товарных категорий и услуг.

·      Освоение новых целевых групп, с которыми раньше компания не работала.

·      Удовлетворение новых потребностей с помощью расширения ассортимента того товара, на который возникла тенденция спроса. Например, стала расти популярность компактных городских автомобилей с экономичным малолитражным двигателем – это сигнал к расширению ассортимента автомобилей такого класса.

·      Развитие технологий. Открывает различные возможности для рекламы и коммуникации, а так же для создания новых услуг.

·      Ослабление государственного регулирования в данной отрасли, возможное введение налоговых льгот или какого-нибудь рода государственные программы поддержки.

·      Улучшение экономической стабильности, и как следствие, рост покупательской способности.

·      Уход с рынка крупных конкурентов.

При оценке угроз следует рассмотреть следующие факторы:

·      Изменение предпочтений, моды, стиля жизни и прочих условий, которые могут привезти к отказу от вашего товара со стороны покупателей.

·      Рост конкуренции на рынке. Сюда можно отнести усиления активности лидеров рынка, низкие барьеры для входа на рынок и как следствие появление новых игроков рынка, так же легкий или открытый доступ к технологиям, утрата патента – все это угрозы вашему бизнесу.

·      Ужесточение государственного регулирования отрасли, создание более сложных условий для существования в данной нише бизнеса.

·      Общий экономический спад и все что из этого следует – снижение покупательской способности, отказа от товаров, не являющихся первой необходимостью и т.д.

·      Увеличение затрат на производство, поддержку товара, его реализацию, и не возможность соответственного повышения цены.

Финальный шаг при проведении SWOT анализа – это выводы по проделанной работе.

Выявите или разработайте основное конкурентное преимущество товара на основе сильных сторон. Опишите способы развития возможностей компании за счет сильных сторон продукта. Опишите, каким образом можно преобразовать слабые стороны в сильные, а угрозы в возможности для роста?

Если такие преобразования невозможны, как компания может избежать слабых сторон и угроз, а также минимизировать их влияние на бизнес компании. Каким образом выявленные преимущества сделать очевидными для потребителя? Каким образом слабые стороны скрыть от потребителя? Каким образом в короткий срок реализовать возможности и нейтрализовать угрозы?

После того, как итог будет подведен, необходимо приступать к действиям, и тогда, результат не заставит себя ждать!

 

Список литературы:
1. Григорьев М. Н. Маркетинг: учебник для прикладного бакалавриата. — М.: Издательство Юрайт, 2015. – 559 с.
2. Асаул А.Н., Абаев Х. С., Гордеев Д. А. Оценка конкурентных позиций субъектов предпринимательской деятельности: – СПб: АНО «ИПЭВ», -2007. – 271с.
3. Карпенко О. И. Промышленный маркетинг: практикум. — Минск: БГЭУ, 2012. – 193 с. 
4. Портер Е. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.