Статья:

Конкуренция и ее разновидности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Грудев С.М. Конкуренция и ее разновидности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 6(27). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/27/33281 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конкуренция и ее разновидности

Грудев Семён Михайлович
магистрант Московского политехнического университета, РФ, г. Москва

 

Конкурентоспособность – это показатель, который может дать понять насколько успешно то или иное предприятие. Он очень актуален в наше время, так как сегодня конкуренция присутствует практически в любом виде деятельности. Этот показатель дает понять, насколько ваш товар пользуется спросом по сравнению с аналогичным товаром того же класса. Давайте попытаемся разобраться, что такое вообще конкуренция, и какой она бывает.

Товар как основной объект конкурентоспособности предприятия.

Для лучшего понимания конкуренции, для начала рассмотрим основные ее составляющие, на которые можно оказывать влияние, изменять, улучшать, и тем самым влиять на уровень своей конкурентоспособности.

Одно из главных мест на рынке занимает товар. Он обладает определенной стоимостью и ценностью. Так же товар имеет определенный уровень качества и надежности или другими словами - ресурс. Как отдельный показатель можно выделить, насколько товар эффективен в потреблении и производстве. Товар служит показателем экономической мощи производителя и индикатором его возможностей.

Прежде всего, товар является сложным и многогранным объектом экономики, который содержит в себе множество свойств, главным из которых является свойство удовлетворять потребности людей, которые этот товар приобрели. Это свойство часто называют потребительским. Товар называют продуктом труда, произведенным для дальнейшей продажи.

Термин продукт – это более общий термин. Если товар это всегда то, что можно физически потрогать, то продукт очень часто бывает неосязаем. Продукт может быть составляющей частью оказываемой услуги – например, программный продукт.

Услуга в свою очередь – это вид определенной деятельности, или блага, которые одни люди могут предложить другим.

Услуга обладает следующими характеристиками:

1.    Услуга неосязаема

2.    Услуга неотделима от ее производителя

3.    Качество услуги непостоянно

4.    Услуга не сохраняема (нельзя сохранить услугу для следующей продажи или пользования)

Товар, продукт или услуга – это три компонента, по которым можно судить о конкурентоспособности той или иной компании. Это те компоненты, которые сравниваются между собой для выявления лучших, тех которые востребованы больше, или наоборот занимают худшую позицию среди аналогичных. Далее давайте рассмотрим, что же такое конкуренция.

Конкуренция – это борьба и соперничество между производителями товара на рынках за наиболее благоприятные условия реализации и производства их товара с целью получения как можно большей прибыли. Под конкуренцией понимают наличие соревновательного момента на каком-либо поприще между фирмами, компаниями или просто физическими лицами, в достижении одной и той же цели. Чаще всего эта цель сводится к получению наибольшей прибыли и завоевания расположения, внимания и предпочтения потребителя. Поэтому не зря считается, что конкуренция это один из основных и самых мощных механизмов рыночной экономики. Ведь благодаря конкуренции возрастает эффективность производства, на которое производители стараются снизить затраты, произвести как можно более качественный товар, увеличить мощности и т.д.

Таким образом, конкуренции присущи следующие черты:

1.    Присутствие в конкурентной борьбе нескольких соперников.

2.    Всех соперников объединяет одна сфера деятельности.

3.    У всех соперников совпадает цель.

Виды конкуренции.

Часто бывает так, что одна компания значительно превосходит другую и является более успешной. Причины тому могут быть самые разные.

Рассмотрим виды конкуренции:

Функциональная конкуренция. Это когда какую либо потребность можно удовлетворить совершенно разными способами. Например, человек долго сидит в очереди, и, что бы не скучать, он может почитать книгу, послушать музыку в плеере, по разгадывать кроссворды, или поиграть в игру на телефоне. Все эти товары (книга, плеер, газета с кроссвордами и т.д.) в этом случае – функциональные конкуренты. Такая конкуренция так же характерна для выбора каких-либо развлекательных программ, – в какой театр пойти, какое кино посмотреть и тому подобное.

Видовая конкуренция. Эта конкуренция обусловлена тем, что существуют товары, которые созданы для одной цели, но достаточно существенно отличаются друг от друга. Например, рассмотрим такую категорию товаров как транспортные средства. И велосипед, и мотоцикл и автомобиль служат одной цели, но все же существенно отличаются друг от друга.

По методам конкуренция бывает ценовая и неценовая.

Ценовая – это такая форма, которая основывается на более низкой цене или себестоимости товара или услуги. При этом прямой ценовой конкуренцией называют ту, при которой активно и открыто проводятся различные рекламные акции, информирующие потребителя о снижении цен на товар или услугу. Скрытой ценовой конкуренцией называют ту, при которой на рынок выводится новый товар с более привлекательными свойствами и характеристиками и при этом с не сильно завышенной ценой. При использовании не ценовой конкуренции акцент делается больше не на стоимость товара или услуги, а на его качество, новизну, фирменный стиль, дизайн и т.д.

Конкуренцию так же можно разделить на межотраслевую и внутриотраслевую.

Межотраслевая конкуренция подразумевает под собой соперничество организаций разных отраслей за ограниченное количество платежеспособного спроса. Чаще всего такая конкуренция бывает между предприятиями, которые производят межродовые конку­рирующие товары. Например, в пищевой промышленности в сфере общественного питания, в легкой промышленности, в сфере бытового обслуживания.

Внутриотраслевая конкуренция. Борьба происходит между организациями одной отрасли за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между органи­зациями, производящими межгрупповые и внутригрупповые товары-конкуренты. Например, между предприятиями крупяной, макаронной и пищеконцентратной промышленности (отрасль - пищевая промышленность) появляется внутриотраслевая конкуренция, из-за того что крупы, макаронные изделия и пищевые концентраты на их основе являются межгрупповыми товарами-конкурентами. Предприятия мукомольной промышленности, производящие манную крупу, конкурируют с крупяными заводами, так как и те и другие производят разные виды круп и относятся к внутригрупповым товарам-конкурентам.

В условиях рыночной экономики, когда хозяйственная деятельность предприятия не регламентируется жесткими нормами государства, внутриотраслевая конкуренция очень хорошо стимулирует повышение качества и конкурентоспособности продукта.

Существует так же конкуренция между фирмами и внутри фирм.

Межфирменная конкуренция - соперничество между фирмами одинаковых или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает среди фирм, производящих товары или предоставляющие услуги, которые можно отнести к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым и межфирменным товарам-конкурентам.

Внутрифирменная конкуренция - конкуренция, возникающая между различными видами, подвидами и торговыми марками товаров, выпускаемыми одним предприятием. Такие товары относятся к внутривидовым конкурентам. Примером может служить кондитерская фабрика «Бабаевская». Она производит более 200 конфет разных наименований.

Конкуренцию в своей отрасли или сфере или своём классе, как и конкуренто­способность, следует постоянно изучать и следить за ее изменениями, что бы своевременно отреагировать и предпринять какие-либо действия, когда она пойдет на спад. И всегда стоит помнить о главном желании покупателя – купить как можно более качественный товар за меньшие деньги.

 

Список литературы:
1. Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Вильямс, 2015. – 752 c.
2. Ким В. Ч. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. –304.
3. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. — СПб.: Пресс, СПб, 2012. – 720 с.
4. Российский информационно-образовательный портал Veni Vidi Vici, www.vevivi.ru 2008-2015.