Статья:

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(270)

Рубрика: Физико-математические науки

Выходные данные
Фролова В.О. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 3(270). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/270/143986 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Фролова Виктория Олеговна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Victoria Frolova

Student, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. Пространственное мышление является высшей психической функцией, формирование которой происходит на основе овладения человеком предметной деятельности, а также в процессе обучения. В статье рассмотрены сущность понятия «пространственное мышление» в психолого-педагогической литературе, характеристика и особенности развития пространственного мышления младших школьников.

Abstract. Spatial thinking is the highest mental function, the formation of which occurs on the basis of a person’s mastery of objective activity, as well as in the learning process. The article examines the essence of the concept of “spatial thinking” in psychological and pedagogical literature, the characteristics and features of the development of spatial thinking in junior schoolchildren.

 

Ключевые слова: пространственное мышление, мыслительная деятельность, пространственные представления, пространственный фактор, ступени развития пространственного мышления младших школьников.

Keywords: spatial thinking, mental activity, spatial representations, spatial factor, stages of development of spatial thinking of primary schoolchildren.

 

В младшем школьном возрасте важное место занимает формирование и развитие мышления, которое у младшего школьника выполняет главную функцию и становится центром психического развития.

В методических исследованиях 1950–1970-х годов использовался термин «пространственное воображение». Термин же «пространственного мышление» появляется позже, когда серьезное внимание проблеме образного мышления стали уделять психологи Л.Б. Ительсон, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.С. Якиманская, И.Я. Каплунович и другие.

Из них нам ближе определение И.С. Якиманской: «Пространственное мышление является специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как видимом, так и воображаемом). В своих наиболее развитых формах это есть мышление образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения. Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение, трансформацию и создание новых образов, отличных от исходных» [4]. В определениях И.Т. Фролова, А.Г. Спирулина, С.С. Аверенцева мышление выступает в роли высшей познавательной способности, активного процесса целенаправленного, обобщенного и опосредованного отражения в сознании человека объективной реальности в утверждениях, понятиях, суждениях, посредством творческого создания новых идей и прогнозирования событий [2]. А.М. Пышкало считал, что пространственные представления, являющиеся основой для развития пространственного мышления, показывают свойства трехмерного видимого или воспринимаемого пространства. Многие педагоги (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.И. Голубева, И.О. Ломпшер и др.) под пространственными представлениями понимали образы памяти или воображения, которые содержат в себе пространственные характеристики объекта: форма, величина, расположение частей объекта относительно друг друга, расположение объекта на плоскости или в пространстве [1]. В содержание пространственного мышления входит оперирование пространственными образами в видимом или воображаемом пространстве. Именно это и позволяет видеть отличие от других форм мышления, так как именно пространственное мышление делает акцент на изучение и работу с пространственными характеристиками. 

Под пространственными представлениями понимаются представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, расположении объектов [3]. Для успешного обучения в школе младшему школьнику необходимо без затруднений ориентироваться в пространстве и знать основные пространственные понятия. Именно пространственные представления способствуют успешному формированию у младших школьников умений счета, письма, рисования, чтения.

Мыслительная деятельность осуществляется при помощи таких мыслительных операций, как:

1. Сравнение - это процесс, направленный на сопоставление предметов и явлений для того, чтобы выявить сходства и различия между ними. Применяя данный способ в учебной деятельности, младший школьник более точно раскрывает характеристику предмета или явления, выявляя его особенности.

2. Анализ позволяет детально рассмотреть составляющие части предмета или явления, установить его признаки и свойства.

3. Синтез, напротив, направлен на соединение отдельных составляющих частей в единое целое для того, чтобы определить все признаки рассматриваемого предмета или явления.

Следует отметить, что синтез и анализ неразрывно связаны между собой.

4. Абстракция позволяет мысленно выделить существенные признаки и свойства предмета или явления при одновременном отвлечении от существенных признаков и свойств.

Абстрагирование лежит в основе обобщения.

5. Обобщение объединяет предметы и явления в группы в соответствии с определенными признаками, выделяемыми в процессе абстрагирования. Существуют два вида обобщения:

- формально-эмпирическое - ряд объектов сравнивается, в результате чего выделяются внешне одинаковые и общие признаки;

- содержательное - объекты детально анализируются, впоследствии чего открываются скрытые общие и существенные признаки, устанавливаются отношения, определяется зависимость.

6. Конкретизация позволяет установить связь теоретических знаний с жизнью [5].

А.В. Василенко установил пять ступеней развития пространственного мышления:

1. Нулевая ступень: овладение младшим школьником способностью мысленно представлять предметы действительности, при этом не совершая с ними никаких операций.

2. Первая ступень: развитие умений выделять объект из общего количества по определенному признаку, выполнять несложные мыслительные преобразования объектов, предопределяя его конечный результат.

3. Вторая ступень: формирование, развитие и совершенствование умений моделировать объекты, изучать объект со всех сторон. Пространственные представления тесно связаны с уже известными учащимся геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т.д.

4. Третья ступень: формирование следующих умений: воссоздание образов объектов в двумерном и трехмерном пространстве с опорой на их модель, оперирование готовыми образами, выполняя мыслительные операции.

5. Четвертая ступень: развитие умений выполнять определенный ряд действий с образами, которые основной своей задачей ставят динамичность – последовательное изменение не только пространственного расположения объекта, но и его структуры [2].

Особое место при развитии восприятия занимает пространственный фактор. Младшему школьнику для составления наиболее полной картины восприятия лучше взаимодействовать с предметом. Так, например, для того, чтобы у учащегося сформировался правильный образ цифры, необходимо ее сделать из пластилина.

И.С. Якиманская определила, что пространственное мышление выражено такими видами деятельности, как: создание пространственного образа и его преобразование в соответствии с поставленной задачей [1]. Для создания образа необходимо мысленно преобразовать наглядную основу, на которой он базируется. Наглядная основа может быть представлена как реальным предметом, так его графической (чертеж, рисунок и т.д.), знаковой (различными символами) моделью.

Таким образом, под пространственным мышлением понимается способность ориентироваться в трехмерном пространстве, точно представлять расположенные в нем элементы и понимать, как они соотносятся друг с другом. Начинать формировать пространственное мышление, а в дальнейшем развивать его необходимо в начальных классах. Для того, чтобы у младшего школьника было хорошо развито пространственное восприятие, нужно предоставить ему возможность взаимодействовать с предметом. Также крайне важно уделять внимание организации образовательного процесса, направленного на развитие пространственного мышления, его содержанию, целям и задачам.

 

Список литературы: 
1. Ананьев, Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственного мышления у детей/Б.Г. Ананьев. - М.: АПН РСФСР, 1976. - 86 с.
2. Боровская Д.Н., Кравцова Л.Ф. Особенности развития пространственного мышления младших школьников на уроках математики // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2018. № 1-2 (13). С. 7-9.
3. Галкина О.И. Развитие пространственных представлений в начальной школе. - М.: «Учпедгиз», 2001. – с. 89.
4. Кочеткова, Г.Г. Развитие пространственного мышления младших школьников/Г.Г. Кочеткова // Начальная школа. - 1997. - №2. - с. 26-28
5. Площадная Т.К. Психолого-педагогические основы формирования пространственных представлений у учащихся начальных классов //Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы открытия и достижения. Материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 3 ч.2018. С. 180-183.