Статья:

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Зиннатуллина Д.Р. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 4(271). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/271/144229 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зиннатуллина Диляра Рамилевна
студент, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга
Еремеева Ольга Александровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, РФ, г. Елабуга

 

Культурное разнообразие является одной из самых значимых особенностей современного общества. Сегодня мир становится все более глобальным и многофункциональным, и, как следствие, происходит взаимодействие между различными этническими и культурными группами.  В данном контексте, этнокультурное воспитание младших школьников приобретает особое значение. Оно позволяет формировать толерантное отношение к другим культурам и расширять кругозор детей.

Одной из основных причин актуальности данной темы является то, что этнокультурное воспитание способствует гармоничному развитию ребенка. Оно помогает формировать у него уважение к другим народам и традициям, развивает способность к сотрудничеству и прививает понимание роли культурного полиморфизма в современном мире.

Вовлечение подрастающего поколения в процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального) позволяет личности через традиционную культуру постичь ее моноэтническую глубину. Этнокультурное воспитание, представляет собой сложное междисциплинарное явление, и поэтому является предметом изучения многих ученых педагогов.

Так, Л.Ю. Абдулова отмечает, что этнокультурное воспитание представляет собой сложный процесс, направленный на развитие и социализацию личности. В рамках этого цели и задачи воспитания находятся в прямой связи с пониманием и соблюдением культурных традиций, обычаев и ценностей народа, к которому принадлежит индивид [1, с. 9]. 

По мнению С.Т. Аммосовой, этнокультурное воспитание – это процесс, который направлен на передачу лучших нравственных традиций, ценностей и стереотипов поведения от одного поколения к другому. Оно играет важную роль в формировании личности ребенка и его взаимодействии с окружающими. Одной из основных целей этнокультурного воспитания является формирование гармоничной и толерантной личности, способной уважать и понимать разнообразие культурных явлений [2, с. 97].

Одной из ключевых задач этнокультурного воспитания является сохранение и развитие культурного наследия, передача его молодым поколениям. В качестве примера можно отметить изучение языка, традиций, обрядов и иных аспектов этнической культуры.

Для организации воспитательной работы с младшими школьниками важно учитывать, что основными видами деятельности являются: игровая, учебная, трудовая и общение. Для учащихся начальных классов основным видом деятельности на данном этапе имеет место быть и игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного возраста в младший школьный период. Так же игровая деятельность младших школьников выступает как специальная форма коллективной деятельности и как элемент, важная составляющая всех других видов деятельности. Одним из эффективных инструментов педагога в развитии этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста является внеурочная деятельность [5, с. 9].

К внеурочной и внеклассной работе можно отнести работу классных руководителей, библиотекаря и других школьных работников, работа которых проводится после уроков, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-то одного, специального предмета). Такая работа может проводиться в школе или за ее пределами, но проводится и организуется работниками школы (классные часы, линейки, собрания, выставки, экскурсии, конкурсы, походы, встречи, викторины, агитбригады, тренинговые занятия, праздники, КВН).

Особенностью внеклассной воспитательной работы является – добровольное участие в ней, общественная направленность, инициативность, самодеятельность учащихся школьников (учитывая желание детей, их предложения).

Внеурочную воспитательную работу можно рассматривать как сочетание внеклассной и внешкольной работы, которая направлена на достижение одной единственной цели – развитие детей и молодежи, выявление среди них одаренных и талантливых учеников, а также создание условий для развития и совершенствования их творческих способностей и задатков.

Внеурочная деятельность имеет ряд преимуществ. Прежде всего, она способствует формированию полноценной личности ученика, развитию его лидерских качеств и навыков командной работы. Также она позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся и применить полученные в школе знания в практической деятельности [3, с. 29].

Внеурочная деятельность в начальной школе играет важную роль в формировании и развитии навыков учащихся. Целью такой деятельности является создание условий для благоприятной адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности. Это обусловлено следующими параметрами:

1. Оптимизация учебной нагрузки. Внеурочные занятия дают возможность ученикам расширить свой кругозор, познакомиться с новыми предметами и областями знания, что помогает им более эффективно усваивать учебный материал.

2. Создание оптимальной среды для полноценного развития. Внеурочная деятельность предоставляет учащимся возможность находиться в комфортной и безопасной обстановке, где они могут развивать свои таланты, увлечения и интересы.

3. Реализация обучения. Внеурочные занятия помогают учащимся практически применять свои знания и навыки, что способствует более глубокому усвоению материала и повышению мотивации к обучению.

4. Профилактика развития асоциального поведения. Внеурочная деятельность предоставляет учащимся возможность взаимодействия, совместной работы и развития социальных навыков, что играет важную роль в предотвращении возникновения асоциального поведения.

6. Удовлетворение различных потребностей учащихся. Внеурочные занятия позволяют учащимся развиваться не только умственно, но и физически, эмоционально, творчески и социально, что способствует их всестороннему развитию.

7. Формирование основ коммуникативного взаимодействия. Внеурочная деятельность способствует развитию навыков общения, умения слушать и слышать других, а также сотрудничать в рамках групповых проектов и задач [4, с. 10].

Таким образом, организация внеурочной деятельности с учащимися начальной школы является важным элементом их образовательного процесса, способствующим не только развитию творческого потенциала учеников, но и формированию у них полноценной личности. Это позволяет каждому ребенку найти свое место в коллективе, раскрыть свои способности и достигнуть успеха в интересующей его области.

 

Список литературы:
1. Абдуллова, Л.Ю. Актуальные вопросы воспитания этнокультурной толерантности у младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды / Л.Ю. Абдуллова // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – №3. – С. 9-13.
2. Аммосова, С.Т. Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей / С.Т. Аммосова // Образование и воспитание. – 2021. – №5. – С. 97-99.
3. Грезина, И.Б. Внеурочная деятельность младших школьников в контексте интегративного подхода / И.Б. Грезина // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 5. – С. 29-33.
4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев. – Москва: Просвещение, 2020. – 453 с.
5. Иванова, Г.П. Формирование этнокультурной осведомленности младших школьников во внеурочной деятельности // Педагогика и психология образования. – 2022. – №2. – С. 9-14.