ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Культурное разнообразие является одной из самых значимых особенностей современного общества. Сегодня мир становится все более глобальным и многофункциональным, и, как следствие, происходит взаимодействие между различными этническими и культурными группами. В данном контексте, этнокультурное воспитание младших школьников приобретает особое значение. Оно позволяет формировать толерантное отношение к другим культурам и расширять кругозор детей.
Одной из основных причин актуальности данной темы является то, что этнокультурное воспитание способствует гармоничному развитию ребенка. Оно помогает формировать у него уважение к другим народам и традициям, развивает способность к сотрудничеству и прививает понимание роли культурного полиморфизма в современном мире.
Вовлечение подрастающего поколения в процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального) позволяет личности через традиционную культуру постичь ее моноэтническую глубину. Этнокультурное воспитание, представляет собой сложное междисциплинарное явление, и поэтому является предметом изучения многих ученых педагогов.
Так, Л.Ю. Абдулова отмечает, что этнокультурное воспитание представляет собой сложный процесс, направленный на развитие и социализацию личности. В рамках этого цели и задачи воспитания находятся в прямой связи с пониманием и соблюдением культурных традиций, обычаев и ценностей народа, к которому принадлежит индивид [1, с. 9].
По мнению С.Т. Аммосовой, этнокультурное воспитание – это процесс, который направлен на передачу лучших нравственных традиций, ценностей и стереотипов поведения от одного поколения к другому. Оно играет важную роль в формировании личности ребенка и его взаимодействии с окружающими. Одной из основных целей этнокультурного воспитания является формирование гармоничной и толерантной личности, способной уважать и понимать разнообразие культурных явлений [2, с. 97].
Одной из ключевых задач этнокультурного воспитания является сохранение и развитие культурного наследия, передача его молодым поколениям. В качестве примера можно отметить изучение языка, традиций, обрядов и иных аспектов этнической культуры.
Для организации воспитательной работы с младшими школьниками важно учитывать, что основными видами деятельности являются: игровая, учебная, трудовая и общение. Для учащихся начальных классов основным видом деятельности на данном этапе имеет место быть и игровая деятельность, как переходная стадия из дошкольного возраста в младший школьный период. Так же игровая деятельность младших школьников выступает как специальная форма коллективной деятельности и как элемент, важная составляющая всех других видов деятельности. Одним из эффективных инструментов педагога в развитии этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста является внеурочная деятельность [5, с. 9].
К внеурочной и внеклассной работе можно отнести работу классных руководителей, библиотекаря и других школьных работников, работа которых проводится после уроков, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-то одного, специального предмета). Такая работа может проводиться в школе или за ее пределами, но проводится и организуется работниками школы (классные часы, линейки, собрания, выставки, экскурсии, конкурсы, походы, встречи, викторины, агитбригады, тренинговые занятия, праздники, КВН).
Особенностью внеклассной воспитательной работы является – добровольное участие в ней, общественная направленность, инициативность, самодеятельность учащихся школьников (учитывая желание детей, их предложения).
Внеурочную воспитательную работу можно рассматривать как сочетание внеклассной и внешкольной работы, которая направлена на достижение одной единственной цели – развитие детей и молодежи, выявление среди них одаренных и талантливых учеников, а также создание условий для развития и совершенствования их творческих способностей и задатков.
Внеурочная деятельность имеет ряд преимуществ. Прежде всего, она способствует формированию полноценной личности ученика, развитию его лидерских качеств и навыков командной работы. Также она позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся и применить полученные в школе знания в практической деятельности [3, с. 29].
Внеурочная деятельность в начальной школе играет важную роль в формировании и развитии навыков учащихся. Целью такой деятельности является создание условий для благоприятной адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности. Это обусловлено следующими параметрами:
1. Оптимизация учебной нагрузки. Внеурочные занятия дают возможность ученикам расширить свой кругозор, познакомиться с новыми предметами и областями знания, что помогает им более эффективно усваивать учебный материал.
2. Создание оптимальной среды для полноценного развития. Внеурочная деятельность предоставляет учащимся возможность находиться в комфортной и безопасной обстановке, где они могут развивать свои таланты, увлечения и интересы.
3. Реализация обучения. Внеурочные занятия помогают учащимся практически применять свои знания и навыки, что способствует более глубокому усвоению материала и повышению мотивации к обучению.
4. Профилактика развития асоциального поведения. Внеурочная деятельность предоставляет учащимся возможность взаимодействия, совместной работы и развития социальных навыков, что играет важную роль в предотвращении возникновения асоциального поведения.
6. Удовлетворение различных потребностей учащихся. Внеурочные занятия позволяют учащимся развиваться не только умственно, но и физически, эмоционально, творчески и социально, что способствует их всестороннему развитию.
7. Формирование основ коммуникативного взаимодействия. Внеурочная деятельность способствует развитию навыков общения, умения слушать и слышать других, а также сотрудничать в рамках групповых проектов и задач [4, с. 10].
Таким образом, организация внеурочной деятельности с учащимися начальной школы является важным элементом их образовательного процесса, способствующим не только развитию творческого потенциала учеников, но и формированию у них полноценной личности. Это позволяет каждому ребенку найти свое место в коллективе, раскрыть свои способности и достигнуть успеха в интересующей его области.