Статья:

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гасанкадиев И.Г. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 4(271). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/271/144274 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Гасанкадиев Ислам Гасанкадиевич
студент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

Теневая экономика относится к людям, которые действуют полностью вне налоговой и регулирующей системы или которые известны властям, но неправильно сообщают о своих налоговых обязательствах. Основными сферами теневой экономики являются подпольное производство, оказание услуг, розничная торговля [6].

Она охватывает широкий спектр практик, включая занижение выручки, выплату и принятие наличной заработной платы неофициально, мошенничество с социальными пособиями, подрядчики по совместительству, не декларирующие свои доходы, подработку и "фениксинг" (когда предприятия намеренно ликвидируются, чтобы не платить сотрудникам и кредиторам). Необходимо также принимать во внимание сложное взаимодействие с незаконной деятельностью, включая отмывание денег [2].

Незаконное производство товаров и услуг, сокрытие доходов, оборот неучтенной наличности, отмывание "грязных" денег, взятки и злоупотребление служебным положением - эти и другие проявления теневой деятельности становятся постоянными атрибутами формирующихся рыночных отношений. Возникла новая социально-экономическая реальность, связанная не столько с переходом от централизованной к рыночной системе управления, сколько с формированием стабильной воспроизводимой системы сильно криминализированных экономических отношений. Факты показывают, что в переходный период в обществе произошли опасные деформации: был "отмыт" огромный нелегальный капитал, масштабы и возможности теневого бизнеса возросли. экономика и экономическая преступность, коррупция и криминальный террор резко возросли. Процесс криминального первоначального накопления капитала, формирования новой финансовой олигархии и плутократии был формализован путем "тихой приватизации" государственной собственности и использования бюджетных средств в корыстных целях.

В современных условиях криминализация экономических отношений создает реальную угрозу жизни и экономическому здоровью участников формирующихся рыночных отношений и, таким образом, создает угрозы экономической безопасности страны. В последние годы в экономической литературе сложилось представление о теневой экономике как об определенном наборе явлений, которые присущи как национальной, так и глобальной экономической системе на " генетическом" уровне. Как часть общего процесса воспроизводства, эти явления присутствуют в подавляющем большинстве большинство секторов и сфер государственной экономики. Приоритетной областью незаконной деятельности является экономика с переходной экономикой, поскольку она создала и продолжает иметь практически неограниченные возможности для быстрого незаконного обогащения, безнаказанного паразитирования на издержках и трудностях экономических преобразований [3].

Интересы субъектов теневых экономических отношений все больше распространяются на ключевые отрасли и сферы экономической деятельности, в том числе: неэкономическую и финансово-кредитную сферы, приватизацию процесс и бюджетный сектор. Опасность теневой экономики, которая не контролируется обществом, заключается не только в нанесении значительного материального ущерба обществу и гражданам, но и в ее потенциальной дестабилизации экономической системы в целом. Его масштабы и влияние на все аспекты жизни таковы, что стираются противоречия между официальной и неофициальной экономической деятельностью. В обществе формируются и воспроизводятся параллельные целостные социально-экономические структуры в рамках неправовых отношения, которые могут, сохраняя существующие тенденции, подчинить себе экономику страны и сформировать мафиозную систему общественных отношений.

Только всесторонний анализ этого явления может позволить нам разработать надежные способы его минимизации и вытеснения. В современных условиях только на основе изучения и сокращения масштабов теневой экономики мы можем внести свой вклад в социально-экономическое развитие национальной экономики [6]. Необходимость изучения теоретических основ и особенностей формирования и функционирования теневой экономики формы проявления теневой экономики и на этой основе совершенствование методов оценки ее масштабов позволят нам разработать своевременные научно обоснованные меры противодействия теневой экономике на современном этапе развития национальной экономики. Актуальность изучения теневой экономики обусловлена также необходимостью поддержания состояния устойчивого социально-экономического развития страны и ее безопасности.

Официальные оценки размеров теневой экономики России учитывают только виды деятельности, разрешенные законом. К ним относятся неофициальный труд и выплата заработной платы “из-под полы”, легальное, но незарегистрированное производство и производство товаров домашними хозяйствами, например, выращивание овощей на продажу или для собственного потребления. Российские власти не включают преступную деятельность в расчет, хотя международный стандарт Системы национальных счетов рекомендует включить ее.

Появление теневого сектора в России началось с советского периода, когда нормальное функционирование рынка было затруднено. Датой отсчета можно считать 1950 годы. К началу 1990х годов масштабы теневой экономики оценивались в 30% от всех доходов населения. На данный момент теневой сектор существенно снизился в виду рыночных реформ начала 1990х и 2000х годов. На рисунке 1 приведена динамика теневой экономики последних лет.

 

Рисунок 1. Динамика процента теневой экономики и темпов роста ВВП в России с 2019 по 2022 г.

Источник: Ибрагимова Э.Н., Шахбанова А.А., Курбанова У.А. Проблема теневой экономики в России и последствия ее развития // Журнал прикладных исследований. 2022. №6.  –с. 22-34., Росстат

 

Темпы роста ВВП в последние 4 года на уровне 2-5%, однако процент теневого рынка не снижается. С 2020 года он увеличился на 4%, в 2022 году данный рост ощущается особенно.

В 2020 году по сравнению с 2019 годом в экономической сфере стало меньше преступлений на 16%, а именно за счет незаконного оборота оружия. Общие показатели теневой экономики к этому времени снижаются. Базой для формирования и работы теневого рынка в России является коррупция, а теневая экономика является ее фундаментом. В 2021 году было совершено более 24 тыс. преступлений коррупционной направленности, что является рекордом за последние 10 лет. Государство потеряло на данных преступлениях до 40 млрд. руб. х6ъ

Также важной частью экономики является серый рынок труда. Его структуру составляют работодатели, которые регистрируют работников без договора, новые работники из числа мигрантов и самозанятые (Рисунок 2)

 

Рисунок 2. Структура серого рынка труда в России

Источник: Ибрагимова Э.Н., Шахбанова А.А., Курбанова У.А. Проблема теневой экономики в России и последствия ее развития // Журнал прикладных исследований. 2022. №6.  –с. 22-34., Росстат

 

Самый крупный теневой сектор в России – сектор недвижимости до 70%, сельского хозяйства до 1,4% и строительства – 1%, на прочие сектора приходится как раз теневой рынок труда х6ъ.

Проблемой для российской экономики является общественная опасность размеров криминального сектора экономики, в котором интерес каждой группы заключается в получении дохода вне правового поля. Число преступных деяний, являющихся источниками такого дохода, включает:

- криминализированные действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность на основании действующего законодательства;

- некриминализированные действия двух типов: влекущие административную ответственность за другой вид юридической ответственности, который не связан с юридической ответственностью из-за несовершенства законодательства.

Масштабы неформальной занятости в неформальный сектор, а также размер самого сектора указывают на существование социально-экономических проблем:

- незаконное расходование социальных средств, поскольку незаконная прибыль не облагается налогом;

- замедление экономического роста, поскольку нелегальный сектор неэффективен из-за неэффективного использования ресурсов, неравномерного распределения доходов и роста неформальной занятости; - правовая незащищенность трудовых отношений, непредоставление социальных льгот.

В сфере неформального взаимодействия можно выделить три характеристики: экономические роли, носящие теневой характер (“рэкет”); установленные нормы “теневого поведения”; криминальные виды теневых экономических отношений ("крышевание" бизнеса сотрудниками правоохранительных органов).

Таким образом, были приведены аргументы, доказывающие ослабление теневым сектором экономической безопасности страны [7]:

- в основе теневого сектора холл - в основе теневого сектора лежит дисбаланс в интересах личности, общества и государства;

- рост теневого сектора приводит к “выпадению” большинства экономических отношений из законодательной базы, что не приводит не только к сбоям в механизме рыночной экономики, но и может вызвать институциональный кризис; - несовершенство методов оценки масштабов теневой экономики; - наличие теневого сектора, с одной стороны, приводит к “выводу” капитала за рубеж, а с другой, “привлекает” нелегальных мигрантов, что усугубляет социально-экономические проблемы государства;

- социальная незащищенность самого теневого общества;

- теневой сектор способствует имущественному расслоению граждан, оппозиции в обществе, тормозит экономическое развитие, подрывает его конкурентоспособность;

- теневой сектор экономики является питательной средой для коррупции, взаимосвязанной с экономической преступностью;

- крупные финансовые ресурсы теневого сектора экономики позволяют влиять на государственные решения, средства массовой информации и ход избирательных кампаний на различных уровнях [3].

В связи с усиливающимся влиянием на экономику криминализации, коррупции и организованной преступности выделяется криминальная форма теневой экономики.

Несмотря на формирование федеральной вертикали власти, эти различия усиливаются. Финансовая несостоятельность большинства субъектов Федерации, их экономическое кризисное положение в настоящее время представляют большую угрозу экономической безопасности регионов и государства [6].

Существует и еще одна проблема, которая связана с существованием теневой экономики сектор - стремление к захвату государственной власти, интеграция с мировыми экономическими союзами, включая транснациональные организованные преступные группировки [7.

Масштабы теневой экономики в России остаются значительными. Полностью избавиться от нее невозможно по двум причинам:

- теневая экономика является одним из элементов экономических систем;

- теневая экономика укоренилась, институционализировалась и не отвергалась обществом в Россия.

В новых социально-экономических условиях возникает логичный вопрос о необходимости борьбы с теневым сектором, учитывая, что теневому сектору присущ контроль над большими объемами материальных благ, финансовыми ресурсами и значительным экономическим потенциалом, который в нем реализуется экономика.

Однако эта деятельность может осуществляться легальным субъектом экономики, параллельно действующим в теневом секторе. Таким образом, можно сделать вывод, что государственные меры реализуются для поддержания баланса между легальным и теневым секторами экономики, для сдерживания теневого сектора экономики в масштабах, не разрушающих целостность экономической системы. Некоторые из этих мер направлены на устранение причин возникновения и существования теневых экономических явлений [6].

Соотношение легальной и теневой экономики составляет не сбалансирован в нашей стране. Именно поэтому задачей государства является поиск причин, способствующих возникновению и существованию теневой экономики. Вот некоторые из факторов этих причин:

1. Экономические факторы: высокие ставки подоходного налога; экономический кризис и его последствия; несовершенство правовой базы для приватизации; существование незарегистрированных хозяйствующих субъектов.

2. Социальные факторы: низкий уровень жизни населения, из-за которого возникает необходимость скрывать факты экономической жизни; высокая безработица, которая вынуждает получать доход незаконными методами; неравномерное распределение ВВП.

3. Правовые факторы: несовершенное законодательство; незначительные усилия правоохранительных органов по пресечению преступной экономической деятельности; несовершенный механизм борьбы с экономическими преступлениями [3].

Основные причины, способствующие развитию теневой экономики:

- низкий уровень подготовленности чиновников;

- низкие штрафы за нарушение закона;

- неэффективность судебной системы.

Сейчас в мире происходят политические, экономические, социальные изменения, определяемые стремлением Соединенных Штатов и Европейского Союза изолировать Россию в мировой экономике. Это влияет на развитие российской экономики. Теневая экономическая деятельность также выходит на новый уровень своего влияния на экономическую безопасность страны. Современное состояние российской экономики выражается в новых вызовах и угрозах, включая влияние теневой экономики. Процессы глобализации приняли иной характер. Они находятся под экономическим давлением и политическое давление на Россию. В связи с санкциями, введенными Соединенными Штатами и ЕС в отношении России, масштабы теневой экономики и совершенствование методов теневой экономической деятельности возросли. Следовательно, существует необходимость разработки системы мониторинга экономической безопасности на уровне субъектов России с существующим уровнем социально-экономического развития и рисками. Методика оценки и анализа Экономическая безопасность России на федеральном уровне разработана достаточно хорошо, но методологическая основа для регионального уровня отсутствует требует дальнейшего развития.

Для обеспечения региональной экономической безопасности необходимо выполнить следующее:

- выявить и систематизировать факторы, влияющие на безопасность экономики, и отслеживать их динамику. В то же время скорость вмешательства в минимизацию последствий влияние установленных факторов на кризисные ситуации имеет большое значение;

- выявление экономических угроз в случае низкого уровня контроля над установленными факторами;

- разработка и реализация мер по противодействию угрозам посредством взаимодействия хозяйствующих субъектов и государственных органов.

В качестве негативного следствия распространения теневой экономики в социальной сфере необходимо выделить значительное ущемление прав работников. Прежде всего, это отражается в отсутствии гарантий занятости, заработной платы и социального страхования. Кроме того, у работников с теневой заработной платой значительно сократились возможности получения кредитов, бесплатной медицинской помощи и различных видов социальной помощи.

Политические последствия распространения теневой экономики, следующие:

1) усиление ресурсного обеспечения коррупции, что приводит к увеличению ее масштабов;

2) усиление контроля теневых структур государственной политики, СМИ и избирательных компаний на различных уровнях. Это, в свою очередь, приводит к снижению доверия к власти и ее отчуждению от общества;

3) падение престижа страны на международной арене, угроза ее экономической и политической изоляции.

Из-за этого государственные структуры не в состоянии заставить бизнес соблюдать действующее законодательство. Тенденция долгосрочного бизнес-процесса в формальном секторе экономики с высоким уровнем издержек, высоким налогообложением, высокими требованиями к качеству продукции и соблюдение трудовых норм в России не отменено. Все это способствует жизни теневой экономики.

Теневая экономика наносит довольно серьезный ущерб государству в различных сферах, создавая угрозы экономической безопасности России. Теневая экономическая деятельность вступает в противоречие со способностью государства поддерживать нормальные условия жизни, что, в свою очередь, препятствует реализации государственных приоритетов экономического и социального развития.

Исходя из этого, основными задачами государства в борьбе с теневой экономикой являются выявление основных региональных особенностей, привлекающих субъектов теневой экономики; легализация (по возможности) и минимизация негативных последствий; создание условий для осуществления законной предпринимательской деятельности и реализация комплекса мер по легализации неформальной экономики.

Полностью ликвидировать теневую экономику невозможно, так как она существует в той или иной степени даже в развитых странах в пределах 6-10%, однако можно существенно снизить ее негативные последствия и бороться с расширением теневого рынка.

 

Список литературы:
1. Белянцева, О. М. Теневая экономика в мире и России: масштабы распространения и меры борьбы с ней / О. М. Белянцева, Е. П. Смородина, Е. Д. Кулеш // Цифровая и отраслевая экономика. – 2021. – № 2(23). – С. 12-18.
2. Габараев, Д. Д. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность государства / Д. Д. Габараев, О. А. Заворотная // Студенческая наука - взгляд в будущее : Материалы ХV Всероссийской студенческой научной конференции, Том Часть 3. –Красноярск - 2020. – С. 18-20.
3. Головина, Е. А. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность российской Федерации / Е. А. Головина // ЭКОНОМИКА 2020: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и современные АСПЕКТЫ: сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза - 2020. – С. 109-111.
4. Залозная, Д. В. Влияние теневой экономики на экономическую безопасность государства / Д. В. Залозная, А. В. Каргинова // Аспирант. – 2020. – № 2(53). – С. 43-46.
5. Ибрагимова Э.Н., Шахбанова А.А., Курбанова У.А. Проблема теневой экономики в России и последствия ее развития // Журнал прикладных исследований. 2022. №6.  –с. 22-34.
6. Микроэкономика : учебник и практикум для вузов / В. Т. Иванов [и др.] ; под научной редакцией В. Т. Иванова, А. А. Соколовского. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 440 с.
7. Рыжова, М. Е. Теневая экономика в Российской Федерации. Статистика и методы борьбы // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: Материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции. Часть 1. – Санкт-Петербург - 2022. – С. 359-361.
8. Официальная статистика. ФСС. [Электронный ресурс] – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (Дата обращения: 11.01.2023)