Статья:

КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ В 9 КЛАССЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Смирнова М.П. КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ В 9 КЛАССЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 4(271). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/271/144378 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ В 9 КЛАССЕ

Смирнова Маргарита Павловна
студент, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск
Ридная Юлия Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В работе рассматривается коммуникативный метод обучения иностранным языкам, основанный на развитии коммуникативной компетенции обучающихся. Особое внимание уделяется упражнениям для развития умений устной речи, предложенной для использования на уроках в 9 классе.

 

В современном мире роль иностранных языков в системе образования меняется в связи с глобальными изменениями в обществе, превращаясь из простого предмета в важнейший компонент современной системы образования. Перед преподавателями иностранного языка стоит сложная задача – им необходимо развить в учениках навыки, благодаря которым они смогут легко принять участие в межкультурной коммуникации. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам развился в Европе, США и Канаде в 1970-х — 1980-х годах. В соответствии с данным методом для успешного овладения языком необходимо знать языковые формы и уметь использовать их в реальной коммуникации. Коммуникативный метод акцентирует внимание на развитии коммуникативной компетенции и мотивации учащихся. Основными принципами построения содержания обучения с использованием коммуникативного метода обучения по Е. И. Пассову являются: речевая направленность, функциональность, ситуативность, личностная ориентация общения, новизна [2]. Согласно требованиям Федерального образовательного стандарта развитие коммуникативной компетенции также связано и с социокультурными и страноведческими знаниями. Без знания социокультурного аспекта сложно сформировать коммуникативную компетенцию.  И. Л. Бим утверждает, что необходимо включать в содержание обучения элементы языковой культуры народов, говорящих на изучаемом языке, и страноведческие сведения применительно к ситуациям общения [3, с. 43]. Г. В. Рогова говорит о включение в культурный компонент содержания обучения иностранным языком речевой материал разного уровня (тексты для аудирования и чтения, в которые должны быть «включены страноведческие сведения из географии, истории, социальной жизни») [1, с. 22]. Во время обучения иностранному языку и иноязычной культуре, в частности, отбор упражнений играет большую роль для успешной организации учебного процесса. При коммуникативном обучении упражнения должны носить речевой характер. Е. И. Пассов выделяет 2 вида упражнений: условно-речевые и речевые.

Условно-речевые упражнения — это комплекс упражнений, для которого характерна однотипная повторяемость лексических единиц и непрерывность во времени. Когда ученики делают условно-речевые упражнения, у них на первое место встаёт речевая задача. Выполняя ее, они формируют свою речь по аналогии с образцом и использует нужную для выражения речевой задачи форму. Для речевых упражнений характерно то, что при их выполнении учащиеся решают речемыслительную задачу. Такие упражнения используются во время пересказа текста, описании картинок, людей, предметов, для комментирования каких-то событий, для высказывания своей точки зрения. В данной работе рассматриваются упражнения, направленные на развитие умений устной речи по теме «Travelling around the world», которая активно освещается на уроках в средней школе. Следующие упражнения могут быть использованы на уроках в 9 классе. В рамках заданной темы предлагается использовать ролевые игры и коммуникативные ситуации.

Ролевая игра «Travel Agency»

На уроке каждый ученик должен будет выступить в роли туристического агента, ему будет необходимо прорекламировать поездку в один из популярных и самых известных городов мира. Для этого каждый «турагент» должен будет самостоятельно провести небольшое исследование, найти необходимую информацию про свой город. Учителю необходимо заранее предоставить примерный план в качестве опоры для высказывания, опорные фразы, а также предложить раздаточный материал: прогнозы погоды, цены на билеты на самолёт, фотографии достопримечательностей и мест для посещения. Ученики сами выбирают подходящие материалы из предложенных. На первом уроке учитель разбирает с учениками план высказывания, обсуждает возможные вопросы и разбирает проблемные моменты. Также учителю необходимо продемонстрировать собственный пример высказывания о каком-либо городе, во время высказывания демонстрируя дополнительные материалы (билеты на самолет, фотографии достопримечательностей, фотографии прогноза погоды и т.д.). Подготовку высказывания даётся на самостоятельную работу в качестве домашнего задания. На втором уроке учащиеся представляют свои высказывания, но перед этим учитель даёт учащимся новую коммуникативную установку, чтобы сохранить их внимание во время рассказов и заинтересовать. Во время того, как один из учеников демонстрирует свою работу, остальные учащиеся выполняют задание на заполнение пропусков. На основе данного задания можно построить работу с диалогом. Учитель формулирует новую коммуникативную задачу, делит учащихся на пары, объясняет задание.

Ситуация 1

Коммуникативная установка: Imagine, that you are going to travel abroad, but you can`t choose a city where you want to go. Ask the travel agent for advice. Complete the dialogue, using the information from the previous task. The travel agent should advertise the city to the traveler, using information from the previous task. Then change roles. Make up two dialogues (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Пример диалога для ситуации 1

 

Систематическая работа на уроках с такими упражнениями помогает формировать у учеников готовность участвовать в межкультурной коммуникации, способствует развитию толерантности к другим культурам, совершенствованию способностей работе с другими людьми, обогащению из культурного фона. С помощью подобных упражнений можно значительно разнообразить учебный процесс и привнести в него неповторимость и новизну.

В данной работе был разработан комплекс заданий на тему «Travelling» для 9-х классов с учётом возможности реализации социокультурного аспекта при обучении говорению. Комплекс заданий состоит из двух частей: 1) самостоятельная работа по поиску информации про определенный город с последующим представлением монологического высказывания всему классу; 2) составление в парах диалогов, основанных на информации, полученной из монологических выступлений, и информации, полученной из буклетов (умение работать с аутентичным материалом). Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы на семинарских занятиях, посвященных проблемам коммуникативного обучения иностранным языкам и иноязычной культуре, а разработанные упражнения могут быть задействованы на занятиях английского языка в 9-х классах.

 

Список литературы:
1. Колкова, М. К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Санкт-Петербург: КАРО, 2008.  224 с.
2. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. М.: Феникс, 2010. 640 с.
3. Ульянова Е. С. Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. М.: Тезаурус, 2013. С. 134 – 145.