Статья:

Методология изучения категории рода в школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Лазукова М.Н. Методология изучения категории рода в школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 28(49). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/50/44378 (дата обращения: 19.10.2019).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методология изучения категории рода в школе

Лазукова Мария Николаевна
магистрант, ВлГУ имени братьев Столетовых, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №17», РФ, г. Владимир

 

Аннотация. В данной статье представлено изучение различных УМК по русскому языку в разделе «Категория рода». В лингвистической науке и в школьной практике достаточно много спорных и переходных явлений, не описанных пока фактов речи (языка). Необходимость особого внимания к вопросу изучения категории рода в школе связана также и с изменением контингента учащихся в русских школах: в настоящее время значительно возросло количество учащихся, для которых русский язык является неродным или вторым родным.

Abstract. In this article, we will examine the various QMS of the Russian language in the section "Category of the genus". In linguistic science and in school practice there are a lot of controversial and transient phenomena, not yet described facts of speech (language). The need for special attention to the consideration of gender categories in school and in other schools: at present the number of students for whom Russian is a non-native or second native has significantly increased.

 

Ключевые слова: категория рода, дифференцирующая, словоизменительная категории, язык.

Keywords: category of the genus, differentiating, inflectional categories, language.

 

Категория рода – одна из самых главных категорий в языке. Для одних частей речи она – дифференцирующая, для других – словоизменительная.

Поскольку она является воплощением постоянства в языке и, в тоже время, очень ярко показывает динамику языка, – постольку ее изучение в школе необходимо, с одной стороны, с другой стороны, чрезвычайно трудно[1, с. 135]. В процессе педагогической практике удалось приблизиться к решениям некоторых задач, связанных с изучением категории рода в школе.

Для сопоставления материала о категории рода были взяты следующие учебники: Русский язык. 5 класс. под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта, Русский язык. Теория. 5-9 класс. В.В.Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой и Русский язык. 5 класс. Часть 2., 6 класс. Часть 1. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова.

В учебнике под ред. М.М. Разумовской категория рода изучается в 5 классе.

В учебнике представлены теоретические сведения в трех параграфах: «Род имен существительных», «Существительные общего рода», «Род несклоняемых имен существительных».

В первом параграфе из теории дается сведение о роде в иностранных языках (в немецком языке, как и в русском – три рода, в французском языке – два рода, в английском языке – фактически ни одного рода; кроме этого названо еще несколько языков, в которых нет разделения по роду) [5].

Во втором параграфе впервые вводится термин «общего рода» и объясняется в чем отличие таких слов от слов, относящихся к тому или иному роду.

Кроме этого, дается памятка о таких словах, которые относятся к мужскому роду, называют профессии, род занятий, общественное положение, звания.

Они в предложениях могут обозначать не только лиц мужского, но и женского пола, на которые тоже нужно обращать особое внимание: адвокат, геолог, астроном, парикмахер, врач, визажист, директор и др.

В третьем параграфе говорится о том, что разграничение несклоняемых имен существительных происходит по половому принципу: «все, что имеет отношение к мужскому полу и названиям животных – м.р.: конферансье, маэстро, шимпанзе, кенгуру; существительные, называющие лиц женского пола – ж.р.: мисс, мадам, фрау, леди; к среднему роду относят те существительные, называющие неодушевленные предметы: досье, меню, пальто, ателье» [5].

Исходя из этого, можно сделать выводы:

а) что разграничение имен существительных происходит по способу семантической принадлежности к тому или иному полу;

б) если отсутствует половой признак, то ведущей является категория одушевленности/неодушевленности (для несклоняемых существительных);

в) частично синтаксический способ (для слов общего рода, хотя на этом способе не делается акцент, т.е. его не называют прямо, но указывают на важность подобранного согласующегося элемента (прилагательного или глагола)).

Следующий учебник – под ред. В.В.Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой.

В этом учебнике теория о категории рода представлена в 6 классе. Теоретическому аспекту отведен один параграф: «Род имени существительного». В нем изложен материал о разграничении слов мужского, женского и среднего рода путем подстановки согласованных местоимений-существительных: мой карандаш, моя книга, мое желание (т.е. на синтаксическом согласовании) и в некоторых словах род определяется на основе половой принадлежности и название животных: папа, мама, дядя, баран, овца и др.

Далее речь идет о словах общего рода и неизменяемых заимствованных существительных, которые обозначают предметы неживой природы, их относят к среднему роду: ситро, пепси, метро, кафе и.т.д.

Отличительной особенностью данного учебника, в отличие от учебника под ред. М.М.Разумовской, является тот факт, что составители учебника делают упор на синтаксический способ определения рода:

«Формы рода имен существительных выполняют и синтаксическую функцию: они помогают связывать слова друг с другом, указывая, какую форму рода должны иметь зависящие от них прилагательные и глаголы:

Наступила холодная зима. Потемнело ясное небо» [4].

Третий учебник- учебник под ред. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова.

В учебнике материал о категории рода разделен на два класса: 5 и 6. В пятом классе представлен один параграф: «Род имен существительных», в котором нет теоретического материала, а лишь представлены упражнения для закрепления изученного материала, т.е. подразумевается, что повторение проговаривается учителем со школьниками на основе того, что им известно из курса начальной школы.

В шестом классе категории рода посвящены два параграфа:

«Род несклоняемых имен существительных» и «Имена существительные общего рода» [6].

В первом параграфе в правиле указано, что несклоняемые неодушевленные существительные иноязычного происхождения относятся преимущественно к ср.р.: шелковое кашне, осеннее пальто.

К мужскому роду относятся: досадный пенальти, черный кофе, жуткий торнадо; к женскому – свежая кольраби, широкая авеню.

Одушевленные существительные распределяют в зависимости от половой принадлежности. Род несклоняемых собственных имен существительных – географических названий – определяется по роду тех имен нарицательных, которыми эти названия можно заменить:

Сочи – город, следовательно, данное существительное мужского рода.

Во втором параграфе говорится о словах общего рода, которые могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола, и прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.

Далее читаем, что к общему роду тяготеют некоторые слова, которые раньше относились лишь к мужскому роду.

Это слова, которые называют лица по профессии, по должности, по роду занятий: врач, директор, секретарь, хирург и др. на основе того, что они обозначают лица и мужского и женского пола.

Различие происходит в зависимости от глагола-сказуемого, который конкретизирует к какому роду относится данное слово.

Определение-прилагательное в том или ином случае с таким существительным употребляется только в мужском роде [6].

Учитель, поставленный в положение альтернативы, скорей всего, выбирает учебник под ред. М.М.Разумовской и П.А. Леканта.

Это яркий, современный учебник, позволяющий работать не только в репродуктивном плане, но и с привлечением эвристических методологий.

Анализируя изучение категории рода в школе определяем обязательное на чем стоит обратить внимание: значение категории рода, поскольку охватывает собой изучение нескольких частей речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение-существительное, местоимение-прилагательное.

При изучении категории рода в школе закономерно встает вопрос о трудностях ее освоения школьниками: эти трудности связаны со стихийным восприятием детей языка.

Явление это всегда обусловливает связь категории рода в детском сознании с гендерными особенностями лингвистических явлений[2, с. 112]..

Почему-то дети упорно соотносят существительные женского рода и мужского рода с лицами женского и мужского пола.

Например, они без труда соотнесут слова: мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя и другие к мужскому и женскому роду, а слова: село, поле, сено и другие к среднему роду, однако могут возникнуть трудности в распределении других слов, но в сознании ребенка независимо от его желания, потихоньку начинает жить грамматика родного языка[3, с. 255].

Это связанно с тем, что ребенок живет не в вакууме, и грамматические разграничители доросли до такого уровня, что невозможно ошибиться.

К примеру, школьники на основе парадигмы склонения существительных по падежам могут запомнить окончания падежных форм и по аналогии соотносить существительные к тому или иному роду.

 

Список литературы:
1. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / под ред. Г.А.Золотовой. 4-е изд. М.: Рус.яз., 2001. 720 с.
2. Воейкова М.Д. Имя существительное // Морфология современного русского языка. СПб. 2008.
3. Мкртычян С.В. Грамматическая категория рода с позиции лингвистической теории и лингводидактики. / Вестник ТвГУ. Серия «Филология». 2016. № 2. С. 251-255 
4. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М. : Дрофа, 2012. –319, [1] с. : ил. 
5. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. Учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М. : Дрофа, 2012. – 317, [3] с. : ил., 8 л. цв. вкл. 
6. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. –М. : Просвещение, 2012. –191 с. : ил.