Статья:

Игровая деятельность в развитии этнокультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Елисеева Е.В. Игровая деятельность в развитии этнокультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63653 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Игровая деятельность в развитии этнокультурной воспитанности детей старшего дошкольного возраста

Елисеева Екатерина Викторовна
магистрант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, РФ, г. Ульяновск

 

Проникновение культуры в дошкольное образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей; развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка[2].

Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество.

По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. В условиях как дошкольного образовательного учреждения, так и семьи составляющими культурно-досуговой деятельности являются игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую. Культурно-досуговая деятельность - это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п. Именно поэтому она может удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, что позволяет рассматривать ее, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения ребенка в культуру. [2]

Досуговая деятельность в условиях длительного пребывания детей в дошкольном учреждении является эффективным средством развития творческого потенциала старших дошкольников при соблюдении следующих условий: поэтапная педагогическая технология сотворчества взрослого и ребенка как субъектов деятельности, основанная на принципах создания творческой атмосферы, наличия образца креативного поведения взрослого, занимательности; психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и половозрастными интересами; модульная организация развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной досуговой деятельности[5].

Культурно-досуговая деятельность по  своему содержанию  разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. В условиях как дошкольного образовательного учреждения, так и семьи составляющими культурно-досуговой деятельности являются игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую. Культурно-досуговая деятельность - это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п. Именно поэтому она может удовлетворить самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, что позволяет рассматривать ее, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения ребенка в культуру.

В досуговой деятельности, построенной на основах народных традиций значительно место отводится средствам народной педагогики.

При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».

Так же немаловажными являются внутренние экскурсии по созданным в детском саду мини-музеям. В мини-музее продемонстрированы традиционные национальные костюмы некоторых народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.[5]

Так же не маловажную часть этнического воспитания несут на себе и внешние экскурсии, их проводят как с родителями и детьми, так и отдельно только с детьми, под присмотром воспитателя.

Вывод. Таким образом, досуговая деятельность позволяет на общем эмоциональном фоне заинтересованности этнокультурном содержанием, сюжетом позволяет закрепить знания детей об этнокультурной специфике народов, творчески проявить себя, развивать коммуникативные навыки.

 

Список литературы:
1. Бессчетнова, О. В. Культура и образование: формы и методы взаимодействия: учеб. пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры / О. В. Бессчетнова. -- Саратов: Научная книга, 2009. -- 136 с.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
3.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2х т. М.: Наука, 1986. Каиров И.А., Богданова О.С. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979. -189 с.
4. Захарова Л.М., Хлебова О.А. Развитие познавательной активности дошкольника в процессе ознакомления с родным краем // Детский сад от А до Я.- 2017.-№2.С.6-13
5.Курган Г.И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения // Моральный выбор / Под ред. А. И. Титаренко - М.: Педагогика, 1980. - С. 155-172.