Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кардонская К.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 35(302). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/302/154118 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кардонская Кристина Юрьевна
студент, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва
Лучина Елена Вячеславовна
научный руководитель, канд. пед. наук, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена преимуществам использования материалов Московской электронной школы в процессе формирования слухо-произносительных навыков у младших школьников при изучении иностранных языков. Автор рассматривает важность развития этих навыков для дальнейшего эффективного обучения школьников английскому языку и выделяет особенности данного процесса на начальном этапе. В статье описываются такие преимущества использования библиотеки МЭШ, как разнообразие учебных материалов, интерактивность, доступность и обратная связь, что способствует более эффективному формированию слухо-произносительных навыков и повышению интереса учащихся к изучению иностранных языков.

 

Ключевые слова: Московская электронная школа, формирование слухо-произносительных навыков, младшие школьники,электронные образовательные ресурсы.

 

Как отмечают современные методисты (А.В. Щепилова, Е.Г. Тарева, Г.В. Сороковых), в последнее время значительно повысился интерес к иностранным языкам [Щепилова 2000: 15], которые способствуют расширению лингвистического кругозора обучающихся, помогают сформировать культуру общения, способствуют общему речевому развитию обучающихся [Денисова, Сороковых 2017: 54] и в итоге обеспечивают их «готовность к участию во взаимодействии с представителями иных культур» [Тарева 2022: 9 ] и являются «пропуском к профессиональной деятельности во всех сферах её реализации» [Тарева, Языкова 2018: 3]. Это связано не только с всеобщей глобализацией и развитием технологий, которые сделали мир более доступным и открытым, но и с необходимостью овладения несколькими иностранными языками для успешной карьеры в условиях растущей международной коммуникации и для личностного роста современных специалистов. Современные методисты отмечают, что изучение иностранного языка способствует развитию критического мышления, расширению кругозора и формированию толерантного отношения к другим культурам. Исходя из вышеизложенного, следует вывод о том, что повышение интереса к изучению иностранных языков обусловлено не только практическими потребностями, но и стремлением к личностному и профессиональному развитию в условиях современного мира.

Что касается изучения иностранного языка в начальных классах школы, то его значение неоспоримо, так как этот процесс закладывает прочный фундамент для последующего обучения и развития языковых компетенций. В младшем школьном возрасте дети особенно восприимчивы к новым знаниям и навыкам, а изучение иностранного языка способствует развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, раннее знакомство с иностранной культурой и языком помогает формировать толерантное отношение к другим народам и их традициям, что является важным аспектом воспитания гармоничной личности, а также «первый опыт эмоционально-ценностных взаимоотношений на основе ИЯ» [Колесников 2020: 91].

Таким образом, изучение ИЯ в начальной школе не только способствует формированию прочных языковых навыков, но и играет важную роль в общем развитии ребёнка, его образовании и воспитании.

Однако развитие слухо-произносительных навыков у младших школьников всегда представляло собой сложную задачу, для решения которой необходимо учитывать особенности детей младшего возраста при обучении аудирования в целом:

- недостаточное развитие фонематического слуха;

- отсутствие привычки к восприятию иноязычной речи;

- неразвитость артикуляционного аппарата;

- сложности с концентрацией внимания.

Вследствие этого, у детей возникают трудности физиологического и психологического характера, которые усугубляются тем фактом, что аудирование является единственным видом речевой деятельности, где от лица, её выполняющего, ничего не зависит [Елухина 1991: 227].

Для их преодоления учителям важно использовать различные традиционные и инновационные подходы и ресурсы, а также «информационные технологии, в том числе путем создания собственного программного продукта» [Языкова 2012: 7], что требует больших временных и энергозатрат. А между тем, одним из таких инновационных ресурсов является библиотека Московской электронной школы (МЭШ), которая предоставляет широкий спектр образовательных материалов, способствующих формированию и закреплению слухо-произносительных навыков английского языка и на начальном этапе выступает в качестве незаменимого помощника. МЭШ предлагает разнообразные мультимедийные ресурсы, включая аудио- и видеоматериалы, которые позволяют ученикам младшей школы погружаться в языковую среду, ощущая живую речь носителей языка. Такая среда способствует не только восприятию новых звуков, но и их анализу на подсознательном уровне. Использование данных ресурсов в процессе обучения способствует укреплению слухового восприятия, что является ключевым моментом для правильного произношения и интонации на английском языке. Кроме того, интерактивные упражнения, доступные в библиотеке МЭШ, предоставляют возможность многократного повторения и прослушивания, что играет важную роль в автоматизации произносительных навыков. Повторяющиеся упражнения помогают ученикам не только осваивать правильные звуковые и интонационные структуры, но и преодолевать возможные трудности, связанные с интерференцией родного языка. К тому же видеоматериалы библиотеки МЭШ позволяют приблизить учащихся к ситуации реального общения и создать ситуацию полного погружения в языковую среду [Котова, 2020: 772]. В результате такой работы происходит естественное формирование слухо-произносительных навыков, которые становятся основой для дальнейшего изучения языка.

Эффект погружения, достигаемый благодаря мультимедийному контенту, способствует более быстрой адаптации учащихся к звучанию иностранного языка и помогает им осваивать интонационные и ритмические особенности, что в дальнейшем содействует развитию навыков устной речи. Г.В. Рогова отмечает, что демонстрация эталонов аутентичной речи, которую учащиеся слышат от учителя или в записи, способна создавать условия, при которых маленькие школьники как бы «купаются» в звуках в тот момент, когда им объясняют артикуляцию [Рогова 2000: 68].

Кроме того, использование интерактивных материалов, предлагаемых Библиотекой МЭШ, позволяет учащимся активно вовлекаться в процесс обучения. Наличие внимания является основной предпосылкой ясности восприятия и лучшего запоминания [Мирзоева 2014: 812]. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, повышается интенсивность психических процессов. Видеоуроки, аудиозаписи и игровые задания создают условия для практического применения полученных знаний, что значительно повышает мотивацию и интерес к изучению языка.

Помимо этого, одним из преимуществ материалов МЭШ является то, что учащиеся могут работать с материалами в удобном для себя темпе, что позволяет им повторять и закреплять информацию. Регулярная практика аудирования помогает им развивать не только понимание на слух, но и уверенность в своих коммуникативных навыках.

Также важно отметить, что разнообразие представленных ресурсов позволяет учитывать индивидуальные предпочтения и стили обучения каждого ученика. Это дает возможность создавать персонализированные образовательные пути, что является ключевым фактором успешного освоения языка.

В конечном итоге, интеграция мультимедийного контента из Библиотеки МЭШ в учебный процесс способствует не только развитию аудитивных навыков, но и формированию общей языковой компетенции, что является основой для дальнейшего успешного освоения иностранного языка.

В современном мире существует множество интернет-ресурсов, которые дают возможность учителям и ученикам развивать слухо-произносительные навыки при обучении иностранным языкам. Однако библиотека Московской электронной школы выделяется среди них благодаря ряду перечисленных выше преимуществ, которые представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Преимущества библиотеки МЭШ

Приемущества библиотеки МЭШ

Краткое описание

Централизованность и систематизация

Материалы библиотеки собраны в одном месте, структурированы и каталогизированы по темам, предметам и уровням сложности. Это облегчает поиск нужных ресурсов и избавляет от необходимости искать информацию на разных платформах.

Официальный статус

Библиотека Московской электронной школы — это официальный ресурс столичного образования, одобренный Департаментом образования и науки города Москвы. Материалы библиотеки соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам и рекомендованы для использования в школах.

Разнообразие материалов

Библиотека содержит множество учебных пособий, видеоуроков и интерактивных заданий по иностранным языкам. Это позволяет учителям выбирать наиболее подходящие материалы для обучения младших школьников слухо-произносительным навыкам.

Интерактивность

Интерактивные задания и игры помогают детям лучше усваивать новый материал и развивать слухо-произносительные навыки. Они также делают процесс обучения более интересным и увлекательным.

Доступность

Материалы библиотеки доступны для учителей и учеников в любое время и в любом месте, где есть доступ к интернету. Это позволяет использовать их для самостоятельного изучения иностранных языков дома или в школе.

Обратная связь

Некоторые материалы библиотеки предоставляют обратную связь ученикам после выполнения заданий. Это помогает им понять свои ошибки и улучшить слухо-произносительные навыки.

 

Таким образом, библиотека Московской электронной школы выступает не только средством поддержки учителей в их профессиональной деятельности, но и мощным инструментом для формирования слухо-произносительных навыков английского языка у младших школьников. Интеграция ее ресурсов в учебный процесс позволяет сделать обучение более продуктивным, увлекательным и эффективным, что в свою очередь способствует общему языковому развитию учащихся и их подготовке к дальнейшему изучению английского языка.

 

Список литературы:
1. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / под. ред. И.Л. Бим, А.А. Леонтьева - М.: Русский язык, 1991. - 358 с.
2. Колесников, А. А. Анализ актуальных ориентиров в обучении иностраннным языкам / А. А. Колесников // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. – 2020. – № 2(38). – С. 89-100. – DOI 10.25688/2076-913X.2020.38.2.10. – EDN VSTAHH.
3. Котова В.А. Развитие навыков аудирования с использованием аудиовизуального метода на уроках иностранного языка на уровне начального общего образования // Экономика и социум. 2020. №5-1. С.771-775.
4. Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. — М.: Просвещение, 2000. — 232 с
5. Тарева Е.Г. Факторы модернизации школьного образования в предметной области “иностранные языки”/ Е.Г. Тарева, Н.В. Языкова // Иностранные языки в школе. 2018. № 4.  С. 2-8.
6. Тарева Е. Г. Языковое образование: векторы трансформации / Е. Г. Тарева // Иностранные языки в школе. – 2022. – № 10. – С. 5-10. – EDN QHQJJP.
7. Языкова, Н. В. Сущность и структура методической компетенции учителя иностранного языка / Н. В. Языкова, С. Н. Макеева // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 7. – С. 2-9. – EDN PBUMVP.