ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ МОСКОВСКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена преимуществам использования материалов Московской электронной школы в процессе формирования слухо-произносительных навыков у младших школьников при изучении иностранных языков. Автор рассматривает важность развития этих навыков для дальнейшего эффективного обучения школьников английскому языку и выделяет особенности данного процесса на начальном этапе. В статье описываются такие преимущества использования библиотеки МЭШ, как разнообразие учебных материалов, интерактивность, доступность и обратная связь, что способствует более эффективному формированию слухо-произносительных навыков и повышению интереса учащихся к изучению иностранных языков.
Ключевые слова: Московская электронная школа, формирование слухо-произносительных навыков, младшие школьники,электронные образовательные ресурсы.
Как отмечают современные методисты (А.В. Щепилова, Е.Г. Тарева, Г.В. Сороковых), в последнее время значительно повысился интерес к иностранным языкам [Щепилова 2000: 15], которые способствуют расширению лингвистического кругозора обучающихся, помогают сформировать культуру общения, способствуют общему речевому развитию обучающихся [Денисова, Сороковых 2017: 54] и в итоге обеспечивают их «готовность к участию во взаимодействии с представителями иных культур» [Тарева 2022: 9 ] и являются «пропуском к профессиональной деятельности во всех сферах её реализации» [Тарева, Языкова 2018: 3]. Это связано не только с всеобщей глобализацией и развитием технологий, которые сделали мир более доступным и открытым, но и с необходимостью овладения несколькими иностранными языками для успешной карьеры в условиях растущей международной коммуникации и для личностного роста современных специалистов. Современные методисты отмечают, что изучение иностранного языка способствует развитию критического мышления, расширению кругозора и формированию толерантного отношения к другим культурам. Исходя из вышеизложенного, следует вывод о том, что повышение интереса к изучению иностранных языков обусловлено не только практическими потребностями, но и стремлением к личностному и профессиональному развитию в условиях современного мира.
Что касается изучения иностранного языка в начальных классах школы, то его значение неоспоримо, так как этот процесс закладывает прочный фундамент для последующего обучения и развития языковых компетенций. В младшем школьном возрасте дети особенно восприимчивы к новым знаниям и навыкам, а изучение иностранного языка способствует развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, раннее знакомство с иностранной культурой и языком помогает формировать толерантное отношение к другим народам и их традициям, что является важным аспектом воспитания гармоничной личности, а также «первый опыт эмоционально-ценностных взаимоотношений на основе ИЯ» [Колесников 2020: 91].
Таким образом, изучение ИЯ в начальной школе не только способствует формированию прочных языковых навыков, но и играет важную роль в общем развитии ребёнка, его образовании и воспитании.
Однако развитие слухо-произносительных навыков у младших школьников всегда представляло собой сложную задачу, для решения которой необходимо учитывать особенности детей младшего возраста при обучении аудирования в целом:
- недостаточное развитие фонематического слуха;
- отсутствие привычки к восприятию иноязычной речи;
- неразвитость артикуляционного аппарата;
- сложности с концентрацией внимания.
Вследствие этого, у детей возникают трудности физиологического и психологического характера, которые усугубляются тем фактом, что аудирование является единственным видом речевой деятельности, где от лица, её выполняющего, ничего не зависит [Елухина 1991: 227].
Для их преодоления учителям важно использовать различные традиционные и инновационные подходы и ресурсы, а также «информационные технологии, в том числе путем создания собственного программного продукта» [Языкова 2012: 7], что требует больших временных и энергозатрат. А между тем, одним из таких инновационных ресурсов является библиотека Московской электронной школы (МЭШ), которая предоставляет широкий спектр образовательных материалов, способствующих формированию и закреплению слухо-произносительных навыков английского языка и на начальном этапе выступает в качестве незаменимого помощника. МЭШ предлагает разнообразные мультимедийные ресурсы, включая аудио- и видеоматериалы, которые позволяют ученикам младшей школы погружаться в языковую среду, ощущая живую речь носителей языка. Такая среда способствует не только восприятию новых звуков, но и их анализу на подсознательном уровне. Использование данных ресурсов в процессе обучения способствует укреплению слухового восприятия, что является ключевым моментом для правильного произношения и интонации на английском языке. Кроме того, интерактивные упражнения, доступные в библиотеке МЭШ, предоставляют возможность многократного повторения и прослушивания, что играет важную роль в автоматизации произносительных навыков. Повторяющиеся упражнения помогают ученикам не только осваивать правильные звуковые и интонационные структуры, но и преодолевать возможные трудности, связанные с интерференцией родного языка. К тому же видеоматериалы библиотеки МЭШ позволяют приблизить учащихся к ситуации реального общения и создать ситуацию полного погружения в языковую среду [Котова, 2020: 772]. В результате такой работы происходит естественное формирование слухо-произносительных навыков, которые становятся основой для дальнейшего изучения языка.
Эффект погружения, достигаемый благодаря мультимедийному контенту, способствует более быстрой адаптации учащихся к звучанию иностранного языка и помогает им осваивать интонационные и ритмические особенности, что в дальнейшем содействует развитию навыков устной речи. Г.В. Рогова отмечает, что демонстрация эталонов аутентичной речи, которую учащиеся слышат от учителя или в записи, способна создавать условия, при которых маленькие школьники как бы «купаются» в звуках в тот момент, когда им объясняют артикуляцию [Рогова 2000: 68].
Кроме того, использование интерактивных материалов, предлагаемых Библиотекой МЭШ, позволяет учащимся активно вовлекаться в процесс обучения. Наличие внимания является основной предпосылкой ясности восприятия и лучшего запоминания [Мирзоева 2014: 812]. Если слушающий испытывает потребность слушать, это ведёт к максимальной мобилизации его психического потенциала: обостряется речевой слух и даже чувствительность органов ощущения, повышается интенсивность психических процессов. Видеоуроки, аудиозаписи и игровые задания создают условия для практического применения полученных знаний, что значительно повышает мотивацию и интерес к изучению языка.
Помимо этого, одним из преимуществ материалов МЭШ является то, что учащиеся могут работать с материалами в удобном для себя темпе, что позволяет им повторять и закреплять информацию. Регулярная практика аудирования помогает им развивать не только понимание на слух, но и уверенность в своих коммуникативных навыках.
Также важно отметить, что разнообразие представленных ресурсов позволяет учитывать индивидуальные предпочтения и стили обучения каждого ученика. Это дает возможность создавать персонализированные образовательные пути, что является ключевым фактором успешного освоения языка.
В конечном итоге, интеграция мультимедийного контента из Библиотеки МЭШ в учебный процесс способствует не только развитию аудитивных навыков, но и формированию общей языковой компетенции, что является основой для дальнейшего успешного освоения иностранного языка.
В современном мире существует множество интернет-ресурсов, которые дают возможность учителям и ученикам развивать слухо-произносительные навыки при обучении иностранным языкам. Однако библиотека Московской электронной школы выделяется среди них благодаря ряду перечисленных выше преимуществ, которые представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Преимущества библиотеки МЭШ
Приемущества библиотеки МЭШ |
Краткое описание |
Централизованность и систематизация |
Материалы библиотеки собраны в одном месте, структурированы и каталогизированы по темам, предметам и уровням сложности. Это облегчает поиск нужных ресурсов и избавляет от необходимости искать информацию на разных платформах. |
Официальный статус |
Библиотека Московской электронной школы — это официальный ресурс столичного образования, одобренный Департаментом образования и науки города Москвы. Материалы библиотеки соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам и рекомендованы для использования в школах. |
Разнообразие материалов |
Библиотека содержит множество учебных пособий, видеоуроков и интерактивных заданий по иностранным языкам. Это позволяет учителям выбирать наиболее подходящие материалы для обучения младших школьников слухо-произносительным навыкам. |
Интерактивность |
Интерактивные задания и игры помогают детям лучше усваивать новый материал и развивать слухо-произносительные навыки. Они также делают процесс обучения более интересным и увлекательным. |
Доступность |
Материалы библиотеки доступны для учителей и учеников в любое время и в любом месте, где есть доступ к интернету. Это позволяет использовать их для самостоятельного изучения иностранных языков дома или в школе. |
Обратная связь |
Некоторые материалы библиотеки предоставляют обратную связь ученикам после выполнения заданий. Это помогает им понять свои ошибки и улучшить слухо-произносительные навыки. |
Таким образом, библиотека Московской электронной школы выступает не только средством поддержки учителей в их профессиональной деятельности, но и мощным инструментом для формирования слухо-произносительных навыков английского языка у младших школьников. Интеграция ее ресурсов в учебный процесс позволяет сделать обучение более продуктивным, увлекательным и эффективным, что в свою очередь способствует общему языковому развитию учащихся и их подготовке к дальнейшему изучению английского языка.