Статья:

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ЯНАО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(273)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Завьялов О.Н. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ЯНАО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 6(273). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/273/144895 (дата обращения: 19.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ЯНАО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Завьялов Олег Николаевич
магистрант, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

Управление сферой культуры на сегодняшний день является важным явлением в социальной политике как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории.

Процесс управления сферой культуры на региональном уровне традиционно связан с постоянными специфическими проблемами и трудностями, которые обусловлены прежде всего сложившейся системой финансирования отрасли. В первую очередь это недостаток средств для поддержания существующих и строительства новых объектов и учреждений культуры, для повышения качества культурного обслуживания населения. Кроме того, отмечается недостаточный уровень ассортимента и качества предлагаемых культурных услуг, особенно в малых городах и сельских территориях. Также велик износ материально-технической базы досуговых развлекательных учреждений.

Ямало-Ненецкий автономный округ входит в состав Уральского федерального округа Российской Федерации. Основными направлениями деятельности региональных учреждений сферы культуры округа являются развитие культурного потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа, организация доступа населения к культурным ценностям и повышение качества оказания услуг в сфере культуры.

Органом, на который возложена обязанность управления сферой культуры является Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа. Управление сферой культуры на территории автономного округа осуществляется с учетом реализации положений Государственной программы Ямало-ненецкого автономного округа «Основные направления развития культуры на 2014-2024 годы».

В таблице 1 представлена динамика объемов финансирования государственной программы.

Таблица 1.

Анализ объемов финансирования Государственной программы Ямало-ненецкого автономного округа «Основные направления развития культуры на 2018-2024 годы» за 2020-2022 гг. [1]

Показатель

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Темп роста, %

2021 к 2020

2022 к 2021

Средства регионального бюджета, тыс. руб.

2 713 077

3 461 002

2 527 040

127,57

73,01

Объем регионального финансирования в общем объеме финансирования программы, %

99,62

99,56

99,80

99,94

100,24

Средства федерального бюджета, тыс. руб.

10 402

15 336

5 164

147,43

33,67

Объем федерального финансирования в общем объеме финансирования программы, %

0,38

0,44

0,20

115,79

45,45

Итого, тыс. руб.

2 723 479

3 476 338

2 532 204

127,64

72,84

 

Из таблицы 1 видно, что 2022 году произошло сокращение объемов финансирования государственной программы. Общее снижение составило 27,16%. Также можно отметить, что основной объем финансирования приходится на средства окружного бюджета (99,80%).

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

На рисунке 1 представлена структура учреждений культуры.

 

Рисунок 1. Структура учреждений культуры, действующих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 01.01.2024 г.

 

Таким образом, преобладающей долей организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры на территории автономного округа являются библиотеки, доля которых составляет 37,85% и культурно-досуговые учреждения, доля которых составляет 33,64%.

В таблице 2 отражена динамика учреждений культуры.

Таблица 2.

Динамика учреждений культуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа за 2020-2022 гг. [1]

Показатель

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г. (справочно)

Количество клубов

72

73

71

70

Абсолютное отклонение, ед.

-

1

-2

-1

Относительное отклонение, %

-

1,39

-2,74

-1,41

Количество библиотек

79

81

80

80

Абсолютное отклонение, ед.

-

2

-1

0

Относительное отклонение, %

-

2,53

-1,23

0,00

Количество музеев

20

21

19

18

Абсолютное отклонение, ед.

-

1

-2

-1

Относительное отклонение, %

-

5,00

-9,52

-5,26

Итого

171

175

170

168

Абсолютное отклонение, ед.

-

4

-5

-2

Относительное отклонение, %

-

2,34

-2,86

-1,18

 

В целом, стоит отметить, сокращение числа учреждений культуры на территории округа. Анализ показателей, представленных в таблице 2, позволяет говорить о том, что количество клубных формирований на территории округа сократилось на 2,74%, объем сокращения в 2023 году составил 1,41%. Количество библиотек в 2022 г. сократилось на 1,23%, в 2023 г. сокращения не происходило. Количества музеев на территории округа в 2022 г. сократилось на 9,52%, в 2023 г. объем сокращения составил 5,26%.

В таблице 3 представлена динамика среднесписочной численности учреждений культуры округа.

Таблица 3.

Динамика среднесписочной численности работников культуры Ямало-Ненецкого автономного округа за 2020-2022 гг., чел. [1]

Показатель

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г. (справочно)

Среднесписочная численность работников учреждений культуры

3826,2

3812,6

3555,5

3465,9

Абсолютное отклонение, ед.

-

-13,6

-257,1

-89,6

Относительное отклонение, %

-

-0,36

-6,74

-2,52

Работники образовательных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры

1363,1

1235,3

1193,8

1191,2

Абсолютное отклонение, ед.

-

-127,8

-41,5

-2,6

Относительное отклонение, %

-

-9,38

-3,36

-0,22

 В т.ч. педагогические работники образовательных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры

761,9

747,5

757,7

753,4

Абсолютное отклонение, ед.

-

-14,4

10,2

-4,3

Относительное отклонение, %

-

-1,89

1,36

-0,57

 

Таким образом, на протяжении анализируемого периода наблюдается динамика сокращения среднесписочной численности работников учреждений культуры округа. В 2021 и 2022 гг. была продолжена работа по установлению системного и полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере культуры в автономном округе.

Также, для оценки эффективности управления сферой культуры на территории региона были использованы показатели эффективности развития культуры (таблица 4).

Таблица 4.

Показатели эффективности управления сферой культуры на территории Ямало-ненецкого автономного округа, % [1]

Показатель

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г. (справочно)

 
 

Охват населения клубными формированиями

0,0134

0,0135

0,0130

0,0128

 

Абсолютное отклонение, ед.

 

0,0001

-0,0004

-0,0002

 

Охват населения библиотечным обслуживанием

0,0147

0,0150

0,0147

0,0146

 

Абсолютное отклонение, ед.

 

0,0003

-0,0003

-0,0001

 

Посещаемость музеев

84,2

85,1

34,6

39,2

 

Абсолютное отклонение, ед.

 

0,9

-50,5

4,6

 

 

Можно отметить сокращение эффективности реализации государственной программы.

Таким образом, в целях совершенствования управления сферой культуры в Ямало-Ненецком автономном округе можно подложить следующее:

  • увеличить объемы финансирование;
  • восполнить нехватку квалифицированных кадров в сфере культуры и повысить престиж профессий;
  • снизить бюрократизацию сферы культуры.

Таким образом, реализация указанных мероприятий будет способствовать развитию культурной сферы округа, повышению охвата населения услугами сферы культуры, а также повышению общей удовлетворенностью населения.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт Департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа / Документы // Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://depcul.yanao.ru/about/structure/ (дата обращения: 03.02.2024).