ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ЯНАО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(273)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(273)
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ЯНАО И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Управление сферой культуры на сегодняшний день является важным явлением в социальной политике как на федеральном, так и на региональном и муниципальных уровнях, во многом определяющим комфортность проживания населения на данной территории.
Процесс управления сферой культуры на региональном уровне традиционно связан с постоянными специфическими проблемами и трудностями, которые обусловлены прежде всего сложившейся системой финансирования отрасли. В первую очередь это недостаток средств для поддержания существующих и строительства новых объектов и учреждений культуры, для повышения качества культурного обслуживания населения. Кроме того, отмечается недостаточный уровень ассортимента и качества предлагаемых культурных услуг, особенно в малых городах и сельских территориях. Также велик износ материально-технической базы досуговых развлекательных учреждений.
Ямало-Ненецкий автономный округ входит в состав Уральского федерального округа Российской Федерации. Основными направлениями деятельности региональных учреждений сферы культуры округа являются развитие культурного потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа, организация доступа населения к культурным ценностям и повышение качества оказания услуг в сфере культуры.
Органом, на который возложена обязанность управления сферой культуры является Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа. Управление сферой культуры на территории автономного округа осуществляется с учетом реализации положений Государственной программы Ямало-ненецкого автономного округа «Основные направления развития культуры на 2014-2024 годы».
В таблице 1 представлена динамика объемов финансирования государственной программы.
Таблица 1.
Анализ объемов финансирования Государственной программы Ямало-ненецкого автономного округа «Основные направления развития культуры на 2018-2024 годы» за 2020-2022 гг. [1]
Показатель |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Темп роста, % |
|
2021 к 2020 |
2022 к 2021 |
||||
Средства регионального бюджета, тыс. руб. |
2 713 077 |
3 461 002 |
2 527 040 |
127,57 |
73,01 |
Объем регионального финансирования в общем объеме финансирования программы, % |
99,62 |
99,56 |
99,80 |
99,94 |
100,24 |
Средства федерального бюджета, тыс. руб. |
10 402 |
15 336 |
5 164 |
147,43 |
33,67 |
Объем федерального финансирования в общем объеме финансирования программы, % |
0,38 |
0,44 |
0,20 |
115,79 |
45,45 |
Итого, тыс. руб. |
2 723 479 |
3 476 338 |
2 532 204 |
127,64 |
72,84 |
Из таблицы 1 видно, что 2022 году произошло сокращение объемов финансирования государственной программы. Общее снижение составило 27,16%. Также можно отметить, что основной объем финансирования приходится на средства окружного бюджета (99,80%).
В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.
На рисунке 1 представлена структура учреждений культуры.
Рисунок 1. Структура учреждений культуры, действующих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на 01.01.2024 г.
Таким образом, преобладающей долей организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры на территории автономного округа являются библиотеки, доля которых составляет 37,85% и культурно-досуговые учреждения, доля которых составляет 33,64%.
В таблице 2 отражена динамика учреждений культуры.
Таблица 2.
Динамика учреждений культуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа за 2020-2022 гг. [1]
Показатель |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. (справочно) |
Количество клубов |
72 |
73 |
71 |
70 |
Абсолютное отклонение, ед. |
- |
1 |
-2 |
-1 |
Относительное отклонение, % |
- |
1,39 |
-2,74 |
-1,41 |
Количество библиотек |
79 |
81 |
80 |
80 |
Абсолютное отклонение, ед. |
- |
2 |
-1 |
0 |
Относительное отклонение, % |
- |
2,53 |
-1,23 |
0,00 |
Количество музеев |
20 |
21 |
19 |
18 |
Абсолютное отклонение, ед. |
- |
1 |
-2 |
-1 |
Относительное отклонение, % |
- |
5,00 |
-9,52 |
-5,26 |
Итого |
171 |
175 |
170 |
168 |
Абсолютное отклонение, ед. |
- |
4 |
-5 |
-2 |
Относительное отклонение, % |
- |
2,34 |
-2,86 |
-1,18 |
В целом, стоит отметить, сокращение числа учреждений культуры на территории округа. Анализ показателей, представленных в таблице 2, позволяет говорить о том, что количество клубных формирований на территории округа сократилось на 2,74%, объем сокращения в 2023 году составил 1,41%. Количество библиотек в 2022 г. сократилось на 1,23%, в 2023 г. сокращения не происходило. Количества музеев на территории округа в 2022 г. сократилось на 9,52%, в 2023 г. объем сокращения составил 5,26%.
В таблице 3 представлена динамика среднесписочной численности учреждений культуры округа.
Таблица 3.
Динамика среднесписочной численности работников культуры Ямало-Ненецкого автономного округа за 2020-2022 гг., чел. [1]
Показатель |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. (справочно) |
Среднесписочная численность работников учреждений культуры |
3826,2 |
3812,6 |
3555,5 |
3465,9 |
Абсолютное отклонение, ед. |
- |
-13,6 |
-257,1 |
-89,6 |
Относительное отклонение, % |
- |
-0,36 |
-6,74 |
-2,52 |
Работники образовательных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры |
1363,1 |
1235,3 |
1193,8 |
1191,2 |
Абсолютное отклонение, ед. |
- |
-127,8 |
-41,5 |
-2,6 |
Относительное отклонение, % |
- |
-9,38 |
-3,36 |
-0,22 |
В т.ч. педагогические работники образовательных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры |
761,9 |
747,5 |
757,7 |
753,4 |
Абсолютное отклонение, ед. |
- |
-14,4 |
10,2 |
-4,3 |
Относительное отклонение, % |
- |
-1,89 |
1,36 |
-0,57 |
Таким образом, на протяжении анализируемого периода наблюдается динамика сокращения среднесписочной численности работников учреждений культуры округа. В 2021 и 2022 гг. была продолжена работа по установлению системного и полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере культуры в автономном округе.
Также, для оценки эффективности управления сферой культуры на территории региона были использованы показатели эффективности развития культуры (таблица 4).
Таблица 4.
Показатели эффективности управления сферой культуры на территории Ямало-ненецкого автономного округа, % [1]
Показатель |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. (справочно) |
|
Охват населения клубными формированиями |
0,0134 |
0,0135 |
0,0130 |
0,0128 |
|
Абсолютное отклонение, ед. |
0,0001 |
-0,0004 |
-0,0002 |
||
Охват населения библиотечным обслуживанием |
0,0147 |
0,0150 |
0,0147 |
0,0146 |
|
Абсолютное отклонение, ед. |
0,0003 |
-0,0003 |
-0,0001 |
||
Посещаемость музеев |
84,2 |
85,1 |
34,6 |
39,2 |
|
Абсолютное отклонение, ед. |
0,9 |
-50,5 |
4,6 |
Можно отметить сокращение эффективности реализации государственной программы.
Таким образом, в целях совершенствования управления сферой культуры в Ямало-Ненецком автономном округе можно подложить следующее:
- увеличить объемы финансирование;
- восполнить нехватку квалифицированных кадров в сфере культуры и повысить престиж профессий;
- снизить бюрократизацию сферы культуры.
Таким образом, реализация указанных мероприятий будет способствовать развитию культурной сферы округа, повышению охвата населения услугами сферы культуры, а также повышению общей удовлетворенностью населения.