К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)
К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ON THE ISSUE OF DEFINING THE CONCEPT OF EFFECTIVENESS OF PUBLIC ADMINISTRATION
Daniil Andreev
Master, Moscow University of Finance and Law MFUA, Russia, Moscow
Аннотация. Рассматриваются вопросы определения понятия эффективность и эффективность управления. Анализируются сложности выделения критериев эффективности государственного управления, эффективности муниципального управления с точки зрения экономической и социально-экономической деятельности. Рассматриваются подходы к критериальной оценке результатов деятельности органов государственной власти в нормативно-правовых источниках.
Abstract. The issues of defining the concept of efficiency and effectiveness of management are considered. The difficulties of identifying criteria for the effectiveness of public administration and the effectiveness of municipal management from the point of view of economic and socio-economic activity are analyzed. Approaches to the criteria-based assessment of the results of the activities of public authorities in regulatory and legal sources are considered.
Ключевые слова: Эффективность. Эффективность управления. Эффективность государственного управления, эффективность муниципального управления.
Keywords: Effectiveness. Management efficiency. The effectiveness of public administration, the effectiveness of municipal management.
В условиях глобализации и нестабильности мировых социально-экономических процессов, обострения конкуренции за природные ресурсы, на фоне непрекращающихся экономических кризисов, двойственных стандартов в пространстве международных отношений и мировой политики, усиления внешних угроз, непрерывного усложнения экономики, как объекта управления, органам государственной власти и муниципальным структурам приходится принимать жизненно необходимые и практически приемлемые управленческие решения, направленные на всестороннее разрешение возникающих проблем в разнообразных сферах экономической и общественной жизни.
Сегодня как никогда актуализируется поиск новых подходов к повышению эффективности государственного управления для сохранения национальной идентичности страны в современных мировых реалиях.
К вопросам эффективности деятельности можно подходить с позиций различных областей знания и методологических точек зрения, находящихся в постоянном развитии и подвергающихся определенным содержательным и методологическим изменениям. С данной проблемой теснейшим образом связаны вопросы макроэкономики и микроэкономики, теория организаций, государственное управление. Многообразие терминологии, используемой исследователями, затрудняет взаимодействие между различными научными областями [1].
В самом общем виде эффективность понимается как: возможность достижения результата; значимость получения результата для тех, кому он предназначен; отношение значимости этого результата к количеству усилий, потраченных на его достижение. В англоязычной литературе по экономике и менеджменту есть, по крайней мере, два термина, переводимых на русский язык словом «эффективность» — «effectiveness» и «efficiency». Так, первый, обычно переводится как «техническая эффективность», второй — как «экономическая эффективность». В показателях технической эффективности находит отражение характер оцениваемой деятельности. Показатели экономической эффективности характеризует то, как реализуется оцениваемая деятельность, насколько производительно используются затрачиваемые ресурсы.
С точки зрения эффективности деятельности органов власти существенное значение имеет комплекс проблем, относящихся к механизмам, формам, приемам принятия тех или иных управленческих решений на различных уровнях властной системы, методы разрешения кризисных ситуаций в различных сферах общественной жизни, политические технологии взаимоотношений государственной администрации и средств массовой информации, административно-государственное управление социальными процессами, экологией, финансами. В исследованиях эффективности государственного управления, государственной бюрократии и институтов государства можно выделить несколько теоретико-методологических подходов, связывающих эффективность с определенными факторами.
Первый подход, основан на концепции лидерства. Представители данного направления увязывают эффективность организации с лидерскими навыками, стилем управления, индивидуальными характеристиками и качествами руководителей органов власти, системами подбора, оценки выполнения задач, мотивацией и профессиональным развитием государственных служащих [2].
Второй подход, основан на теории рациональной бюрократии Вебера. С позиции данного подхода внимание акцентируется на иерархической структуре, функциональной специализации, наличии четких принципов регламентации профессиональной деятельности государственных служащих, которые рассматриваются как необходимые предпосылки для эффективной деятельности властных структур [3].
Третий подход к эффективности деятельности, связан с теорией жизненных циклов, состоит в рассмотрении эффективности государственного управления во взаимосвязи с оценкой влияния постоянно и циклично формирующихся коалиций или групп влияния в органах власти. Характер принятия решений в бюрократических структурах и их эффективность рассматриваются в контексте жизненных циклов развития организации.
Четвертый подход сформировался в рамках концепции профессионализма, здесь эффективная деятельность ставится в прямую зависимость от профессионализации органов государственной власти, их профессионально-кадровой составляющей, от уровня профессионализма и компетентности чиновников.
Пятый, экономический подход, связывает повышение эффективности деятельности органов государственной власти с наличием механизма конкуренции среди ведомств, системой внедрения инноваций, а также политической и социальной подотчетностью государственных органов, в первую очередь перед налогоплательщиками.
Экологический подход, в рамках которого подчеркивается, что результаты деятельности бюрократии зависят от характера внешней среды (экологии организации) и способности органов государственной власти управлять изменениями и инновациями с целью адаптации к этим изменениям.
Седьмой подход, основан на концепции управления качеством. В рамках данного подхода основное внимание акцентируется на создании в органах государственной власти системы постоянного совершенствования процессов и государственных услуг; вовлечении в эту деятельность государственных служащих, максимально используя их творческий потенциал и организуя их групповую работу. Рассмотрение теоретико-методологических подходов к определению эффективности позволяет сделать вывод о том, что, при рассмотрении эффективности государственного управления, как правило, выделяют экономическую эффективность и социальную. Самостоятельность данных видов эффективности, безусловно, относительна, так как они находятся в тесном единстве и взаимосвязи. При анализе эффективности государственного управления особое значение играет социальный эффект. Сущность социального эффекта заключается в том, что он должен быть устойчивым, воспроизводящимся, прогрессирующим, содержать в себе источник для последующего общественного развития. Российский социолог Г. В. Атаманчук подразделяет социальную эффективность государственного управления в целом и деятельности органов государственной власти в частности на три вида:
Общая социальная эффективность, раскрывается через результаты функционирования системы государственного управления (т. е. совокупности государственных органов и управляемых ими объектов). Специальная социальная эффективность, характеризуется состоянием организации и функционирования самого государства как субъекта управления общественными процессами. К критериям этого специальной социальной эффективности относятся: целесообразность и целенаправленность организации и функционирования государственно-управляющей системы, ее крупных подсистем и других организационных структур, которая определяется через степень соответствия их управляющих воздействий целям, объективно исходящим из их положения и роли в обществе. И, конкретная социальная эффективность, отражающая деятельность каждого управленческого органа и должностного лица, каждого единичного управленческого решения, действия, отношения. Среди критериев конкретной социальной эффективности можно выделить такие критерии, как степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем ее параметрам, которые обозначены в правовом статусе (и компетенции) органа и государственной должности; законность решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц; реальность управляющих воздействий [1].
Сегодня есть ещё один критерий эффективности государственного управления, его связывают с социально-экономической эффективностью, суть которого - анализ проблем потребления, бедности и социального обеспечения по таким основным направлениям исследования, как здоровье, благополучие и экономическое развитие. В рамках социально-экономической эффективности доказывается прямая связь между материальным достатком и ощущением счастья. Другим показателем эффективности и эффективного управления, направлен на отказ от засорения природы и обретения дополнительного ресурса производства (отходы самого производства и жизнедеятельности человека). Способность и полноту их переработки называют «вторичной экономикой», обеспечивающей замкнутые циклы «обращения веществ в природе».
Эффективность деятельности органов государственной власти определяется не только величиной экономического эффекта, но и прежде всего социально-политическими результатами деятельности органов власти. Для оценки эффективности государственного управления и деятельности органов государственной власти необходимы оценочные технологии и процедуры, которые были бы устойчивыми, объективными и позволяли своевременно корректировать деятельность органов государственной власти.
Эффективность государственного управления охватывает не только собственно экономику, но и социальную сферу – собственно состояние жизни людей. Экономика объективно сама в состоянии регулировать происходящие в ней процессы. Поэтому и её количественные показатели эффективности вполне объективны, заслуживают доверия. Но она функционирует не в отрыве от других системных составляющих государства, а находится с ними во взаимодействии – и с социумом, и с природой, и с властью. В управлении страной, регионом, населенным пунктом любого масштаба имеет значение то, как результаты экономической деятельности сказываются на жизни людей. Внутри экономики – как оплачивается труд, каковы разрывы во внутриэкономических доходах и оправданны ли они. Вне экономики – как перераспределяются доходы экономики, не нарушается ли принцип заинтересованности, не приводит ли распределение перераспределяемого к увеличению социально-экономических разрывов, а, следовательно, к усилению социального неравенства. Поэтому в оценке эффективности управления должны быть соединены, а лучше – интегрированы, и экономические, и социально-экономические результаты.