Статья:

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(278)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Капаева А.М. УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 11(278). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/278/146015 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Капаева Анастасия Михайловна
студент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Завадовский Валерий Викторович
научный руководитель, доцент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Государственные закупки играют ключевую и важную роль в обеспечении функционирования государственных учреждений, так как именно благодаря проведению госзакупок удовлетворяются государственные и муниципальные нужды. Поэтому очень важно уделять внимание обеспечению экономической безопасности государственных закупок, чтобы создать благоприятную обстановку в регионах, хозяйствующих субъектах путем противодействия угрозам.

Государственные и муниципальные закупки представляют собой способ для бюджетных учреждений и государственных компаний найти необходимые товары, работы и услуги по максимально выгодной цене и подходящими условиями. Для этого размещается заказ с конкретными характеристиками товаров, работ, услуг на электронных торговых площадках, где компании, желающие участвовать в торгах, могут оставить свою заявку на участие и по результатам тендера определяется победитель закупки. В зависимости от цели торгов, побеждает среди участников тот, кто предложил самую низкую цену на товары, работы, услуги или наилучшие условия исполнения контракта [2]. Основной закон, регулирующий контрактную сферу, является Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ [1].

Государственные закупки представляют собой значительную часть экономической активности государства. Правильное управление этим процессом обеспечивает выполнение следующих функций:

1. Обеспечение интересов государства. Государственные закупки направлены на обеспечение потребностей государственных учреждений и органов в различных товарах и услугах, необходимых для обеспечения их функционирования.

2. Стимулирование экономического развития. Правильно организованные государственные закупки могут способствовать развитию малого и среднего бизнеса, инновационных технологий и конкурентоспособности отечественных производителей.

3. Прозрачность и борьба с коррупцией. Открытые и прозрачные процедуры государственных закупок уменьшают вероятность коррупционных схем.

Обеспечение экономической безопасности в сфере государственных закупок является важным аспектом общего экономического развития государства. Среди основных и потенциальных угроз экономической безопасности в сфере государственных и муниципальных закупок можно выделить следующие:

1. Коррупция – одна из самых распространённых и основных угроз, которая проявляется через подкуп или лоббирование интересов при проведении государственных закупок. Совершаемые коррупционные схемы могут приводить к нецелевому использованию бюджетных средств, невыполнению госзаказа, а также к неудовлетворению государственных и муниципальных нужд.

2. Недобросовестность поставщиков – данная угроза выражается в предоставлении со стороны поставщиков низкокачественных товаров, плохому исполнению работ, услуг, а также в предоставлении товаров, выполнении работ, услуг по завышенным ценам, что может привести к значительным финансовым потерям.

3. Нарушение законодательства в контрактной сфере – заключается в неисполнении требований законодательства при проведении государственных и муниципальных закупок как при проведении тендера, так и при исполнении контракта.

4. Монополизация – угроза создания монопольных условия для определения поставщика может привести к искажению конкуренции и ущемлению других участников тендера, как итог, это может привести к недостаточному выбору и завышенным ценам на товары, работы, услуги.

5. Технические угрозы – к данным угрозам относятся такие как хакерские атаки на информационные системы, что может привести к утечке важной конфиденциальной информации, а также сбою в работе при проведении тендеров на электронных площадках.

6. Политическое вмешательство – поддержка определенных поставщиков из политических соображений при проведении тендера может привести к ограничению конкуренции, неэффективному использованию бюджетных средств.

Все вышеперечисленное создает угрозу для экономической безопасности как отдельного хозяйствующего субъекта, так и для государства в целом. В связи с этим необходим четкий контроль со стороны органов государственной власти за осуществлением государственных и муниципальных закупок.

Одним из контролирующих органов в сфере государственных закупок является Федеральная антимонопольная служба (далее ФАС России). Согласно статистическим данным ФАС количество жалоб от участников закупок в 2023 году выросло по сравнению с 2022 годом на 14,3%. Из общего количества поступивших жалоб ФАС России рассмотрела по существу 45 908 жалоб.  В результате обоснованными (в том числе частично) признаны 19 503 жалобы (42,5 %). Также в 2023 году ФАС России рассмотрела 30 096 обращений о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). По итогам их рассмотрения принято 13 723 решения о включении информации в РНП (45 % от рассмотренных обращений) [3]. Эти данные говорят о том, что обеспечение экономической безопасности в сфере закупок является очень важным аспектом для устойчивого развития государства.

Обеспечение экономической безопасности в сфере государственных закупок является непрерывным процессом, который требует постоянного внимания и улучшений. Эффективное управление рисками, прозрачность процесса проведения закупок, а также соблюдение принципов конкуренции и законности являются важными аспектами в обеспечении экономической безопасности и эффективности государственных закупок. Регулярное обновление и актуализация под нынешние условия законодательства, обучение персонала, внедрение новых технологий и методов управления позволят адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и вызовам современной экономики. Путем совместных усилий органов государственной власти и хозяйствующих экономических субъектов можно обеспечить эффективное управление государственными закупками и достичь прозрачности, конкурентоспособности и эффективности в контрактной сфере. Такой подход гарантирует экономическую безопасность и устойчивое развитие в целом.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. Федорова, И. Ю.  Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок: учебник для вузов / И. Ю. Федорова, А. В. Фрыгин, М. Н. Прокофьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 235 с.
3. ФАС России : сайт. – URL: https://fas.gov.ru/news/33030 (дата обращения: 19.03.2024).