Статья:

Особенности системы оценки качества финансового менеджмента государственного сектора

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Осипова Н.Н., Юдин Д.Г. Особенности системы оценки качества финансового менеджмента государственного сектора // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности системы оценки качества финансового менеджмента государственного сектора

Осипова Наталья Николаевна
студент, кафедра финансов и учета ИЭМ НИ ТГУ, РФ, г. Томск
Юдин Дмитрий Геннадьевич
студент, кафедра управления инновациями ИИ ТУСУР, РФ, г. Томск

 

Сегодня главным инструментом функционирования системы финансового менеджмента в секторе государственного управления является необходимость наличия эффективной системы оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС).

Под мониторингом качества государственного финансового менеджмента понимают формализованный процесс, осуществляемый на основе системы показателей, обеспечивающей комплексную оценку и анализ процессов и процедур формирования, распределения и использования бюджетных средств, иных финансовых и нефинансовых ресурсов с целью достижения результатов деятельности [1].

Целью проведения мониторинга является выявление степени соответствия системы финансового менеджмента современным требованиям к управлению общественными финансами и тенденциями его развития, основными из которых являются повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств. При этом ключевая задача состоит в необходимости отслеживания негативных изменений, возникающих при управлении бюджетными средствами и иными ресурсами для последующего принятия своевременных мер, направленных на их минимизацию.

Значение системы оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, в настоящее время сводится к четырем ключевым аспектам:

1) управление рисками нарушений бюджетного законодательства.

2) управление рисками недостижения значений показателей качества финансового менеджмента.

3) осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

4) оценка качества осуществления бюджетных полномочий.

В России оценка качества финансового менеджмента в секторе государственного управления осуществляется на основании действующего Приказа Минфина РФ от 13.04.2009 года «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» [2]. Министерство финансов РФ осуществляет мониторинг качества финансового менеджмента по трем направлениям, представленным на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Направления мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого Министерством финансов РФ

 

Данные виды мониторинга осуществляются на основании следующей информации:

1) бюджетной отчетности, представляемой в Федеральное казначейство главными администраторами средств федерального бюджета;

2) данных и материалов, представленных в Министерство финансов Российской Федерации главными администраторами средств федерального бюджета;

3) общедоступных (опубликованных или размещенных на официальных сайтах) сведений [2].

На текущий момент оценка качества финансового менеджмента осуществляется на основании расчетов показателей, относимых к следующим направлениям деятельности органа государственной власти, представленной на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Направления оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС

 

На основании расчетов показателей по каждому направлению устанавливается итоговая оценка качества финансового менеджмента по каждому распорядителю бюджетных средств, рассчитываемая по следующей формуле [2].

При оценке системы качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС, используется 2 вида показателей: показатели качества и дисквалифицирующие показатели. Под показателями качества следует понимать показатели, которые характеризуют качество исполнения ГРБС процессов и процедур. Дисквалифицирующие показатели характеризуют наличие фактов нарушения законодательства, выявленных органами государственного финансового контроля, в системе ГРБС при исполнении процессов и процедур. Если дисквалифицирующий показатель равен «0», то это означает наличие фактов нарушения бюджетного законодательства, а значение «100» означает отсутствие данных нарушений [1].

Согласно данным, представленным на рисунке 3, можно отметить, что в 2016 году самое высокое качество финансового менеджмента продемонстрировала госкорпорация «Росатом», при этом по 3 направлениям, а именно исполнение бюджета по доходам, учет и отчетность, контроль и аудит получена максимальная 100 бальная оценка качества финансового менеджмента. Седьмое место занимает главное управление специальных программ Президента РФ, при этом по показателям группы кадровый потенциал получена максимальная 100 бальная оценка [3].

 

Рисунок 3. Рейтинг оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС по итогам 2016 года.

 

Анализ динамики средних значений показателей оценки качества финансового менеджмента с период с 2014 по 2016 года представлен на рисунке 4 [3].

 

Рисунок 4. Анализ динамики средних значений показателей оценки качества финансового менеджмента за 2014 – 2016 гг.

 

Согласно данным, представленным на рисунке 4, можно отметить в целом снижение качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС, поскольку снижается сводный показатель оценки за анализируемые периоды. Данное снижение связано в первую очередь за счет уменьшение показателя «управление активами» до 0 в 2016 году, во- вторых, за счет уменьшения среднего значения показателя среднесрочного финансового планирования за 3 года, а также уменьшение показателя «исполнение судебных актов» более чем в 2 раза за анализируемый период. При этом стоит отметить, что в динамике происходит увеличение среднего значения показателя «кадровый потенциал» в 1,5 раза.

Оценка качества финансового менеджмента является важным инструментом эффективного функционирования системы финансового менеджмента в секторе государственного управления, поскольку ее проведение позволяет выявить различного рода нарушения при управлении имеющимися государственными бюджетными средствами, что способствует в последующем принятию необходимых управленческих решений. Но несмотря на, казалось бы, отлаженный механизм оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС, на федеральном уровне, на региональном уровне сегодня нет единого подхода осуществления данной оценки. В настоящее время каждый регион РФ использует свою систему деления ГРБС по группам, свои группы показателей, шкалы оценки, что не позволяет делать качественный сравнительный анализ регионов между собой. Сегодня особенно актуальным вопросом является необходимость разработки единой методологии оценки качества финансового менеджмента на региональном уровне, который будет рассмотрен в дальнейшем исследовании.

 

Список литературы:
1. Д.А. Андреев. Проект системы оценки качества организации финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119048 (дата обращения:27.11.2017.).
2. Приказ Минфина России от 13.04.2009 No 34н (в ред. от 16.05.2016) «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» [Электронный ресурс] – Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 30.11.2017).
3. Финансовый менеджмент. URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/Бюджет/Финансовый%20менеджмент?_adf.ctrl-state=rop5omj8d_58&regionId=45 (дата обращения: 05.12.2017).