Анализ влияния системы ЖКХ на формирование качества жизни населения путем анкетирования жителей Красноселькупского района
Секция: Экономика
XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Анализ влияния системы ЖКХ на формирование качества жизни населения путем анкетирования жителей Красноселькупского района
Аннотация. Цель исследования - оценка условий и факторов формирования качества жизни, а так же ее связью с системой жилищно-коммунального обслуживания различных социальных групп и слоев населения ЯНАО, Красноселькупский район методом социального анкетирования граждан.
Ключевые слова: ЖКХ, ЖКУ, анкета, условие, система, качество жизни, обслуживание, исследование, фактор.
Социологическая анкета содержала 85 вопросов, затрагивающих следующие аспекты: общая характеристика качества жизни населения г ЯНАО, Красноселькупский район; характеристика уровня доходов и анализ расходов иркутян; оценка состояния окружающей среды; характеристика состояния здоровья и медицинского обслуживания горожан; оценка социальной защищенности иркутян; оценка системы пенсионного обеспечения; характеристика системы образования; оценка жилищных условий и системы жилищно-коммунального обслуживания; оценка условий занятости жителей ЯНАО, Красноселькупский район.
В качестве объекта исследования выступило население в возрасте старше 17 лет. Предметом исследования являлись количественные и качественные характеристики, факторы и условия формирования качества жизни населения.
Всего было опрошено 525 жителей. К обработке были приняты 522 анкеты, что позволило соблюсти требование репрезентативности опроса.
Остановимся подробнее на анализе влияния такого фактора как жилищно-коммунальное хозяйство на качество жизни городского населения. Давая оценку качеству услуг, предоставляемых обслуживающей управляющей компанией, ответы респондентов распределились следующим образом (таблица 9).
Как видно из таблицы, практически половина опрошенных (43,9%) удовлетворительно оценивают качество услуг, предоставляемых обслуживающей управляющей компанией. Однако к управляющим компаниям у населения имеется ряд претензий и замечаний.
Таблица.
Оценка качества услуг, предоставляемых обслуживающей управляющей компанией[1]
Оценка |
Человек |
% |
Отличное |
4 |
0,8 |
Хорошее |
30 |
5,8 |
Удовлетворительное |
226 |
43,9 |
Неудовлетворительное |
52 |
10,1 |
Затрудняюсь ответить |
33 |
6,4 |
Дом не обслуживается управляющей компанией |
170 |
33,0 |
Всего |
515 |
100 |
Сегодня квартиры в домах подразделяются на приватизированные и не приватизированные, сами жильцы так же зачастую разделились на плательщиков и неплательщиков потребляемых услуг, что осложняет сведение воедино оценочных показателей и проведение общих технических мероприятий.
Анализ остроты широкого круга вопросов реформирования ЖКХ подтверждает, что все они оказываются первоочередными, а потому требуют комплексного подхода в своем решении. Здесь и состояние жилищного фонда, проблема обновления производственно-технической базы предприятий коммунального хозяйства (износ фондов давно за пределами допустимых норм), и актуальность экономии тепло-энергоресурсов и обеспечение должного уровня качества жилищно-коммунальных услуг, и приемлемость расценок на них в соответствии с уровнем доходов населения.
Анализируя мнения населения по поводу изменений в сфере жилищно-коммунального обслуживания в связи с реформированием сферы ЖКХ, можно сделать не очень утешительный вывод, т.к. большинство (74,7%) считают, что в данной сфере ничего не изменилось, все осталось по-прежнему. Об улучшениях и положительных результатах реформ говорят лишь 5,4% опрашиваемых.
Оценивая мнения населения ЯНАО, Красноселькупский район по поводу изменений в сфере жилищно-коммунального обслуживания в связи с реформированием сферы ЖКХ, можно сделать не очень утешительный вывод, т.к. большинство (74,7%) считают, что в данной сфере ничего не изменилось, все осталось по-прежнему; при этом об улучшениях и положительных результатах реформ говорят лишь 5,4% опрашиваемых. Тарифная проблема ЯНАО, Красноселькупский район сложна еще и тем, что ее решение зависит от общей экономической среды. Если инфляция превышает 10 %-й уровень, то пересмотр тарифов на энергоносители ЯНАО, Красноселькупский район предполагается осуществлять дважды в год, но в таком случае тариф перестает действовать как инструмент бюджетного планирования, позволяющей достичь сбалансированности планов финансовых действий бюджетной системы ЯНАО, Красноселькупский район.
Особенности исследования жилищной проблемы ЯНАО, Красноселькупский район заключается в бесспорном влиянии деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса на качество жизни населения. В настоящее время мы констатируем несостоятельность «старой» системы хозяйствования организаций жилищно-коммунального хозяйства ЯНАО, Красноселькупский район в современных условиях. Однако нынешняя (периода реформ) модель управления системой ЖКХ ЯНАО, Красноселькупский район не дает надежд на сколько-нибудь обнадеживающие результаты.
В разделе анкеты о системе жилищно-коммунального хозяйства вошли вопросы о степени удовлетворения потребностей в жилищно-коммунальных услугах; о возможностях получения ЖКУ и факторах, ограничивающих эти возможности; о наиболее актуальных проблемах жилищно-коммунального обслуживания.
Анализируя деятельность организаций жилищно-коммунального комплекса и оценивая степень их влияния на качество жизни городского населения, складывается впечатление, что за годы реформ ЖКХ государство так до конца и не сформировало законодательную базу, условия и «правила игры» в этой сфере.
[1] Составлено автором.